Заводчик и цветовод

Прокофий Акинфиевич Демидов (1710-1786) портрет работы неизвестного художника    Предположительно, на портрете изображен сын Акинфия Никитича, яркой фигуры в династии Демидовых. Прокопий родился 8 июня 1710 года на Чусовой (во время переезда его из Тулы водяным путем), а умер 4 ноября 1786 года в Москве и погребен в Донском монастыре. Детство и отрочество провел на Урале. Он, как и два его брата, не получил систематического образования, но, путешествуя с отцом по заводам Урала и Алтая, приобрел деловые навыки, а также любовь к природе и естествознанию.

    Поселившись в 1750 году в Москве, ом много времени посвящает естествознанию и цветоводству, что не мешает ему заниматься коммерческими и государственными делами. Прокопий Акинфиевич приступает к созданию ботанического сада рядом со своим дворцом (в этом здании ныне помещается Президиум Академии наук СССР), впоследствии - так называемый “Нескучный сад”.

    П.А. Демидов был явно неординарной личностью в своей среде, но имея репутацию чудака, благотворителя, он жертвовал огромные суммы на московский воспитательный дом для приносных детей, на университет (ныне в этом доме размещается Артиллерийская академия имени Ф. Э. Дзержинского), основал в столице коммерческое училище. Он оказался первым крупным благотворителем из рода Демидовых. Императрица Екатерина II произвела его, не имевшего никакого чина, в действительные статские советники, “желая ознаменовать перед целым светом признательность к благонамеренным его подвигам”.

    Владея значительным богатством (Прокопий Акинфиевич унаследовал невьянские заводы, которые в 1757 году продал купцу Савве Яковлеву), Демидов мало обращал внимания ив управление своими предприятиями. Зато увлечение ботаникой считал делом серьезным и почетным. Особенно неравнодушен был Прокопий Акинфиевич к разведению и селекции тюльпанов, гиацинтов, нарциссов. Он составил и напечатал в 1786 голу каталог растений с приложением, где перечислено 4363 растения. Чтобы пополнять коллекцию в своем саду, П.А. Демидов поддерживал связи со многими отечественными и зарубежными ботаниками, цветоводами и учеными, обменивался материалами, его имя упоминается в биографо-библиографическом словаре “Русские ботаники”. Даже на некоторых портретах этот представитель рода заводчиков Демидовых изображен с растениями или предметами, так или иначе относящимися к ботанике. (В собрании Третьяковской галереи - портрет кисти Д.Г. Левицкоко, еще один - в Липецком краеведческом музее).

    На портрете кисти Ф.И. Дарбеса Демидов изображен пожилым человеком, одетым в обыкновенный суконный фрак. Судя по характерным деталям костюма, прическе, можно предположить, что портрет написан между 76-80 годами XVIII века.

    Лицо Демидова холеное, но с отвисшими щеками, тяжелыми веками, брови несколько удивленно приподняты, губы застыли в полуулыбке. Перед нами умный, уставший от жизни человек, представленный художником в естественной позе. Некоторая статичность композиции, характерная для портретов той эпохи, как бы подчеркивает представительность изображенного, монументальность. Колорит достроен на сдержанных коричнево-зеленых тонах, оживлен сочным пятном красного воротника и белизной шейного платка и жабо.

А. НАСЕДКИНА.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 26.10.1989.

П.А. Демидов

    Именно "...благодаря энергии Демидовых наша страна в короткий срок освободилась от импорта железа и сама стала его экспортировать...", — писал П.П. Бажов.

    Правда, не все потомки первых Демидовых занимались заводами, но в своей благотворительной, меценатской деятельности сделали очень много. Одним из таких представителей этого рода был Прокофий — старший сын Акинфия (третье поколение Никиты Демидовича Антуфьева, который позднее стал называться Демидовым). Получив огромное наследство, в том числе Невьянские заводы, вотчины, тысячи крепостных, он продал заводы купцу и промышленнику Савве Яковлеву, а сам жил в Москве, занимался ботаникой, естествознанием; основал один из первых ботанических садов в России; пожертвовал более миллиона рублей на создание воспитательного дома; давал сотни тысяч для коммерческого и народного училищ, для Московского университета.

    Своих трех сыновей Прокофий особенно не жаловал (очевидно, они только требовали денег, но не помогали ни в чем отцу) и всю свою любовь перенес на младшую дочь Анастасию (1768-1802). Муж ее Марк Иванович Хозиков был секретарем видного государственного деятеля екатерининского времени, ученого, президента Российской Академии наук И.И. Бецкого (кстати. род Хозиковых существует и поныне — в шестом поколении: Аркадий Владимирович Хозиков живет в Санкт-Петербурге).

