Точка зрения

Касательно строительства храма на Вшивой горке

Вшивая горка

Найдете "вошек" на Вшивой горке

Каким быть храму

Нужна ли церковь на Вшивой горке?

Дань памяти или угода конъюнктуре?

ПРАВДА БОЖИЯ, ИЛИ КОМУ НЕ УГОДИЛ НИКОЛАЙ ЧУДОВТОРЕЦ

Вшивая горка

 

Вшивая Горка

    Всегда, когда попадаю в историческую часть города, меня обуревают некие сложные переживания. С одной стороны, это воспоминания детства, с другой, осознание того, что по этим местам ходили твои далекие предки, со своими заботами и чаяниями. О чем-то думали, говорили, глядя на те же возвышенности, те же строения:

    Сейчас, когда наш Нижний разросся, облагородился, исчезло определение центральной части как "город". А еще в шестидесятые годы прошлого века оно бытовало:

    - Куда пошел?

    - Да, в город:

    Это при том, что люди жили в непосредственной близости по улицам Мира, К. Маркса, Газетной, Пархоменко, не говоря уже о более отдаленных районах.

    И вот с начала нового, двадцать первого века, интерес к этой части города вновь будоражит умы радеющих за красоту своего города тагильчан. В местных СМИ развернулась нешуточная полемика по поводу будущей застройки природного холма в центре этого района - Вшивой Горки.

    Интересна топонимика этого места. В своей статье, опубликованной в газете "Тагильский рабочий" от 14.01.03, краевед Леонид Толмачев рассматривает несколько версий данного названия, от некой травы мытницы, отваром которой лечили педикулез, до вкрапления золотых крупинок в суглинке холма, которые назывались "вошки". Отметая эти объяснения, он настаивает на своем понимании. Цитирую:

    "Южный склон горки, выходящий на улицу Уральскую, летом покрывался весь зеленью. Ее создавало растение сорное, которое может расти по дорогам, на пустырях и т.д., называемое просвирник. Его молодые побеги и листья ели и в свежем, и вареном виде, пока в Европу, а затем и в Россию не завезли семена салата и шпината. Цветет просвирник с июня до самой осени и почти все лето плодоносит. На одном и том же кустике можно найти плоды и цветки. Плоды просвирника напоминают малюсенькую просвирку, которая белым калачиком запрятана в пазухах листьев. Плоды эти съедобны и казались нам, мальчишкам, очень вкусными. После занятий в школе мы обязательно заходили на эту горушку и, ползая на коленках, раздвигая траву, разыскивали в пазухах листьев эти вкусные, как мы их называли, царские пуговки. Назывался этот процесс: искать "вошек". Возможно, наши деды и прадеды, когда бегали еще босиком, говорили друг Другу: пойдемте искать вошек на Вшивую горку"

    Возможно Л.Толмачев и прав, но я в детстве слышал от своей бабушки Александры Николаевны, урожденной Питерских, двоюродной сестры Александра Питерских - академика Демидовской Академии искусств и ремесел, еще одну версию, связанную тоже с травой. Если Демидовский парк и был местом отдыха, то Вшивая Горка всегда была местом уединения молодых пар. И поводом для шуток был еще один факт, когда на растущую там траву наступали или садились, ломаясь, она издавала характерный щелчок, похожий на звук лопающегося хитинового панциря вши, когда ее давят между ногтей.

    Как бы там ни было, откуда бы ни возникло это название, но страсти, разгоревшиеся в последнее время вокруг этого места, касаются будущего решения властей о характере застройки данного холма.

    Например, Т.К.Гуськова, доктор исторических наук, краевед и профессор кафедры истории Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии, в своей статье ("ТР" от 24 сентября 2005г.), предлагает построить там смотровую площадку, по примеру Эйфелевой башни, мотивируя тем, что на Лисью гору подниматься утомительно. Здесь же можно при помощи лифта автоматизировать сей процесс.

    Появилось несколько "душещипательных" статей в печати, ратующих за постройку еще одного православного храма. В частности, материал опубликованный в "Тагильском Рабочем" от 28 июля 2005 года за подписью Людмилы Гладковой, как ни странно, в прошлом ярого апологета коммунистической идеи, или статья Марии Богомоловой в газете "Консилиум" от 5 января 2006 года. "Блажен, кто верует, тепло ему на свете" - сказал давно умница Саша Грибоедов.

    Объяснение всплеску активности воинствующих христиан дает в своей статье, опубликованной в газете "Горный Край", от 18 ноября 2005 года, Иван Семенов - главный специалист (координатор) проекта "Демидов-парк" музея-заповедника, заслуженный работник культуры РФ, почетный академик Демидовской академии искусств и ремесел, Почетный гражданин Нижнего Тагила:

    ":Наконец, нельзя не высказать соображений и о том месте, которое выбрано членами фонда "Благое дело" для создания нового храма. Выбор явно неудачен, так как и в этом случае основан лишь на самом приблизительном знакомстве, как с историческими источниками, так и с генеральным планом реконструкции исторической части города, так называемого "Демидов-парка". Этот генплан разрабатывался творческой группой Екатеринбургской Архитектурной академии по материалам тагильских коллег, историков и музейных работников, но без их повседневного участия. Поэтому, естественно, в нем представлены и варианты, и предложения к обсуждению, которые при дальнейшей детальной проработке отдельных зон "Демидов-парка" могут быть или приняты или сняты. Так, высотная доминанта на Вшивой Горке обозначена на генплане как "№ 33. Собор. (Предложение)". И не более того:"

    Действительно, собор ли, храм ли, включает в себя много понятий. Это может быть храм науки или искусства, а так же коммерции или правосудия. Почему именно православный храм? В настоящее время на территории Тагила находятся около пятнадцати действующих православных церквей. И если со дня возникновения города по тысяча девятисотый год было построено семь церквей, то за последнее десятилетие только новых построено восемь. Перечисляю:

    1.Воскресенская церковь, каменная, однопрестольная.

    2.Георгиевская тюремная церковь при учреждении УЩ 349/12,

    3.Натальинская тюремная церковь при учреждении УЩ 349/6,

    4.Николаевская тюремная церковь при учреждении УЩ 349/13,

    5.Феодоровская тюремная церковь при учреждении УЩ 349/5

    6.Покровская церковь, каменная, однопрестольная.

    7.Храм Дмитрия Донского на Вагонке.

    8.Храм Сергия Радонежского на Тагилстрое.

    Не многовато ли для не столь крупного города, многонационального и многоконфессионального, как Нижний Тагил? Раньше церкви строились по неким законам. Например, если соединить прямой линией на плане города храм Александра Невского и Казанскую церковь, а Святотроицкую с Введенской ( ныне не существующей, которая находилась рядом с музыкальным училищем). Получится крест с перекрестьем на месте бывшего Входо-Иерусалимского собора (торговый колледж). Картину христианского креста дополняет линия соединяющая Выйско-Николаевскую церковь ( ДК "Юбилейный") с Николе-Пантелеймоновской церковью ( третья городская больница).

    Вновь построенные храмы никакой закономерности не подвластны, как и предполагаемый на Вшивой Горке. Так не лучше ли там возвести некий другой храм? "Храм" представляющий светскую власть. Власть, которая должна решать проблемы материалистического плана ныне живущих людей. Построить некую современную "свечку" из стекла и бетона, этажей на восемнадцать, с наружными прозрачными лифтами. Разместить в нем и мэрию, и городскую думу, и еще несколько госинститутов для управления городом. С рестораном и смотровой площадкой на верхних этажах для туристов. Для удовлетворения же духовных потребностей многочисленных религиозных конфессий на площади вокруг этого здания возвести небольшие культовые сооружения направленности православной, католической, иудейской, буддийской, мусульманской в виде небольшой церкви, кирхи, синагоги, пагоды и мечети.. И особенно важно не забыть стилизованное языческое капище, как памятник исторической вере мансийских племен, на родовых землях которых находится наш город. Мне это видится как мраморное изваяние на середине расширяющейся книзу лестницы к перекрестку улиц Уральская и Красноармейская. Уверен, все религиозные конфессии города с радостью помогут финансами. Отрадно, что "Пенсионный фонд" уже освоил эти площади, возведя свой офис у подножия Вшивой Горки. Не продолжить ли городским властям это начинание?

