Последние из рода Демидовых

    Павел Демидов был одним из самых завидных женихов России 60-х годов прошлого века, потому что оставался единственным наследником богатства своего отца Павла Николаевича и бездетного дяди Анатолия Николаевича, после смерти которого в 1870 году племяннику достался еще и его титул тосканского князя Сан-Донато. Женился Павел Павлович дважды и оба раза - на красивых молодых женщинах из известнейших дворянских фамилий.

Княжна Мария

    Среди поклонников Марии Мещерской был даже Великий князь Александр Александрович - влюбленный в княжну, и, так как его чувство не было безответным, готовый жениться на ней. Но...

    В 1865 году в возрасте 22 лет умирает старший брат Александра - Николай, и младший становится безоговорочным наследником престола (а с 1881 года - императором Александром III). Это отняло у него право жениться по любви на "простой смертной", потому что такой брак сразу же вычеркнул бы его из списка претендентов на престол, так же, как и детей, которые могли бы у них родиться. Морганатические браки были редкостью даже среди Великих князей и княжон. Потеряв всякую надежду связать свою жизнь с любимым человеком, готовым ради нее отказаться от престола, после почти двухлетних страданий Мария вышла за Павла Демидова.

    Это замужество не было для нее желанным и не принесло ей счастья. Павел же просто сгорал от любви к жене, с нетерпением ждал рождения первенца. И летом 1868 года, когда они жили в своем парижском доме, у них родился мальчик, нареченный в честь отца Марии очень редким и неканоническим именем Елим.

Мария Мещерская    Возможно, имя оказалось пророческим. В переводе с древнееврейского Елим, вернее Элим, означает "немой". Немым мальчик не был, но его брак оказался бездетным, унаследованные им в возрасте 50 лет отцовские заводы он потерял в 1918 году, когда российское революционное государство их национализировало. А все свое детство прожил "ничьим"- сиротой.

    После тяжелых родов Мария Мещерская-Демидова скончалась, и лучик счастья, забрезживший было в семейной жизни Павла, мгновенно померк, угас вместе с кончиной любимой женщины. Тело его жены было поначалу упокоено в их семейном склепе в Париже. В память о незабвенной супруге Павел Павлович учредил во французской столице приют для бедных женщин и назвал его "Мария".

    Оставшись жить в Европе, он переезжал из Парижа во Флоренцию, в свое имение в Пратолино и много жертвовал на храмы. Но горе Павла было безутешным, он начал много пить, забыл о своих заводах на далеком Урале, забыл и о сыне-младенце. И когда жизнь стала ему казаться совершенно бессмысленной, его срочно вызвал в Россию император Александр II. Предлогом этого вызова была смерть Анатолия Демидова, а главной причиной - беспутное существование Павла и его связь с иезуитами, деятельность ордена которых была в России запрещена.

Тагильская Андромаха

"Тагильская Андромаха" - единственный сохранившийся в музеях России портрет Елены Демидовой (Трубецкой)    Именно в этот приезд в Россию и получает последний, из Демидовых новый подарок судьбы. Он знакомится с юной очаровательной княжной Еленой Петровной Трубецкой, и эта встреча предопределяет его судьбу до конца дней. Елена Трубецкая родилась в 1852 году, а скончалась незадолго до своего 65-летия. За все эти годы она, видимо, так и не бывала ни разу в Нижнем Тагиле. И все же она знакома тагильчанам, знакома в образе Андромахи, оплакивающей своего мужа, - той самой скульптуры, которая несколько лет украшала собою садик близ Демидовской больницы. Но... обо всем по порядку.

    Они обвенчались в 1871 году. И сразу же отправились на Украину, потому что Павла Демидова назначают городским головой Киева. Благодаря Елене, безумно любящей мужа и детей, "украинский" период их жизни, длившийся семь лет, становится самым счастливым в их жизни. Уже в марте 1872 года она рожает первенца Никитушку, названного в честь своих великих дедов, а через полтора года - первую девочку Аврору, получившую имя своей знаменитой бабушки, красавицы Авроры Карловны Шернваль-Демидовой-Карамзиной, которую прозвали "роковой".

    Рок бабушки в какой-то степени передался и внучке. Аврора Павловна позже выйдет замуж за сербского принца Арсения Карагеоргиевича, родит сына, разведется, выйдет замуж вторично - за итальянского графа. Электронная версия historyntagil.ru. В 1902 году у мрет в очень преклонном возрасте бабушка Аврора Карловна, а через два года, едва дожив до тридцати, - внучка Аврора Павловна.

