Само совершенство

Так оценивали Аврору Демидову современники

    Более 160 лет назад в нашем суровом тагильском краю сильных и трудолюбивых рудознатцев, кузнецов, литейщиков появился он - портрет прекрасной дамы, осветивший монотонную повседневность тихой провинциальной жизни очарованием неповторимой красоты, изысканным великолепием женской индивидуальности и теплой нежностью образа.

    Картину поместили в лучшей комнате демидовского Господского дома. Имя дамы не было тайной. Жители Тагила называли ее "Голубкой" и была она, Аврора Карловна, женой владельца заводов П.Н. Демидова.

    Судьба подарила Авроре Демидовой долгую и непростую жизнь, конец которой оказался страшным и трагичным. Чтобы лучше познакомиться с женщиной с портрета, познать сущность ее человеческой личности, прикоснемся к основным событиям ее жизненного пути, которые с большой точностью и достаточно объективно изложены в монографии шведского автора И. Кварстрема "Легендарная жизнь Авроры Карамзиной".

Портрет Авроры Демидовой кисти Брюллова

Портрет Авроры Демидовой кисти Брюллова

    Ева Аврора Шарлотта Шернваль открыла свои чудесные глаза и начала историю своего бытия 3 августа 1808 года в Финляндии, в семье подполковника, губернатора Выборгской губернии Карла Йохана Стейрнвал (Шернваль). Ей было семь лет, когда отец умер - и это было первой потерей в ее жизни.

    С 16 лет расцветающая красота нежной Авроры ошеломляет и неизменно восхищает. Легко и естественно она покоряла сердца в высшем свете родной Финляндии.

    Обворожительная прелесть ее юного облика и широкие связи семьи без особого труда открыли девушке доступ в высший свет Петербурга, а титул фрейлины манил надеждой на получение звания придворной дамы. Однако все неожиданно изменилось. В 1832 году Аврора Шернваль встретила свою первую финскую любовь - корнета, а затем молодого полковника Александра Муханова, происходившего из старинного дворянского рода, героя русско-турецкой войны. Но синяя птица удачи выскользнула из ее рук. Венчания так и не состоялось. За несколько дней до свадьбы, 1 сентября 1834 года, А. Муханов умер в Москве от тяжелых осложнений, вызванных перенесенными холерой и лихорадкой.

    В декабре 1835 года Аврора Шернваль назначается на должность фрейлины - придворной дамы императрицы Александры Федоровны.

    На одном из придворных приемов, вечеров или церемоний Аврора Карловна познакомилась с бывшим губернатором Курской губернии, недавно получившим должность егермейстера, 38-летним П.Н. Демидовым. События развивались стремительно. Уже весной 1836 года Павел Николаевич впервые сообщил родным о значительных изменениях в личной жизчи вполне конкретно: "Я собираясь жениться на Авроре Шернваль, фрейлине Ее Величества императрицы, которая украсила двор и столицу своим умом, добродетелями и красотой". Летом того же года состоялось обручение, а 21 ноября в Гельсинг-форсе Аврора, незнатная финская дворянка, стала госпожой Демидовой, обретя богатство и прочное положение в обществе.

    Обаятельная и деликатная, она по-прежнему была всеми любима, вызывала восхищение и похвалы. Один из знакомых писал: "Эта женщина - само совершенство. И, кажется, у нее есть все предпосылки для того, чтобы быть счастливой: ум, доброта, чистая душа, красота и богатство". А близкий друг семьи Валленов Ребиндер дополняет характеристику: "Но, чтобы без всякой могущественной протекции суметь одержать такие огромные победы, как она это сделала, суметь добиться дружбы императрицы, бескорыстной благосклонности своего государя, всеобщего одобрения в требовательном и любящем злословить свете, чтобы справиться со всем этим, нужно быть действительно необыкновенной женщиной, необыкновенной как по своим внешним данным, так и по своему уму. Но нужно также признать, что она родилась под счастливой звездой. Достоинства не всегда оцениваются таким очевидным образом и нередко добродетели не удается преодолеть злословие и зависть".