    В свете современных противостояний верований, этим комплексом Нижний Тагил покажет пример всему Миру национальной терпимости и приверженности к конституционной свободе вероисповедания.

И. Широглазов - тагильчанин в десятом колене.

 

Найдете "вошек" на Вшивой горке

    Немногие тагильчане знают, где находится Вшивая горка и почему она так называется? Вот я и хочу предложить читателям небольшую экскурсию по историческим местам. Раньше улица Ленина называлась Салдинско-Александровская. Пересекает ее улица Красноармейская (Арзамасская). Вот отсюда и начнем.

Непарадное название

    На углу - двухэтажное здание купца Уткина. Позднее внизу был магазин "Гастроном", на втором этаже - медицинское училище. Рядом, в здании по Красноармейской, находился кинотеатр "Горн". Дальше по улице Ленина (в сторону краеведческого музея) большое двухэтажное здание купца Хлопотова. Здесь в 1911 году торговец мукой Хлопотов открыл первый в заводском поселке кинотеатр "Иллюзия". В 1919 году кинотеатр Хлопотова был национализирован и переименован в "Искру". В 1932 году в кинотеатре "Искра" демонстрировался первый звуковой кинофильм "Путевка в жизнь", а в 1946 году тагильчане впервые увидели Цветные мультипликационные фильмы. А дальше до улицы Огаркова - дома купцов Комиссарова и Копылова. Над кинотеатром "Искра" на втором этаже был городской Дом пионеров. На углу улиц Ленина и Огаркова, по правой стороне, - двухэтажный дом купца Мозунова. Позднее надстроены два этажа: внизу был ресторан, в трех верхних этажах - гостиница "Северный Урал".

    От улицы Ленина до Карла Маркса и от Огаркова до Первомайской простиралась торговая площадь с "щепным рядом", где торговали деревянными изделиями: корытами, граблями, решетками, кадками, бочками и т.д. Рядом был "обжорный ряд": столовые, чайные, харчевни, забегаловки. Сейчас на этом месте два сквера. Напротив купеческого дома ("Северного Урала") на площади в 1891 году заложили памятник Александру II. В 1918 году его реконструировали и назвали "Павшим борцам за свободу". Позже на этом месте был установлен бюст "отцу всех народов" И.В.Сталину. Сейчас там остался только фундамент. Между улицами Красноармейской и Огаркова в сторону улицы Уральской проходил переулок, он назывался Вшивая горка, а позже - Ремонтный переулок. На Уральской переулок Ремонтный выходил к главному входу в господский сад, которому присвоили в 1939 году, после смерти писателя-тагильчанина А.П. Бондина, его имя.

Воспоминание из детства

    В 1934 году моя мама повела меня мимо Вшивой горки в первый класс в школу, которая находилась в двухэтажном здании на ул. Уральской напротив музея изобразительных искусств, куда переулок Ремонтный спускался неширокой тропой по крутому склону, заросшему зеленым ковром сорной травы просвирника. На этом склоне в беспорядке валялись каменные надгробные памятники, пять или шесть штук. Они были сделаны из монолитного серо-голубого мрамора. В окрестностях Нижнего Тагила такой мрамор не встречается. На Лебяжке, на Ивановском руднике, добывают наш кроваво-красный, с белыми прожилками, мрамор. Значит, эти памятники были откуда-то привезены. У нас на Среднем Урале такой среднезернистый, от светло-голубого до тёмно-серого цвета, мрамор добывали недалеко от Екатеринбурга у села Мраморского еще в XVIII веке. Жители этого села кустарным способом добывали мрамор и делали из него различные вещи. Возможно, оттуда памятники. Но как они попали в Тагил и почему в беспорядке валялись на склоне Вшивой горки? Такие памятники стоили дорого, их ставили на могилах видных и богатых людей. А мы, мальчишки, когда шли из школы домой, заходили на эту горушку и камнями выбивали на памятниках свои имена. Вот и я оставил свой автограф на памятнике, который лежал на боку. Неизвестно, куда потом они делись?

    Прошло много лет с того времени, и сейчас я сопоставляю некоторые факты. В тридцатых годах, когда началось массовое гонение на священников, уничтожение церквей и храмов, это дошло и до нас. Были взорваны все церкви, а на территориях некоторых находились захоронения видных церковнослужителей. И вот верующие мужики ночью погрузили эти памятники на телеги и увезли, чтобы сохранить их от уничтожения. Видимо, они ехали по переулку на Вшивой горке и на крутом спуске к улице Уральской были вынуждены их свалить. Могли они их привезти из двух расположенных близко от Вшивой горки церквей. Это Входо-Иерусалимский собор, построенный в 1777 г. на улице Александровской (Ленина) напротив краеведческого музея. И Введенская церковь по ул. Шамина (К. Маркса), построенная в 1835 г. напротив Введенского училища, сейчас - музыкальное училище.

Своя версия

    В газетной публикации приводятся версии происхождения названия "Вшивая горка". Первая: есть растение, именуемое "вшивая трава", "вшивица", иначе - медовая трава, сокрица, мытник. Может быть, когда-то она в изобилии росла там?

    Давайте проверим. Название "вшивка" растение получило благодаря тому, что раньше его отваром выводили насекомых у домашних животных. Мытник - растение полупаразитное. На концах его многолетних корней имеются присоски, которыми мытник присасывается к корням других растений и пользуется готовыми соками. Растет мытник по берегам рек, по болотам, болотистым лугам. А на "Вшивой горке" он расти не сможет. Версия вторая. "Вошками" называли вкрапления крупинок золота в суглинке, из которого состоит горка. Рассмотрим и ее. После промывки золота на вашгерте или в старательском ковше остаются черного цвета шлихи. Это минералы по удельному весу немного легче, чем золото. Так вот, в этих черных шлихах и появляются желтого цвета, различного размера и формы, золотинки, которые раньше некоторые старатели и называли вошками. На "Вшивой горке" золота не было и не должно быть. Порода не та. Моя версия происхождения названия "Вшивая горка". Южный склон горки, выходящий на улицу Уральскую, летом покрывался весь зеленью. Ее создавало растение сорное, которое может расти по дорогам, на пустырях и т.д., называемое просвирник. Его молодые побеги и листья ели и в свежем, и вареном виде, пока в Европу, а затем и в Россию не завезли семена салата и шпината. Цветет просвирник с июня до самой осени и почти все лето плодоносит. На одном и том же кустике можно найти плоды и цветки. Плоды просвирника напоминают малюсенькую просвирку, которая белым калачиком запрятана в пазухах листьев. Плоды эти съедобны и казались нам, мальчишкам, очень вкусными. После занятий в школе мы обязательно заходили на эту горушку и, ползая на коленках, раздвигая траву, разыскивали в пазухах листьев эти вкусные, как мы их называли, царские пуговки. Назывался этот процесс: искать "вошек". Возможно, наши деды и прадеды, когда бегали еще босиком, говорили друг Другу: пойдемте искать вошек на Вшивую горку.

Леонид ТОЛМАЧЕВ.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 14.01.03

 

Каким быть храму

    - Ну, что, вас можно поздравить с победой? Молодцы, вымолили все-таки место для храма:

    - Откровенно говоря, не очень верилось, что город отдаст это место верующим:

    Так будут или нет строить храм в центре города?

    Вопросы, поздравления, сомнения и рассуждения:

    А караван, как говорится, идет:    

    Получив согласие главы города на выделение земельного участка в центре города для строительства храма-памятника демидовской эпохе, благочинный Горнозаводского церковного округа протоиерей о.Геннадий Ведерников и приходской актив будущего храма все свои усилия сосредоточили на оформлении технических условий для того, чтобы дали разрешение на проектирование. Один лист согласования для акта выбора земельного участка насчитывает около двух десятков инстанций, и собрать подписи под ними - труд, согласитесь, не из легких, да и не безвозмездный.