В 1874 году горе все-таки о6рушилось на семью Елены и Павла: в возрасте двух лет скончался Никитушка. Супруги приняли решение перевезти его прах в столицу своей империи - Нижний Тагил. Павел захотел перезахоронить и прах своей первой супруги - Марии Елимовны. И в 1875 году родовая усыпальница Демидовых в Выйско-Никольской церкви пополнилась еще двумя могилами. Ни Елена, ни ее супруг на похороны не приехали, может быть, потому, что у них только что родился третий ребенок - сын, названный в честь любимого дяди отца Анатолием. В 1877 году Елена рожает еще одну дочку - Марию, а в начале 1879- еще одного сына. Он стал третьим по счету Павлом в тагильской ветви Демидовых.

Памятник на могиле П.П.Демидова в родовой усыпальнице в Выйско-Никольской церкви г.Н.Тагила. Фото нач.ХХ века     Третьим и последним. Павел так и не женился и умер в 1909 году в возрасте 30 лет, как и его сестра. Оставалась надежда на Анатолия Павловича. Он в двадцать лет женился на дочери директора банка Евгении Клементьевне Подменер, но и их брак не принес демидовскому роду желанного наследника. У них родились три девочки, одна из них была названа Авророй - опять-таки третьей в тагильской ветви. А сын "второй" Авроры воспитывался в семье ее сестры - княгини Марии Павловны Абамелек-Лазаревой, главной хранительницы итальянского наследия Демидовых - имения в Пратолино и его богатств. Мария Павловна скончалась в 1950 году, завещав наследство рода отпрыску Карагеоргиевичей, а он уже в 1969 году на аукционе "Сотби" пускает с молотка все то, чем гордились коллекционеры и любители искусств Демидовы.

    Тагильские Демидовы кончились. Кончились вместе с эпохой. Зарубежные отпрыски завершили разрушительную работу, рассеяв богатства предков по всему миру.

    Но вернемся к Елене и Павлу Демидовым. Если бы не дети, если бы не семейная любовь, не участие супруги в его делах, Павел, наверное, давно бросил бы Киев и укатил в старую добрую Европу. Но он прекрасно справлялся с делами, и лишь когда в 1876 году был завершен период его пребывания на посту головы города Киева, он несмотря на просьбы жителей остаться на новый срок, отказался. И их с Еленой жизнь значительно изменилась.

Елим - сын Павла и Марии Мещерской, Жонес де Спонвиль и Анатолий - сын Павла и Елены Трубецкой

Елим - сын Павла и Марии Мещерской, Жонес де Спонвиль и Анатолий - сын Павла и Елены Трубецкой

    С 1877 года, как только Россия вступила в войну с Турцией за освобождение Болгарии, Павел Демидов становится уполномоченным Красного Креста по Киевскому военному округу. В те годы деятельность этой организации, называющейся "Российским обществом попечения о раненых и больных воинах" и учрежденной под покровительством государства и лично императрицы Марии Александровны только начиналась. Задач перед уполномоченным стояло великое множество. С утра и до поздней ночи Павел Павлович занимался снабжением военно-врачебных заведений перевязочными, продовольственными и материальными средствами, обеспечением и помощью в эвакуации больных и раненых, устройством поездов, судов и транспортов для их перевозки, созданием лазаретов в округе и попечением раненых и больных воинов, перевезенных с театра военных действий. Елена Петровна Демидова, как супруга уполномоченного и как истинно русская женщина, без сомнения участвовала в милосердной и благотворительной деятельности своего супруга, но конкретными данными о ее помощи Павлу Павловичу мы не располагаем.

    В эти напряженные годы жизни в Киеве Павел и Елена забывают о своих заводах на Урале. Но отлаженная "машина" демидовского хозяйства продолжает прекрасно действовать. Об этом можно судить по наградам, полученным Нижнетагильскими заводами на Всемирных выставках: в 1873 году им вручены почетный диплом в Вене, в 1876 - бронзовая медаль в Филадельфии, в 1878 году - золотая медаль и Гран-при в Париже. В то же время Павел Павлович Демидов становится действительным статским советником - это четвертая ступень в Табели о рангах в гражданской службе и получает звание егермейстера, оказавшись благодаря этому на третьей ступени в придворной иерархии. Так что семья Демидовых сохраняла позиции в верхнем эшелоне элитных дворянских родов.

    После Киева Павел и Елена вновь удаляются в свое итальянское имение Пратолино. Елене Петровне особенно нелегко жилось в эти годы: дети были еще маленькими, а Павел вновь стал баловаться алкоголем. Правда, почти пять лет она отдыхала от беременностей. И лишь в начале 1884 года в семье появился шестой ребенок - дочка, названная в честь своей матери Еленой. По предположению составителя "Родословия Демидовых", в начале следующего года Елена ждала седьмого ребенка - дочь Веру. Но девочка родилась, когда ее отца уже не было в живых.

