"Имею честь просить..."

    О том, что нижнетагильские заводы наследников П.П. Демидова - князя Сан-Донато были крупнейшими поставщиками металла на российский и международный рынки, знают все. А вот то, что эти заводы могли претендовать на роль своеобразного всероссийского учебного класса, известно не многим. Между тем в Санкт-Петербургскую контору на имя главноуполномоченного Анатолия Октавовича Жонес-Спонвиля и непосредственно в Нижний Тагил шли просьбы составить и выслать коллекции, которые бы служили учебными пособиями тем, кто овладевает горным и металлургическим делом.

    "... для практического ознакомления учеников, - писали из Борисоглебского технического училища Грязе-Царицынской железной дороги, - признано полезным иметь возможные образцы как материалов, так и заводских произведений из чугуна, железа, меди. Не найдете ли возможным пожертвовать в пользу училища полное собрание вышеупомянутых образчиков".

    Насколько серьезно относились к подобным просьбам, можно судить по инструкции управляющего Тагильскими заводами заводской конторе: "Коллекция должна быть собрана частично от заводских контор и частично из заводского музея на Вые. Она должна состоять из образцов (далее следует перечень, изложенный борисоглебцами. - И.Д.). Повторения в коллекции образцов одного и того же вида и размера не должно быть. Все образцы должны быть по возможности небольших размеров".

    Наряду с этим указанием конторе предписывалось закупорить коллекцию в ящики и отправить училищу. Одновременно господин Колногоров уведомил управляющего Грязе-Царицынской железной дорогой: просьба будет выполнена. Электронная версия historyntagil.ru. Архивные свидетельства позволяют судить, что подобные учебные коллекции были собраны для Батумского ремесленного училища и Санкт-Петербургского технологического института, Рижского политехнического училища, ассистент инженерного отделения которого писал: "имею честь просить правление быть столь любезным и выслать чертежи рельсов с их укреплениями, изготовленных заводами для разных железных дорог".

    Переписка, которую вела заводская контора, позволяет судить, что коллекции готовили не только для учебных заведений, и не только для российских.

    В Петербург господину Юпиусу Ланцу ушли три ящика с коллекциями уральских пород весом 10 пудов 20 фунтов, предназначавшиеся для покупщика платины Маттея в Лондоне. Эта "посылка" интересна тем, что позволяет проследить пути следования коллекций. Из Тагила - по железной дороге в Пермь, в контору братьев Каменских, оттуда - водным путем в центр России. При отправке ящика с "образцами заводских произведений" бельгийскому консулу управляющий Нижнетагильскими заводами Грамматчиков четко прослеживает этот маршрут в предписании поверенному Пермской конторы наследников П.П. Демидова: "Прошу без замедления отправить в Нижегородскую контору за пассажирским пароходом для доставления в Москву".

    Так и расходились образцы тагильских металлов и руд, чтобы превратиться в учебные пособия, экспонаты музеев и частных собраний.

Ирина ДЕНИСОВА.

Главная страница