    Эскизный проект будущего храма, поэтажный разрез с экспликацией всех служебных и вспомогательных помещений нижнего и верхнего уровня будущей Никольской церкви , предварительный расчет сметной стоимости проекта уже выполнены ООО "Архитектурно-строительная студия" (руководитель Е.В.Стеканова)

    Владыка Викентий одобрил эскизы, ему очень понравилась предложенная идея канонического православного храма, тем более, что этот новый храм должен нести на себе историческую память трех безвозвратно утраченных храмов Нижнего Тагила дореволюционной эпохи. Никогда уже не восстановить на бывших местах ни Введенскую городскую церковь, что была расположена в центре старого города напротив нынешнего училища искусств, ни Входо-Иерусалимский собор, что стоял на горке вместо торгово-экономического колледжа, ни саму родовую усыпальницу Демидовых, что находилась там, где сейчас расположен ДК "Юбилейный".

    Теперь инициаторы идеи постройки храма в центре города вплотную придвинулись к рабочему проекту храма. Сейчас надо срочно проводить геологические изыскания места строительства, определить свойства грунта и т.д., а акт выбора земельного участка застопорился из-за нежелания городской природоохранной инспекции подписать согласительный документ: видите ли, для этого требуется разрешение Министерства культуры России.

    А впереди предстоит самое главное - обеспечение финансирования проекта. Благочинный отец Геннадий, который назначен архиереем в качестве настоятеля будущего центрального городского храма, собирается в поход по далеким городам и весям именно с этой целью. И хотя не видно еще бульдозеров и другой строительной техники на святом бугре в центре города, но молитвенное стояние на нем православных тагильчан продолжается. Сегодня у них появился сильный помощник - заказчиком Николаевского городского храма выступил правящий архирей Владыка Викентий.

    Вспоминается событие пятилетней давности, когда три храма на Уральской земле, в том числе два в Н.Тагиле, заложил во время своего визита патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

    Через четыре года на этих местах стояли великолепные памятники церковного зодчества - храм Дмитрия Донского около танка на УВЗ и храм Сергия Радонежского на НТМК. У прихожан будущего Никольского храма есть предложение пригласить Патриарха на освящение фундамента будущего центрального нижнетагильского храма. Может, тогда и у нас дело сдвинется с мертвой точки.

    А туристическо-паломнический маршрут "Серебряное кольцо Урала" обязательно должен пройти через наш индустриальный город, основанный во времена заводовладельцев Демидовых. Храм - памятник этой эпохе в центре будущего Демидов-парка как раз займет достойное место в экскурсионной панораме маршрута. Поставить вопрос об этом перед областным правительством и губернской властью должны все заинтересованные лица на уровне епархии совместно с городским муниципалитетом.

    Но, наверное, не надо думать, что все это произойдет само собой. Владыка помолится, влиятельные спонсоры поддержат проект, верующие люди соберут деньги и все - заиграет куполами храм, заговорят колокола. Недаром ведь в экпресс-опросе "Храм или бар", проведенном городской газетой "Тагильский рабочий", прозвучал голос бывшего торгового работника: "Хотите строить - стройте! Меня интересует лишь один вопрос: кто будет платить? На карман Абрам Борисовича не рассчитывайте!"

    Интересно, знает этот самый "Абрам Борисович" что в нашем городе уже был опыт строительства храма на народные пожертвования? И собор Александра Невского, что за прудом, обошелся уральцам в 25 раз дешевле, чем возведение такого же храма по такому же проекту в Париже? И это только потому, что возглавлял народную стройку достойный гражданин города, уважаемый и почитаемый в разных сословиях тогдашнего населения, такой как Дмитрий Петрович Шорин, которого сам Мамин-Сибиряк называл самородком редкой величины и красоты.

    Конечно, запросить на проект кругленькую сумму, а потом пустить ее в оборот - дело не такое уж хитрое. Как говорила моя бабушка, с деньгами и дурак построит. А вот посчитать каждую копеечку, как это делал народный прораб, заставить подрядчиков и субподрядчиков относиться к этому объекту как к собственному - словом, воевать за каждый сантиметр храмовой стены - это возможно лишь тогда когда сам возводящий храм понимает всю ответственность за взятое перед Богом и людьми обязательство.

    Кто знает, может в неизвестном этом "Абраме Борисовиче" умирает второй наш Шорин? Ведь в его вопросе не только личная забота о собственном кошельке. Скорее всего наш земляк-тагильчанин тоже стоит сейчас перед выбором, о котором когда-то в свое время говорила известная православная старица Матрона Московская, ныне прославленная в чине святых исповедников христовой веры. В 1943 году прозвучали ее пророческие слова о нашем сегодняшнем времени. "После Сталина пойдут руководители один хуже другого. Поездят они по заграницам и увидят, что так жить, как мы живем нельзя. И найдется среди них один, который захочет все переделать: Но если бы он знал, что у него ничего не выйдет: К церкви на некоторое время будет послабление, а потом к власти придут прежние и будет хуже, чем было. Вот тогда и предложат людям выбор - крест или хлеб: Многие выберут хлеб:"

    Предполагаемый храм в центре города - это будущее его духовное сердце, как отметила в своем экпресс-ответе другая пенсионерка, тоже тагильчанка Нина Павловна Медведева. И позиция каждого гражданина независимо от его вероисповедания или атеистических воззрений - быть храму в центре города или не быть - это для всех нас, современных жителей Тагила, тоже своеобразный экзамен.

    Что мы выберем сегодня хлеб (зрелища, досуговые центры со всем их арсеналом платных услуг, зоны отдыха с пивными разливанными реками и мусорными берегами) или крест - духовно-нравственное возрождение, соединение с традициями и культурой предков, нелегкий труд по спасению души?

    Конечно, можно и нужно серьезно заниматься и такими вопросами нашей обыденной жизни, как культура отдыха, культура поведения в общественных местах. Можно и нужно разбивать дорожки и газоны, ставить скамейки и скульптуры, сооружать греческие ротонды и т.д.

    Жаль только, что не обойтись нас в наше время без одной обязательной детали такой зоны отдыха - постового милиционера. Но около каждой урны его не поставишь. И выбор придется делать уже такой пускать или не пускать своего ребенка в место предполагаемого отдыха. А в храме Господь хранит и малого, и старого

    Так может не будем уподобляться психологии победившего обывателя для которого важен лишь сегодняшний день. Наш выбор должен быть в ответе перед будущими жителями Нижнего Тагила во все времена.

Людмила Гладкова

Литература: Газета "ТАГИЛЬСКИЙ РАБОЧИЙ" от 28 июля 2005 года

 

Нужна ли церковь на Вшивой горке?

    К вопросу об исторической зоне города

    Возвращаясь к напечатанному

    В числе многочисленных вопросы и проблем, которыми озабочены мы, тагильчане, за последнее время выдвинул и занял заметное место проект освоения пространства в одном из мест, расположенных в исторической зоне города.

    Речь идет о хорошо известной тагильским старожилам так называемой "Вшивой горке"

    Как иногда случается, относительно простой вопрос о том, как лучше (т.е. с возможной пользой) для жителей Тагила, как нынешних, так и будущих, использовать своеобразный рельеф местности, неожиданно "идеологизировался" и даже "политизировался". Это вызвало характерное для нашего непростого времени "борение страстей", направляемой отдельными заинтересованными лицами, взявшими на себя роль бескорыстных "радетелей общественной пользы"

    Разумеется, не обошлось здесь и без местных СМИ. В напечатанной в "Тагильской рабочем" 28 июля статье Л.Гладковой "Каким быть храму" Вшивая горка уже превратилась в легендарную "Никольскую гору". При этом, очевидно, имелось в виду позднее название одной из Маральских гор, расположенных на Вые? А компьютерный монтаж с изображением Выйско-Никольского храма с явным нарушением всех пространственных пропорций подается как фотография из архива. Все это создает заведомо ложное представление у доверчивых читателей, слабо знающих историю Тагила и наивно верящих в реальную возможность воссоздания разрушенной в советское время Выйско-Никольской церкви (восстановили же в Москве храм Христа Спасителя - а мы что хуже?)