    Муж их дочери Анны (1786-1806) Дмитрий Алексеевич Левшин (1767-1830) служил в лейб-гвардии Преображенском полку подпоручиком, в 1796 году - оберпровиантмейстором, в 1800-м вышел в отставку и через семь лет избран предводителем дворянства в городе Ефремове Тамбовской губернии. Род Левшиных появился в России с XIV века, когда немецкий рыцарь Сцевола Левенштейн в 1365 году перешел служить к Дмитрию Донскому и стал называться Сувол Левша.

    Дочь Левшиных Клеопатра вышла замуж за Карла Федоровича Поггенполь — подполковника инженерных войск, служил на Балканах. Их единственная дочь Александра (1836-1913) занималась живописью, была ученицей Карла Брюллова. Муж ее Семен Григорьевич Ефимов (1823-1892) был незаконнорожденным сыном помещика и украинской крестьянки. Окончив Харьковский университет, он служил чиновником с чином титулярного советника.

Прокофий Акинфиевич Демидов (1710-1786), портрет работы неизвестного художника.

Прокофий Акинфиевич Демидов (1710-1786), портрет работы неизвестного художника.

    Сын Ефимовых, Иван Семенович (1878-1959), учился в гимназии известного педагога и просветителя Л.И. Поливанова, в 1898 году поступил в Московский университет и одновременно занимался в студии художницы Е.Н. Званцевой. Убедившись, что искусство — его призвание, в 1900 году оставил университет и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. В 1906-м он женился на художнице Н.Я. Симанович (1877-1948), с которой был знаком еще по студии Званцевой. Нина Яковлевна – двоюродная сестра и ученица знаменитого художника В.А. Серова. Ее отец — Яков Миронович Симанович, детский врач и педагог, имел научные труды: мать Аделаида Семеновна, урожденная Бергман — педагог и общественный деятель, организовала вместе с мужем в 1866 году первый в Петербурге детский сад. Чета Бергман была тесно связана А.И. Герценом, который находился в то время в изгнании.

    Во время империалистической войны И.С. Ефимов служил рядовым канониром из вольноопределяющихся, сражался на передовых позициях под Луцком, в Карпатах и на румынском фронте. После окончания войны в 1918 году его избирают преподавателем во ВХУТЕМАСе. там он становится профессором.

    Прожив долгую жизнь, Иван Семенович создал много художественных полотен, графических рисунков, был скульптором-анималистом. Горельефы станции московского метро "Павелецкая", вестибюль Ярославского вокзала, фрески в Центральном театре Советской Армии, знаменитые дельфины на Северном речном вокзале, в сквере Московского университета и в других городах, художественное оформление павильонов на ВДНХ — это работы И.С. Ефимова. Электронная версия historyntagil.ru. Он же оформлял "Окна РОСТА" и ТАСС во время Великой Отечественной войны. Вместе с женой Н.Я. Симанович Иван Семенович создал первый кукольный театр (Сергей Образцов учился у них). Дружил он с В.А. Фаворским, И.С. Остроуховым, его учителями были художники В.А. Серов, К.А. Коровин, скульптор А.С. Голубкина.

    Единственный сын Ефимовых Адриан Иванович — известный гидрогеолог, кандидат геолого-минералогических наук. Длительное время был на Севере — занимался водоснабжением Якутии, города Мирного; жил и трудился в Забайкалье, последнее время (перед пенсией) работал в Институте мерзлотоведения Академии наук; имеет ряд статей и публикаций по геологии, член редколлегии 48-томника по гидрогеологии страны.

    Его жена — Екатерина Александровна Рейтлингер — ученый-палеонтолог, тоже кандидат геолого-минералогических наук. Ее прадед Э.Г. Рейтлингер, видный деятель просвещения, был директором гимназии в Таганроге, когда там учился А.П. Чехов, который тепло отзывался о нем.

    В настоящее время Адриан Иванович много времени уделяет систематизации художественного и литературного наследия своих родителей, организовал своеобразный музей. Он – автор очень интересных исследований творчества художника В.А. Серова, а также жизни и деятельности своего предка П.А. Демидова. А.И. Ефимов является членом комиссии по присуждению вновь возрожденной Демидовской премии.

    В 1983 году Адриан Иванович и Екатерина Александровна впервые посетили Урал. Приезжали в Нижний Тагил, Невьянск, Верхний Тагил, побывали в музеях, посмотрели наши достопримечательности; Адриан Иванович выступал с лекциями и рассказами.

    Семья Ефимовых довольно большая: две дочери – Наталья и Елена – геологи, кандидаты наук. Муж старшей, Наталии (к сожалению, умерла в 1990 году), известный художник Илларион Голицин. Интересно, что предок его — князь Б.А. Голицин был сподвижником Петра).

    Четверо внуков и шесть правнуков — такова сейчас семья одного из потомков Демидовых — Адриана Ивановича Ефимова.

Т. ДЬЯЧКОВ

    На снимке: Прокофий Акинфиевич Демидов (1710-1786) портрет работы неизвестного художника.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 29.04.1993.

Главная страница