    Павел Демидов неожиданно скончался в возрасте 45 лет на исходе второй недели нового 1885 года.

    Успела ли Елена Трубецкая за неполные 14 лет познать семейное счастье? Трудно сказать. Но она успела преданно полюбить Павла Демидова, несмотря на его сложный характер. Она была верной и преданной женой, доброй матерью его детям и заботливой бабушкой его внукам. Она осталась вдовой в неполные 33 года, прожив чуть больше половины отведенного ей Богом срока, и скончалась в июле 1917 года. О ее жизни после кончины мужа нам неизвестно.

    Как и тело его деда Николая Никитича, прах Павла Павловича повезли через всю Европу в Нижний Тагил - в столицу "горной империи", созданной Никитой и Акинфием Демидовыми. На его могилу Елена Петровна заказала в Италии памятное надгробие - композицию, в которой выделялась бронзовая фигурка молодой женщины в греческой тунике - Андромаха, склонившаяся над барельефом с портретом П.П. Демидова, и лаконичная надпись: "Елена - возлюбленному Павлу".

Судьба единственного портрета

Дочь Павла и Елены Мария Абамелек - Лазарева    Этот памятник появился в нашем городе летом 1885 года, когда рабочие Нижнетагильских заводов хоронили своего хозяина. Отпевали его в главном кафедральном Входо-Иерусалимском соборе, а погребен Павел Павлович был в родовой усыпальнице в Выйско-Николаевской церкви, рядом с прахом своего деда Николая Никитича, первой жены Марии Мещерской и сына Никиты.

    В 30-е годы воинствующий атеизм в России достиг своего апогея, началось разорение храмов. Была разрушена и Выйско-Николаевская церковь. Правда, некрополь тогда тронуть побоялись, и он простоял до 1963 года. А когда в подарок к 50-летию Советской власти на Выйском поле задумали строить Дворец культуры "Юбилейный", храм с останками Демидовых и остатками ценных надгробий был взорван. Слава Богу, фигурка тагильской Андромахи уцелела. С тех пор изваяние, уже сорванное с надгробной плиты и разлученное с барельефом "возлюбленного Павла", стараниями чьей-то доброй руки красовалось... в центре Клумбы на территорий бывшего демидовского завода. А когда в Тагиле снимали фрагменты фильма "Приваловские миллионы", очаровательную даму в греческой тунике перенесли в скверик около Демидовской больницы да так там и оставили. В 1829 году эту больницу построили по указанию Н.Н. Демидова - напомним, деда Павла Павловича. Есть что-то символическое в том, что фигурка с надгробия, несмотря ни на что, так и не расставалась с демидовскими местами Тагила!

    Почти 10 лет провела она в декоративном водоеме скверика. Скульптура покрылась вульгарной патиной и коррозией. Еще немного, и она могла бы погибнуть, превратившись в трухлявый кусок металла. Неизвестно, бросился бы кто-нибудь и когда-нибудь спасать уцелевшее надгробие с разоренной могилы, если бы вдруг не узнали искусствоведы М. Агеева и Г. Курманаевская, что за тагильской Андромахой охотятся западные коллекционеры, быть может, уже знавшие секрет, еще неведомый нам в то время. Только тогда сотрудники музея-заповедника перевезли скульптуру в запасники. Она снова была спасена и обрела, теперь уже, хочется верить, навсегда, постоянное место жительства - бывшее здание управления демидовских заводов, нынешнее здание музея.

    И вот тут-то произошла еще одна история, дающая нам возможность представить, насколько сильна была любовь Елены к Павлу. Началась она с того, что реставратор музея-заповедника по металлу Андрей Васильев слой за слоем снимал вульгарную патину и коррозию с внутренней стороны скульптуры, "колдовал" над ней и придавал ей благородный вид, наводя искусственную патину. И вот при расчистке нижней внутренней складки туники он обнаружил плохо читаемую надпись. Когда он прибежал ко мне с этим известием, мы еще не знали, что стоим на пороге научного открытия, и не подозревали, что нам удастся пролить свет на чувства Елены к Павлу.

    На каком-то клочке бумаге мы начали копировать латинские буквы, нанесенные мастером еще по горячему металлу. Одну из надписей мы прочли как "Джер Пати Юджеро", пока это не означает, что прочтение окончательное. Мы предполагаем, что Юджеро может быть литейным мастером, который и вывел на тунике свой автограф. Ниже была поставлена дата -1885 год, совпадающая с датой кончины Павла Павловича Демидова. Рядом была начертана монограмма или непонятный нам набор букв, а ниже надпись -"Фиренцо" и, наконец, четко читаемое имя -Романелли. Вернее, это фамилия скульптора, а его имя Паоло отыскала автор выставки "Демидовские коллекции" и директор музея краеведения Светлана Адольфовна Клат, проводившая работу по атрибуции скульптуры.