    А дальше уже идет политика в чистом виде, слегка замаскированная религиозно-идеологическими рассуждениями.

     Тагильчанам ультимативно предлагается суровый выбор: "Хлеб" (т.е. зрелище, досуговые центры, зона отдыха и т.д.) или "крест" (духовно-нравственное возрождение, труд по спасению души). Или-или, третьего не дано. А поэтому следует на Вшивой горке (она же "Никольская гора") воздвигать православную церковь. И только ее. Средства на это найдутся (Бог поможет). Найдутся и "богобоязненные" спонсоры. А главное - сам народ (т.е. налогоплательщики), ему не привыкать: построили же тагильчане на свои деньги Александро-Невскую церковь на Гальянке. Вера, в том числе. И в помощь божескую - вещь хорошая. Но нам. Простым людям, непосвященным в финансовые операции и бюджетные сложности, все же не совсем ясно, откуда возьмется огромная сумма на постройку нового храма (тем более, если он будет хоть отдаленно похож на Выйско-Никольский храм).

    Возможности города крайне ограничены, и участие церкви ( в том числе уральских церковных кругов, благословляющих эту затею) вероятнее всего, как обычно, этим благословлением и ограничится.

    Строить же за счет народа, насколько это реально в современных условиях? Кстати, внесем еще одну "историческую поправку" насколько уместна здесь аналогия со строительством Александро-Невской церкви.

    Тагильские краеведы и историки знают, что закладка ее в 1862 году была обусловлена единодушным решением всего местного общества, что было юридически закреплено местными сельскими сходами и всех четырех частей Нижнетагильского селения.

    В отличии от сооружений прежних церквей, построенных исключительно на деньги владельцев заводов Демидовых, деньги на гальянскую церковь собирали сами жители Тагила, пожелавшие этим актом отметить памятное для них историческое событие - отмену крепостного права. Это вполне отвечало тем реалиям той исторической эпохи - так же, как и выбор названия церкви - в честь Александра II - "освободителя крестьян".

    Какое же историческое событие, равное по значимости Манифесту 19 февраля 1861 года, способное объединить тагильчан, предлагают отметить инициаторы строительства храма на Вшивой горке? Распад СССР? Русского общества? Полуудачу современных "полуреформ" вроде монетизация льгот. Вряд ли это или что-то подобное захотели бы отметить наши предки сооружением храма, на авторитет которых любят ссылаться руководители тагильской церковной партии (в частности, активисты фонда "Благое дело")

    Да и "второго Д.П.Шорина", которого современники по праву называли не организатором, а "душой" строительства Александро-Невской церкви что-то не видать среди сегодняшних претендентов на эту роль. В частности, тагильчан не могло не удивить назначение настоятелем (еще не существующий церкви) протоиерея о.Геннадия (Ведерникова). Итак, ссылка на историю здесь не помогает? Скорее - наоборот.

    Попробуем теперь высказать свое мнение о главном аргументе современных тагильских церковников. Ну конечно же, речь идет о пресловутой "православной духовности" и "православной культуре", которую должно укрепить появление в городе еще одной церкви - конечно же, непременно православной и обязательно на том самом "заветном" месте (о котором речь шла выше). Но кому же, как не Л.Гладковой, в прошлом преподавателю философии пединститута, не знать. Что понятие культуры (в частности, духовной культуры) исключительно широко и отнюдь не сводится к религии, которая является лишь одним из компонентов культуры, древнейшей и весьма специфической формой человеческого сознания, роль которого в развитии человеческого сознания не возрастает, а наоборот, уменьшается по мере того, как развиваются другие виды деятельности человека: образования, просвещения, науки?

    Противопоставление "духовности" и "материальности (соответственно духовной и материальной культуры) - это уже пройденный путь человеческой цивилизации. И уже давно доказано (о чем знает и историк по образованию Н.Н.Селянина, что не было (и не могло быть!) какой-то особой "русской православной культуры" (хотя православная религия, несомненно, сыграла немаловажную роль в становлении и развитии культуры Древней Руси и Русского государства на определенном историческом этапе).

    Вряд ли правильно в нашем многонациональном и многоконфессионом обществе добиваться особых льгот и привилегий для православной церкви и "забывать" о том. Что по Конституции наше государство светское и церковь в нем отделена и от государства, и от школы. И Нижний Тагил не может быть здесь исключением (как бы заманчиво это кому-то не казалось). Так зачем же, пользуясь путаницей в головах неискушенных в идеологических тонкостей людей, внушать им заведомо ложные понятия?

    Конечно, выдержать натиск фанатов от религии (при этом всегда действующих из самых лучших побуждений) нелегко. Видимо, этим объясняется успех "православной партии" в борьбе за выгодный ( не только в "духовном" и "материальном" отношении) земельный участок в центре города, где они собираются построить очередную православную церковь.

    Однако все же хочется надеяться, что окончательно точка здесь еще не поставлена. В частности, насколько нам известно, вопрос этот в городской Думе еще не разбирался.

    Ну а пока попробуем сформулировать наши аргументы против строительства церкви в исторической зоне города.

    Аргумент первый. Вызывает сомнение прежде всего актуальность (и даже неотложность) появления в городе еще одной православной церкви, поскольку уже сейчас число таких церквей превосходит их количество в дореволюционном Тагиле. Они вполне удовлетворяют религиозные потребности тагильчан этой конфессии(что могут подтвердить и социологические исследования)

    Аргумент второй. Разработка плана восстановления исторической части города (т.н. "Демидов-парк") еще далеко не завершена, и указанное в плане место возможного размещения там церкви, по словам разработчиков не окончательный, а лишь условный, предварительный характер. Речь идет всего лишь об архитектурной доминанте расположения в одной их высоких "точек" местного рельефа. Не более.

    Аргумент третий. Указанной выше "доминантой", по мнению тагильских историков и краеведов, вполне может стать созданная на Вшивой горке смотровая площадка. Такого рода сооружения имеются в ряде старинных русских исторических города, в частности - в Полтаве и Костроме. Устройство ее именно на Вшивой горке не требует от города больших затрат и является вполне оправданным - прежде всего с исторической точки зрения. Представляя собой едва ли не единственной в этой части города остаток первоначального природного рельефа, она является уникальным природным историческим памятником. Эта горка была продолжением столь же древней, но плохо сохранившейся Птахиной горы, в обход которой проходит первый Старозаводский тракт., соединяющий старый (Невьянский завод) Демидовых с новым Нижнетагильским заводом. Здесь проходила граница первоначального Тагильского поселения начала XVIII века. Здесь же возникли первые улицы: Нижняя (ныне Уральская) и Верхняя (современная Ленина). С этого места открывается великолепный вид на дальние и ближние окрестности Тагила, в том числе на пруд, Александро-Невскую церковь на Гальянке и башенку на Лисьей горе, ставшую своего рода символом города.

    Вид этот не нуждается ни в каких "дополнения", в том числе и в задуманном новоявленными "блюстителями исторических и духовных традиций" храме-новоделе на мифической "Никольской" горе. Он здесь просто не нужен, а с архитектурно-художественной точки даже вреден.

    В то же время устройство на этом месте смотровой площадки более чем уместно: именно здесь должен начинаться туристический маршрут "Серебряное кольцо Урала" (точнее, его часть, проходящая через наш богатый историческими достопримечательностями город).

    Спроектировать и обустроит смотровую площадку, снабдив ее необходимой и в то же время умеренно-скромной "инфраструктурой" - дело тагильских архитекторов и предпринимателей, с которым они вполне могут справиться без "варягов" и излишних неоправданных бюджетных трат. Такая площадка доступней Лисьей горы, куда не столько по традиции, сколько по необходимости (куда же еще?) водят своих гостей тагильчане, чтобы полюбоваться панорамой города.

