Почетный диплом заводам П.П. Демидова

    Всемирная выставка 2010 года состоится в Шанхае, а не в Москве - так решила Генеральная ассамблея Международною бюро выставок. Издавна всемирные выставки считались визитными корточками времени демонстрации итогов развития науки и техники, культуры и экономики но определенном этапе истории человечества. Начались они с середины XIX века в Лондоне и Париже. 130 лет назад очередь дошла до Вены.

    Со времени последнего кризиса 1867 года в мире произошли крупные изменения. Шел колоссальный рост средств сообщения: океанские пароходы, железные дороги, электрический телеграф, Суэцкий канал - впервые был создан мировой рынок. Для Вены два года, миновавшие после франко-прусской войны, были периодом счастливого и беспечного процветания. Вена стремилась всем доказать, что война, проигранная страной в 1866 году, не смогла поколебать экономическую мощь империи. Австрийское правительство решило открыть в Пратере, самом большом парке Вены, грандиозную всемирную выставку - всем выставкам выставку, перед которой народы земного шара замрут от восхищения и склонятся ниц. Выставку, более богатую и роскошную, более ослепительную, чем все предшествующие - обе лондонские и парижская.

    Сам император Франц-Иосиф I стал верховным патроном этого гигантского мероприятия. Венские газеты грянули мощным хором восхищения, когда на берегу Дуная .начал расти целый городок: строительные леса, железные и каменные конструкции будущих павильонов с колоссальной ротондой в центре и с разбегающейся от нее влево и вправо бесконечной вереницей огромных залов для экспонатов.

    Идея выставки была великолепна, но трудным и долгим оказался путь к ее осуществлению. Работы затягивались, случались аварии на стройке и пожар, Дунай выступил из берегов и затопил аквариум.

    В день открытия выставки 1 мая 1873 года была закончена и готова для приема публики лишь четвертая часть строений. Иностранцы растерянно бродили перед запертыми павильонами, еще обнесенными строительными лесами, по которым сновали каменщики. На выставке в Пратере вначале царили грусть, тоска и непогодье.

    Венская всемирная выставка делилась на 26 групп: горнозаводское дело, сельское и лесное хозяйство, химическая промышленность, продукты питания, производство машин и перевозочных средств и т.д. Выставка стремилась также представить картину культурной жизни народов в образцах произведений "изящных искусств", в предметах, служащих для народного образования, в типах городских и сельских жилищ.

    Россия на выставке в Вене имела четыре здания: "Царский павильон" в новом русском стиле, жилой дом типа усадебной постройки, русская изба и деревенский "ресторан" - харчевня. Удивила она и другим. Картина И.Е. Репина "Бурлаки" имела в Вене европейский успех, была гвоздем выставки, и крупнейший немецкий критик Пехт громогласно объявил, что на выставке нет другой такой жизненной и солнечной картины, как "Бурлаки".

    Основные промышленные экспонаты располагались в русском отделе дворца индустрии. Среди них заметно выделялись уральцы. Управляющий Нижнетагильских заводов В.К. Рашет разрешил профессору И.А. Тиме собрать на заводах коллекцию моделей машин по механике для Венской выставки. Горнозаводскую промышленность Нижнетагильских заводов представляли чугун, железо и сталь.

    Среди россиян с наградами были и наши уральские экспоненты. Они отмечены всеми видами наград Венской выставки. Почетные дипломы получили: казенные горные заводы за железо, чугун и сталь: заводы П.П. Демидова - за железное и медное производство. Медали достались заводчице Расторгуевой (Кыштымские заводы, купленные у Демидовых) - за сталь, Верх-Исетскому заводу - за листовое железо; П.К. Ушкову, потомку создателя Ушковского канала близ Тагила - за производство и добычу хромистых солей из уральского хромистого железняка. Медали имели Белосельский (Катавские заводы) - за железо и сталь, Богоявленский завод - за медное производство.

    На Венской выставке впервые появился новый вид наград - медаль за сотрудничество, она присуждалась не хозяевам предприятий, а их самым заслуженным помощникам, директорам, мастерам и даже рабочим. Ее получил уральский горный инженер Н.В. Воронцов за проект грандиозного механизма - "Царь-молот" в Перми. На выставке были представлены модель и чертеж 50-тонного парового молота. Через два года после Венской выставки постройка молота завершилась на Пермском сталепушечном заводе. В присутствии гостей с русских заводов и из Эссена от Круппа "Царь-молот" отковал первую стальную болванку массой 16 тонн. Электронная версия historyntagil.ru. Он имел силу удара до 160 тонн ковал болванки до 50 тонн массой и был в три раза сильнее самого мощного молота в мире. Этим гигантом русские мастера управляли настолько тонко, что закрывали им крышку карманных часов, не повредив часового механизма.

Николай МЕЗЕНИН.

Литература: Газета "Горный край" от 11.07.03.

Главная страница