    Паоло Романелли был довольно изысканным скульптором, учеником и ближайшим помощником признанного мастера тосканской пластической школы Лоренцо Бартолини - автора многофигурного памятника Николаю Никитовичу Демидову во Флоренции. Кстати, слово "Фиренцо" на нашей статуе переводится не иначе как Флоренция. После смерти Бартолини именно Романелли завершил создание памятника, и именно он является автором барельефов на основании монумента. Друг Лоренцо Бартолини - Франсуа-Жозеф-Жильберт Бозио стал автором памятника со сходной композицией, установленного в Нижнем Тагиле. Но если монумент Бартолини до сих пор украшает площадь Демидовых в Тосканской столице, то столице их "империи" Нижнему Тагилу не повезло. В 1930-е годы он был демонтирован и переплавлен. В музей попали лишь его незначительные детали. Монумент Бозио мы потеряли, но зато обрели "Андромаху" работы скульптора того же круга Паоло Романелли.

    То, что у бронзовой женщины с надгробия, изображенной в образе мифологической героини, оплакивающей своего мужа, явно не греческий профиль, не греческий тип лица, наблюдательные заметили сразу. Сотрудники музея, старожилы, которые видели изваяние еще в усыпальнице Демидовых. склонялись к тому, что в образе Андромахи представлена Елена Петровна Демидова-Трубецкая. Это и было установлено позже по документам.

    Очевидно, Елена для эскизов с собственной персоны дала скульптору несколько сеансов. А Романелли, тогда ему, по нашим подсчетам, было около 70 лет, получив заказ на надгробный памятник, в сжатые сроки выполнил его (вспомним: Павел умер зимой 1885 года, а летом надгробие вместе с прахом покойного уже было привезено в Тагил). Наверное, поэтому вся скульптура выполнена довольно грубо, и только голова, лицо, руки проработаны более тщательно. Тагильская Андромаха, может быть, не шедевр, но славный образец европейского мастерства, а кроме того, еще и единственный из сохранившихся в музеях России портрет второй жены Павла Павловича Демидова.

    Наверное, Елена мечтала, что ее образ, воплощенный в бронзе, вечно будет оплакивать мужа на его могиле... А сегодня в музее, бывшем демидовском заводоуправлении, тагильская Андромаха - Елена Петровна Демидова-Трубецкая оплакивает уже не только почившего супруга, но и его несохранившуюся могилу, и участь собственных потомков, на которых оборвалась оказавшаяся слабой и вялой тагильская ветвь Демидовых, и горестную судьбу собственного изваяния, задуманного как символ женской верности, преданности и печали.

    Живы еще свидетели гибели усыпальницы Демидовых и красивого храма. Неужели мы не принесем к алтарю свое духовное и гражданское покаяние за грехи, сотворенные на тагильской земле? Будет ли восстановлена, реконструирована Выйско-Николаевская церковь? Время покажет.

    На снимках: Мария Мещерская; "Тагильская Андромаха" - единственный сохранившийся в музеях России портрет Елены Демидовой (Трубецкой); памятник на могиле П.П.Демидова в родовой усыпальнице в Выйско-Никольской церкви г.Н.Тагила. Фото нач.ХХ века ; Элим - сын Павла и Марии Мещерской, Жонес де Спонвиль и Анатолий - сын Павла и Елены Трубецкой; дочь Павла и Елены Мария Абамелек - Лазарева.

Александр СМИРНОВ.

Фото из архива

    Дама с портрета - это княгиня Мария Павловна Абамалек-Лазарева, урожденная Демидова Сан-Донато. Она дочь владельца тагильских заводов Павла Павловича Демидова (1839-1885 гг.) от его второго брака - с княжной Еленой Трубецкой.

Княгиня Мария Павловна Абамалек-Лазарева, урожденная Демидова Сан-Донато

Княгиня Мария Павловна Абамалек-Лазарева, урожденная Демидова Сан-Донато

    Мария Павловна, родившаяся в 1870-х годах и умершая в 1956 году, последняя из "итальянского" рода Демидовых, почти всю жизнь прожила в Италии, унаследовав от отца богатейшую виллу Пратолино близ Флоренции и от мужа, умершего в 1916 году, еще одну - в Риме, под названием "Абамалек", которая в 1947 году была передана в собственность СССР.

Главная страница