    Аргумент четвертый (или точнее "контраргумент" упорным, но малодоказательным утверждениям проповедников и т.н. "православной культуры и их покровителей)

    Он касается действительно актуальных задач сохранения исторического и культурного наследия. Это связано с вполне реальной опасностью потерять немногие, пока еще сохранившиеся архитектурные памятники XVIII-XIX веков. Это здание демидовского управления (ныне музей-заповедник), демидовской больницы, господские дома-усадьбы на улицах Кирова, Тагильской, Ленина и Уральской. Положение их (особенно домов, построенных талантливыми уральскими архитекторами) поистине катастрофическое: они уродуются и разрушаются буквально на наших глазах. Еще два-три года, и мы потеряем их безвозвратно. А вместе с ними исчезнет и историческая эпоха, воссоздать которую не помогут никакие церковные "новоделы", способные якобы не только "осуществить духовно-нравственное возрождение тагильчан", но и заодно "реализовать соединение с традициями и культурой предков".

    Но о каком "соединении с культурой предков" может идти речь, если исчезнут сами подлинные памятники культуры прошлого? Чтобы этого не произошло, именно на это в первую очередь должны быть направлены усилия администрации города. Но бюджет города ограничен, и в силу этого все жители Тагила должны принять участие как в сборе средств (по мере своих возможностей) и проведении масштабных восстановительных и реставрационных работ (это может каждый, и в первую очередь - молодежь, не говоря уже о промышленных предприятиях города).

    А разве не вызывает у нас, тагильчан, закономерное чувство стыда то, что в "демидовском горном гнезде" до сих пор отсутствуют памятники основателям тагильских заводов Демидовым, а также нашему знаменитому земляку - певцу Урала Д.Н.Мамину-Сибиряку?

    Можно сказать с уверенностью, что ни один тагильчанин не останется в стороне, если будет объявлена подписка на сбор средств на эти памятники. Кстати, такие предложения уже высказывались жителями Тагила неоднократно, но, к сожалению, не были поддержаны нашими властями и местной прессой. Это надо исправлять - время не ждут, история не простит.

    Будем же достойны памяти наших предков 0 не на словах, а на деле сохраняя для потомков и приумножая "историческое и культурное наследство" во всей его полноте!

    Не в этом ли состоит подлинная духовность?

Т.К. Гуськова, доктор исторических наук, краевед и профессор кафедры истории Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии.

Литература: Газета "ТАГИЛЬСКИЙ РАБОЧИЙ" № 178 от 24 сентября 2005 года, С. 2

 

Дань памяти или угода конъюнктуре?

     Почему сомнителен проект восстановления храма

    Три года назад в муниципальной прессе началось обсуждение инициативы членов общества "Благое дело", предложивших возвести в исторической зоне города, на Вшивой горке новую церковь. К дискуссии, принявшей довольно острый характер, подключился и "Горный край" (№ 95 от 26.08.2005 г.)

    Помпезный новодел не заменит места упокоения

    По первоначальному замыслу инициаторов строительства храма на Вшивой горке, здесь предлагался грандиозный религиозно-мемориальный Демидовский комплекс, который включал бы копию разрушенной Выйско-Никольской церкви - фамильной усыпальницы Демидовых.

    Это неудивительно, ведь даже почти через сорок лет после ее разрушения не удалось окончательно истребить у жителей нашего города память об этом незаурядном храмовом сооружении, которое было на Урале первым образцом русско-византийского стиля, построенным по проекту его зачинателя, выдающегося русского архитектора К.А.Тона. Создатель Большого Кремлевского дворца, множества церквей, набережных и вокзалов в Петербурге, Москве и других городах, К.А.Тон известен прежде всего как автор храма Христа Спасителя.

    Всегда существует опасение: станет ли воспроизведение адекватным оригиналу? Не будет ли оно всего лишь грубой подделкой? Пример храма Христа Спасителя, восстановленного при обилии документальных источников - редчайшее исключение.

    В случае с Выйско-Никольской церковью мы не располагаем даже минимальной полнотой источников. В распоряжении исследователей лишь ранний неосуществленный проект другого архитектора А.Х.Криха, и макет малого масштаба, выполненный по проекту К.А.Тона, который дает лишь общие представления о наружном облике храма. Интерьер же церкви практически невосстановим из-за почти полного отсутствия его изображения и подробных описаний современниками.

    Тем не менее, из сообщений прессы можно было заключить, что предварительное проектирование по заказу фонда "Благое дело" уже ведется и макет архитектора Е.Стекановой рассмотрен и даже улучшен архитектором области Г.Мазаевым. Однако описание деталей, "обилия витражей:на западный манер" или "иконостаса каслинского литья", свидетельствует, что перед нами совершенно произвольная трактовка, не связанная с утраченным оригиналом и не подкрепленная даже минимальным его изучением. Конечно, любой архитектор-практик заинтересован, прежде всего, в выражении собственных идей и разработке собственных проектов. Но стоит ли в таком случае связывать совершенно произвольный фантазийный проект с конкретным памятником - демидовской церковью-усыпальницей и тем самым вводить в заблуждение читателей?

    К тому же воспроизведение утраченных памятников допустимо лишь на их прежнем, исторически определенном месте, с которым тесно связана историческая память или grnius loci - гений места, как называли ее древние. В нашем же случае произвольный выбор места представляется тем более неоправданным, что с ним утрачивается сама сущность храма-усыпальницы. Никакой помпезный новодел не способен спасти ситуацию, если по-прежнему неотмеченным останется место, где некогда покоились люди и где их могилы были варварски разрушены. И христианская мораль, и историческая справедливость требуют увековечить память об усопших именно на месте их прежнего погребения.

    Картина видится шире

    В склепе Выйско-Никольской церкви некогда покоились пять представителей этого рода.

    Среди них были и те., кто оставил заметный след в культуре нашей страны. И этот след до сих пор составляет живую культурную традицию, которой мы вправе гордиться и которую должны беречь. Речь о Николае Никитиче Демидове и его старшем сыне Павле Николаевиче.

    Известно, что жители Флоренции, где провел последние годы жизни Н.Н.Демидов, почитают его имя и гордятся школой и термальной лечебницей, построенными им и благополучно существующими в наши дни. Но вот такие же, действующие до сих пор и связанные с его именем учреждения, живы и в нашем городе. Это горно-металлургический колледж им Е.А. и М.Е.Черепановых - наследник Выйского технического училища, ставшего благодаря заботам Н.Н.Демидова, лучшим на Урале. Это и построенный при его живейшем внимании ко всем моментам строительства, заводской госпиталь, который сейчас входит как поликлиника в состав центральной городской демидовской больницы. Сюда и сегодня каждое утро стекаются больные.

    Не менее важно увековечить и имя Павла Николаевича Демидова - учредителя первой в России академической премии, а 1831-1865 гг. присуждавшейся "за оригинальные творения во всех отраслях человеческих знаний, словесности и промышленности в своем Отечестве". Восстановленная в 1993 году Уральским отделением РАН, она стала за прошедшие годы общероссийской и одной и престижнейших в нашей стране. Тем большую неловкость вызывает тот факт, что на месте бывшего погребения ее учредителя до сих пор нет даже памятной доски.

    Однако, возразят нам, прежнее место Выйско-Никольской церкви с демидовским склепом в ней ныне застроено. Здесь и Дворец культуры "Юбилейный", для закладки которого в 1963 года были взорваны руины, и торговый комплекс "Феникс". Это так, и едва ли ситуация изменится в обозримом будущем. Но мы не считаем возможным восстанавливать Выйско-Никольскую церковь. Не призываем и возводить здесь новый грандиозный мемориал. Но вполне возможно, по нашему мнению, установить либо на площади перед ДК "Юбилейный", либо в сквере за ним (что, кстати, приведет к облагораживанию самого сквера) небольшой памятник. Он может иметь вид часовни, голгофы с крестом, памятной плиты или какой-либо иной.

    А может быть, стоит несколько переработать, с учетом нового места и обстоятельств, проект памятника Н.Н.Демидову, разработанный по заказу Международного Демидовского фонда скульптором О.В.Подольским и архитектором М.В.Подольским.

    Он выполнен в виде бюста на пьедестале, одна часть которого обработана как классическая колонна, а вторая имеет подчеркнуто современную форму. Место, выбранное ранее для его установки - в сквере перед гостиницей "Северный Урал" - не представляется удачным. Большая торговая площадь, устроенная здесь по инициативе местного купечества, идейно не связана с деятельностью Демидовых ни как промышленников, ни как меценатов и филантропов. К тому же поочередно сменявшие друг друга монументы: сначала Александра II, затем Февральской революции и, наконец, И.В.Сталину - служили зримыми вехами политических перемен. В таком контексте установка бюста Н.Н.Демидова именно на этом месте не может не выглядеть данью новой политико-экономической конъюнктуре.

    Наконеуц, нельзя не высказать соображений и о том месте, которое выбрано членами фонда "Благое дело" для создания нового храма. Выбор явно неудачен, так как и в этом случае основан лишь на самом приблизительном знакомстве как с историческими источниками, так и с генеральным планом реконструкции исторической части города, так называемого "Демидов-парка". Этот генплан разрабатывался творческой группой Екатеринбургской Архитектурной академии по материалам тагильских коллег, историков и музейных работников, но без их повседневного участия. Поэтому, естественно, в нем представлены и варианты, и предложения к обсуждению, которые при дальнейшей детальной проработке отдельных зон "Демидов-парка" могут быть или приняты или сняты. Так, высотная доминанта на Вшивой горке обозначена на генплане как "№ 33. Собор. (Предложение)" . И не более того.

    Уже при обсуждении этого документа, состоявшемся в июне 2003 года при главе города, это не нашло поддержки. Мы не будем здесь повторять ни причин, ни аргументов в защиту зоны культурного отдыха тагильчан. Такой зоной и должна, по замыслу разработчиков "Демидов "Парка", стать улица Уральская, на которой вблизи городского парка сложился ансамбль учреждений культуры: музеев и библиотек.

    Еще на рубеже XIX и ХХ столетий на этой, некогда престижной улице, являвшейся традиционным местом расселения чиновников и купечества, сложился целый педагогический комплекс: здание Высшего начального и Горнозаводского училищ, общежитие для иногородних школьников, дом выдающегося педагога и деятеля просвещения Н.И.Кларка. Эти здания сейчас далеко не в лучшем виде. И вся улица с поистине гоголевской лужей в центре имеет запущенный, захолустный вид. Буквально вопиют о спасении руины памятника середины XIX века, бывшего Верхотурского уездного земства, а позже Учительского института - предшественника современной социально-педагогической академии. В аварийном состоянии находится памятник архитектуры и истории федерального значения - бывший дом управляющего Нижнетагильским округом, запечатленный на страницах романа Д.Н.Мамина-Сибиряка "Горное гнездо". И рядом с этой "уходящей натурой", в которой, вопреки разорению, еще дышит и голосами предков молит о спасении наша история, нам предлагают возвести монументальное церковное сооружение, которое якобы возьмет на себя роль "культурно-исторического центра"! Трудно назвать такую идею иначе как нуворишеской, или новорусской.

    Иван Семенов - главный специалист (координатор) проекта "Деидов-парк" музея-заповедника, заслуженный работник культуры РФ, почетный академик Демидовской академии искусств и ремесел, Почетный гражданин Нижнего Тагила.

Светлана Клат - главный специалист музея-заповедника, заслуженный работник культуры РФ,

Литература: Газета "ГОРНЫЙ КРАЙ", № 131 (1171), пятница, от 18 ноября 2005 года

 

ПРАВДА БОЖИЯ, ИЛИ КОМУ НЕ УГОДИЛ НИКОЛАЙ ЧУДОВТОРЕЦ

    Да. Что и говорить, читая публикации той подборке, что имела место быть в газете "Горный край" (№ 131 от 18 ноября 2005 года) под заголовком "Дань памяти или угода конъектуре?",волей-неволей вспоминаешь слова великого псаломопевца царя Давида: Сказал безумец в сердце своем: нет Бога:"(Пс.13) Ежели автор, рассуждая о строительстве в Тагиле: нет, не театра, не стадиона, не музея, не кинотеатра, но храма Божия, берет во внимание лишь те аспекты, которые в нем сразу выдают человека неверующего и об истинной духовности не имеющего никакого понятия, то как он может осознать тот факт, что православные в данном случае выступают прежде всего не за восстановление еще одного памятника старины (хотя и это немаловажно в государстве, лик которого изранен руинами тысяч старинных церквей), но за воздвижение в городе собора великому святому. А в собор ходят вовсе не для того, чтобы любоваться его наружным обликом, каслинским литьем иконостаса или дискутировать по поводу "произвольной" (по выражению автора) трактовки" деталей собора архитектором области. Но как это все объяснить людям - экскурсантам по жизни, не ведающим истинной глубины мировосприятия, не имеющим в душе веры христианской?

    Архиепископ Иоанн (Шаховский) писал: "Путь высокой веры есть направление, данное всем людям: Там мы, люди не сомневаемся, что наша мать есть именно наша мать, хотя уверенность наша не покоится на опыте собственных знаний, в держится на вере, на доверии к близким людям: Вера есть то, что живет Богом, в не собою. Вера есть никий новый воздух, через который предметы мира видны по -новому и все по-новому видится". Всемирно известному гению в области хирургии, архиепископу Луке (Войно-Ясенецкому) однажды первым секретарем тамбовского обкома партии Волковым был задан вопрос: "Как это вы, профессор, не видевши никогда Бога, верите в НЕГО?" "А вы в ум человеческий верите?, - спросил святитель Лука, - Верю" - "А я не раз вскрываю человеческий череп, рассекал мозг и никакого ума там не находил".

    Атеистам свойственно выступать против Бога. Ясно, что и против строительства новой церкви не стали выступать люди, хотя бы терпимо относящиеся к вере или воцерковлению. Не трудно понять, какую ненависть надо питать к Богу и его святым угодника (ведь храм-то Никольский), чтобы выискивать, прямо-таки из пальцев высасывать лжеаргументы и, используя громкие титулы и звания, три года мешать реализации православного проекта.

    Старец Паисий Афонский одному из паломников заметил: "В современных людях найдешь, что хочешь, только не благие помыслы. Они становятся все большей редкостью". Прозорливый старец не был пустословом. Дальше разумейте сами, применительно к вышеупомянутым публикациям. Если помыслы благие - редкость, то что уж говорить о делах?! Не потому ли благотворительный фонд "Благое ело" и его лучшие сотрудники подвергаются постоянным и неустанным нападкам антихристиан? По мере массового омертвения чести, совести, как видим, активизировались под разными личинами наступления на православных тех лиц, кто ради учинения помех в строительстве нового храма готов идти на любые фальсификации.

    Не будем вдаваться в разбор и опровержение надуманных ими доводов, как и аргументов, какими оперируют Иван Семенов и Светлана Клат, поскольку суть ни в них, а в принципиальном противостоянии богоборцев верующим. Среди откровений бодухновенного старца Паисия Афонского есть предупреждение: "За мирским духом современной "свободы", отсутствия уважения к Церкви Христовой, к старшим, родиетлям и учителям, которые имеют страх Божий, кроется духовное рабство, смятение и анархия, ведущая людей в тупик и телесной катастрофе". И мы вам сейчас докажем, что предвестники такой катастрофы не заставили себя долго ждать.

    Наши оппоненты Иван Семенов и Светлана Клат говорят о снесенной Никольской церкви как "незаурядном храмовом сооружении, которое было на Урале первым образцом русско-византийского стиля, построенным по проекту его зачинателя, выдающегося русского архитектора К.А.Тона. Но они ни словом не обмолвились о тех, кто позволил себе недрогнувшей рукой разрушить столь (простите, не люблю приставку "бес") безценное и "незаурядное" "выдающегося". Богоборцы от революции взорвали собор, а богоборцы новорусские стеной стоят против попыток его восстановления, находя десятки фиктивных доводов. Кого они хотят обмануть своими учеными званиями и ложными аргументами?

    Неужели полагают, что, если не дать выстроить еще один храм, то вера в народе прибывать не будет. Это напоминает притчу о детях, которые в отсутствии родителей решили полакомится запретным. Поставили снедь на стол, по обычаю сначало хотелось помолиться, да стыдно - кражу ведь совершили. Тогда взяли полотенце и завесили кионы, "чтобы боженька не видел".

    Так и тагильские богоборцы словно бы наивно решили, что, если не будет храма Николая Чудотворца - многовекового защитника прав обиженных и униженных, то и некому будет восстановить попранную тут и там справедливость, а персонам, креста на себе не имеющим, куда легче станет продолжать творить свои беззакония.

    Возьмем хотя бы один тревожный предвестник будущей катастрофы: беспризорных детей. Тагильские и пригородные детские дома переполнены, как и те, что множатся на территории нашей многострадальной Родины. Матушка Россия мироточением икон повсюду оплакивает не только миллионы убитых в абортариях малюток, но и сотни тысяч брошенных живых - неприкаянных, грязных, голодных, озябших и никому не нужных, слоняющихся по подвалам, чердакам, канализационным колодцам и: по притонам.

    "отними у русского народа Православие, и от него не останется ничего! Эти слова Ф.М.Достоевского - не только укор всем нам, но и объяснение сегодняшнего положения в области детского воспитания, - пишет в своей книге "Детская правда" Н.А.Дробышевская, практикующий психотерапевт. -: Какие страшные лица бывают у детей, поступающих к нас в отделение! Они выглядят намного старше своих лет. Детские лица в морщинах, с выплаканными глазами. Они отражают весь ужас отсутствия любви:

    Если научится слушать детей и слышать то, что они говорят, то можно без труда определить наши духовные диагнозы"

    Каждое утверждение опытный детский врач-психотерапевт подтверждает десятками конкретных примеров из жизни своих маленьких пациентов, которых самые близкие люди довели до психических срывов и асоциальных поступков. Оказывается, армейская "дедовщина" корнями уходит в специнтернаты, спецотделения, детские исправительные колонии, куда стараниями родителей -алкоголиков уже десятки лет попадают сотни тысяч российских детей, наученных взрослыми преступному поведению.

    Вы, конечно, вправе спросить, какое отношение все это имеет к вопросу о тагильском храме. У Н.А.Дробышевской имеется готовый ответ: ": любой сирота или брошенный ребенок должен знать, что у него есть Отец Небесный, Матушка Пресвятая богородица, Друг Ангел Хранитель и много- много Учителей -святых, от века Господу угодивших. Он должен не просто верить, но твердо знать это и переживать на практике, потому что так и есть на самомо деле!

    Но этому взрослый человек обязан вначале научиться сам, чтобы потом суметь научить ребенка:

    Швейцарский психолог Карл Юнг в начале ХХ века, анализируя свою работу писал: "За последние тридцать лет из всех цивилизованных стран мира приходили ко мне для консультации. Среди моих пациентов зрелого возраста не было ни одного, чьи проблемы не происходили бы из-за отсутствия религиозного воззрения.

    Можно определенно сказать, что все они чувствуют себя больными, потому что потеряли вечные ценности - то, что может дать живая религия своим последователям. Ни один из этих пациентов не может быть полностью исцелен, если не возвратится к религиозным воззрениям".

    Н.А.Дробышевская далее предостерегает? "проблема уже представляет большую угрозу обществу, прежде всего потому, что заброшенные, нравственно покалеченные дети через 10-20 лет вырастут в неполноценную нацию. Неполноценную потому, что десятки тысяч, а по российским масштабам - миллионы детей практически не адаптированы в обществе, но при этом очень хорошо адаптированы в криминальной среде.

    Если мы хотим оградить общество от эпидемий серийных убийств и террора - давайте помогать "трудным" подросткам и детям справляться с тем горем и ненавистью, которыми переполнены их души" Иначе что будет делать государство с этими гражданами?

    Исходя из христианского понимания человека, как существа трехсоставного, состоящего из тела, души и духа, о чем повествует труд профессора медицины, известного хирурга архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) "Дух, душа, тело", мы вправе распространить этот принцип трехсоставности на человеческую семью.

    Так, например, протопресвитер Русской Православной церкви, профессор-педагог В.В.Зеньковский утверждал, что семейная жизнь имеет в себе три стороны: биологическую, социальную и духовную. Если "устроена" какая-либо одна сторона, а другие либо отсутствуют, либо находятся в запущенности, то кризис семьи будет неизбежен.

    "Сеть психиатрических клиник стала множиться по мере разрушения Церкви, - пишет Н.А.Дробышевская, - после религиозного разгрома лечить все болезни, в том числе и духовные, взялись врачи. Психиатрические больницы по сей день множатся, но опыта духовного исцеления в них нет. При существующих обстоятельствах, пока не начнутся перемены в семьях, нельзя ждать хороших результатов от лечения у врачей-психиатров и психотерапевтов. Результатов, собственно, и нет, хотя дети выписываются "с улучшением".

    Но коль скоро мы дело имеем с сильнейшим духовным недугом, то лечить надо прежде всего духовными средствами и способами. То есть восстанавливать ту структуру общественной жизни, которая отвечает не за прирост валового национального продукта и всеобщее оздоровление народонаселения, а за душу человека, за его совесть, за его, говоря языком Евангелия, рождение свыше.

    Хочется верить, что тагильчане не считают свой город неким счастливым оазисом, коего не коснулись все вышеперечисленные проблемы. Иначе откуда на улицах столько бомжей, чумазых маленьких попрошаек, нищих у храмов, неразрешимых ситуаций в семьях, суицидов, по свидетельствам цифр городской статистики, брошенных стариков, а также приютов и детских домов, питомцы которых стали сиротами при живых родителях?!

    И после этого кто-то хочет убедить нас с вами, что еще один храм для города "вреден", как выразилась в своей статье доктор исторических наук, профессор и краевед Т.Г.Гуськова ("К вопросу об исторической зоне города", "Тагильский рабочий" ноябрь, 2005 год) или в том, что вместо возведения собора следует заняться "гоголевской лужей", как предлагают Иван Семенов и Светлана Клат.

    Православные абсолютно не против приведения в порядок мостовых и подного обновления старых зданий по Уральской, но приоритеты расставляют иначе, наученные горьким опытом множества страдающих сердец: ежедневно ищущих помощи под сводами церквей.

    Здесь уместно привести слова священника-педагога Александра Ельчанинова: "Большинство неразрешимых жизненных противоречий, несчастий, жизненных затруднений, о которых слышишь на исповеди, происходят оттого, что люди живут вне Церкви, а искать разрешение своих трудностей приходят в церковь. Ни решимости переменить свою жизнь, ни даже мысли об этом: поэтому Церковь и бессильна им помочь. Войдите в Церковь, примите весь чин церковной жизни, и тогда трудности разрешатся сами собой.

    Правоту слов отца Александра испытали на себе многие люди, в силу жизненных обстоятельств ( а точнее сказать - разумений Божиих) пришедшие от атеизма к глубокой вере. И мы - воцерковившиеся - знаем, насколько легче обретя Отца Небесного, пережить и скорбь, и болезнь, и горькое горе, и любые стесненные обстоятельства. Не случайно в духовном завещании чадам Церкви Христовой от лица Господа в заключение идет утешение: ":всякое жало притупится, когда ты научишься во всем видеть Меня. Все послано Мною для совершенствования души твоей"

МАРИЯ БОГОМОЛОВА

От имени прихожан храма святой блаженной Ксении Петербургской пос.Уралец.

Литература: Газета "КОНСИЛИУМ" № 2 от 5 января 2006 года

Вшивая Горка

    Всегда, когда попадаю в историческую часть города, меня обуревают некие сложные переживания. С одной стороны, это воспоминания детства, с другой, осознание того, что по этим местам ходили твои далекие предки, со своими заботами и чаяниями. О чем-то думали, говорили, глядя на те же возвышенности, те же строения:

    Сейчас, когда наш Нижний разросся, облагородился, исчезло определение центральной части как "город". А еще в шестидесятые годы прошлого века оно бытовало:

    - Куда пошел?

    - Да, в город:

    Это при том, что люди жили в непосредственной близости по улицам Мира, К. Маркса, Газетной, Пархоменко, не говоря уже о более отдаленных районах.

    И вот с начала нового, двадцать первого века, интерес к этой части города вновь будоражит умы радеющих за красоту своего города тагильчан. В местных СМИ развернулась нешуточная полемика по поводу будущей застройки природного холма в центре этого района - Вшивой Горки.

    Интересна топонимика этого места. В своей статье, опубликованной в газете "Тагильский рабочий" от 14.01.03, краевед Леонид Толмачев рассматривает несколько версий данного названия, от некой травы мытницы, отваром которой лечили педикулез, до вкрапления золотых крупинок в суглинке холма, которые назывались "вошки". Отметая эти объяснения, он настаивает на своем понимании. Цитирую:

    "Южный склон горки, выходящий на улицу Уральскую, летом покрывался весь зеленью. Ее создавало растение сорное, которое может расти по дорогам, на пустырях и т.д., называемое просвирник. Его молодые побеги и листья ели и в свежем, и вареном виде, пока в Европу, а затем и в Россию не завезли семена салата и шпината. Цветет просвирник с июня до самой осени и почти все лето плодоносит. На одном и том же кустике можно найти плоды и цветки. Плоды просвирника напоминают малюсенькую просвирку, которая белым калачиком запрятана в пазухах листьев. Плоды эти съедобны и казались нам, мальчишкам, очень вкусными. После занятий в школе мы обязательно заходили на эту горушку и, ползая на коленках, раздвигая траву, разыскивали в пазухах листьев эти вкусные, как мы их называли, царские пуговки. Назывался этот процесс: искать "вошек". Возможно, наши деды и прадеды, когда бегали еще босиком, говорили друг Другу: пойдемте искать вошек на Вшивую горку"

    Возможно Л.Толмачев и прав, но я в детстве слышал от своей бабушки Александры Николаевны, урожденной Питерских, двоюродной сестры Александра Питерских - академика Демидовской Академии искусств и ремесел, еще одну версию, связанную тоже с травой. Если Демидовский парк и был местом отдыха, то Вшивая Горка всегда была местом уединения молодых пар. И поводом для шуток был еще один факт, когда на растущую там траву наступали или садились, ломаясь, она издавала характерный щелчок, похожий на звук лопающегося хитинового панциря вши, когда ее давят между ногтей.

    Как бы там ни было, откуда бы ни возникло это название, но страсти, разгоревшиеся в последнее время вокруг этого места, касаются будущего решения властей о характере застройки данного холма.

    Например, Т.К.Гуськова, доктор исторических наук, краевед и профессор кафедры истории Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии, в своей статье ("ТР" от 24 сентября 2005г.), предлагает построить там смотровую площадку, по примеру Эйфелевой башни, мотивируя тем, что на Лисью гору подниматься утомительно. Здесь же можно при помощи лифта автоматизировать сей процесс.

    Появилось несколько "душещипательных" статей в печати, ратующих за постройку еще одного православного храма. В частности, материал опубликованный в "Тагильском Рабочем" от 28 июля 2005 года за подписью Людмилы Гладковой, как ни странно, в прошлом ярого апологета коммунистической идеи, или статья Марии Богомоловой в газете "Консилиум" от 5 января 2006 года. "Блажен, кто верует, тепло ему на свете" - сказал давно умница Саша Грибоедов.

    Объяснение всплеску активности воинствующих христиан дает в своей статье, опубликованной в газете "Горный Край", от 18 ноября 2005 года, Иван Семенов - главный специалист (координатор) проекта "Демидов-парк" музея-заповедника, заслуженный работник культуры РФ, почетный академик Демидовской академии искусств и ремесел, Почетный гражданин Нижнего Тагила:

    ":Наконец, нельзя не высказать соображений и о том месте, которое выбрано членами фонда "Благое дело" для создания нового храма. Выбор явно неудачен, так как и в этом случае основан лишь на самом приблизительном знакомстве, как с историческими источниками, так и с генеральным планом реконструкции исторической части города, так называемого "Демидов-парка". Этот генплан разрабатывался творческой группой Екатеринбургской Архитектурной академии по материалам тагильских коллег, историков и музейных работников, но без их повседневного участия. Поэтому, естественно, в нем представлены и варианты, и предложения к обсуждению, которые при дальнейшей детальной проработке отдельных зон "Демидов-парка" могут быть или приняты или сняты. Так, высотная доминанта на Вшивой Горке обозначена на генплане как "№ 33. Собор. (Предложение)". И не более того:"

    Действительно, собор ли, храм ли, включает в себя много понятий. Это может быть храм науки или искусства, а так же коммерции или правосудия. Почему именно православный храм? В настоящее время на территории Тагила находятся около пятнадцати действующих православных церквей. И если со дня возникновения города по тысяча девятисотый год было построено семь церквей, то за последнее десятилетие только новых построено восемь. Перечисляю:

    1.Воскресенская церковь, каменная, однопрестольная.

    2.Георгиевская тюремная церковь при учреждении УЩ 349/12,

    3.Натальинская тюремная церковь при учреждении УЩ 349/6,

    4.Николаевская тюремная церковь при учреждении УЩ 349/13,

    5.Феодоровская тюремная церковь при учреждении УЩ 349/5

    6.Покровская церковь, каменная, однопрестольная.

    7.Храм Дмитрия Донского на Вагонке.

    8.Храм Сергия Радонежского на Тагилстрое.

    Не многовато ли для не столь крупного города, многонационального и многоконфессионального, как Нижний Тагил? Раньше церкви строились по неким законам. Например, если соединить прямой линией на плане города храм Александра Невского и Казанскую церковь, а Святотроицкую с Введенской (ныне не существующей, которая находилась рядом с музыкальным училищем). Получится крест с перекрестьем на месте бывшего Входо-Иерусалимского собора (торговый колледж). Картину христианского креста дополняет линия соединяющая Выйско-Николаевскую церковь (ДК "Юбилейный") с Николе-Пантелеймоновской церковью (третья городская больница).

    Вновь построенные храмы никакой закономерности не подвластны, как и предполагаемый на Вшивой Горке. Так не лучше ли там возвести некий другой храм? "Храм" представляющий светскую власть. Власть, которая должна решать проблемы материалистического плана ныне живущих людей. Построить некую современную "свечку" из стекла и бетона, этажей на восемнадцать, с наружными прозрачными лифтами. Разместить в нем и мэрию, и городскую думу, и еще несколько госинститутов для управления городом. С рестораном и смотровой площадкой на верхних этажах для туристов. Для удовлетворения же духовных потребностей многочисленных религиозных конфессий на площади вокруг этого здания возвести небольшие культовые сооружения направленности православной, католической, иудейской, буддийской, мусульманской в виде небольшой церкви, кирхи, синагоги, пагоды и мечети.. И особенно важно не забыть стилизованное языческое капище, как памятник исторической вере мансийских племен, на родовых землях которых находится наш город. Мне это видится как мраморное изваяние на середине расширяющейся книзу лестницы к перекрестку улиц Уральская и Красноармейская. Уверен, все религиозные конфессии города с радостью помогут финансами. Отрадно, что "Пенсионный фонд" уже освоил эти площади, возведя свой офис у подножия Вшивой Горки. Не продолжить ли городским властям это начинание?

    В свете современных противостояний верований, этим комплексом Нижний Тагил покажет пример всему Миру национальной терпимости и приверженности к конституционной свободе вероисповедания.

И. Широглазов - тагильчанин в десятом колене.

Главная страница