    В феврале 1837 года, в дни короткого приезда Авроры Демидовой в Петербург, Карл Брюллов начинает писать ее знаменитый портрет. Вполне возможно, появление этого заказного полотна было подготовлено недавними встречами художника с П.Н. Демидовым. Еще в мае 1836 года Павел Николаевич убедительно просил Карла Павловича написать большую картину для своей новой картинной галереи на сюжет из русской истории - князь Дмитрий Донской после Куликовской битвы в момент встречи с Ксенией. Картину художник не написал. А небольшой по размерам портрет жены Демидова мог оказаться компромиссным, устраивавшим всех вариантом.

    Портрет госпожи Демидовой, блестящей светской красавицы, свободно владевшей тремя языками - финским, русским и французским, неоднозначно воспринимается специалистами. Например, в капитальной монографии Э.Н. Ацаркиной этой работе К. Брюллова уделено только четыре строки. Отдав должное точности брюлловской психологической характеристики, Эсфирь Николаевна отметила: "За внешним изяществом ее (Авроры. - О.С.) облика с затуманенным взглядом мечтательных глаз он уловил равнодушие светской женщины". Восприятие живописи, особенно такого утонченного и сложного ее жанра, как портрет, очень индивидуально. Каждый кусочек, фрагмент этого портрета настолько интересен и хорош, а рассказ живописи емок и глубок, что хочется повторить свидание и вновь прийти на встречу с прекрасной дамой, выражая восхищенной эмоциональностью взгляда искреннее почтение и уважение.

    Она спокойно сидит на диванчике золотистого цвета, окруженная сочным малиновым аккордом дорогой драпировки стены и набегающих из сумрака комнаты складок портьеры. Кажется, что вся ее фигура освещена солнцем, а тело светится и дышит, согретое теплом его прикосновений. Электронная версия historyntagil.ru. На нежных смуглых щеках тает румянец ветреного студеного февраля. Темные волосы, обрамляющие лоб и виски аккуратными прядями, увенчаны модным тюрбаном, искусно свитым из серой и зеленой переливчатых тканей с золотым рисунком с ниспадающей длинной бахромой.

    К моменту написания портрета К. Брюллов лишь недавно вернулся из Италии, поэтому до сеансов портретирования вряд ли был знаком с Авророй Шернваль и мало что мог о ней знать. По этой причине ему приходилось доверять своему первому впечатлению, тому, что привлекло, поразило и показалось самым существенным. Именно это своеобразие и неповторимость молодой женщины вобрал и сохранил портрет.

    В апреле Аврора Карловна срочно покинула Петербург и вернулась к заболевшему мужу. Портрет дописывался в ее отсутствие и был закончен в конце ноября. Этому событию посвящено специальное распоряжение П.Н. Демидова. 11(23) ноября 1837 года Павел Николаевич писал своей петербургской конторе: "Ф.А. Вейер уведомил меня, что заказанный художнику Брюллову портрет моей любимой супруги наконец им кончен. Почему поручаю вам заказать на оный приличную раму, и, когда оная будет готова, то портрет сей отправить аккуратным образом в Гельсингфорст к матушке ея Превосходительству госпоже Валлен".

    Датировка, исходящая из документов, со всей очевидностью свидетельствует - портрет Авроры писался 10 месяцев. Единственное, что не укладывается в эту хронологию, так это запись в дневнике ученика Брюллова А.Н. Мокрицкого, который свидетельствует: 27 февраля 1837 года он в течение трех часов любовался работой Карла Павловича, который оканчивал портрет госпожи Демидовой. В воспоминания часто закрадывается погрешность неточности. Ну, а если Мокрицкий ничего не путал, и портрет был почти готов в конце февраля, то мы, немного забегая вперед, позволим предположить - возможно, Брюлловым был написан не один портрет Авроры Карловны.

    П.Н. Демидов был по-своему неплохим человеком с естественным набором своеобразных недостатков. Жизнь Авроры Демидовой не была "танцем на розах". Но о "погоде" в доме Демидовых информирует все тот же Ребиндер: "Господин и госпожа Демидовы счастливы и живут как пара голубиц. И, что меня особенно радует, так это то, что родные Демидова страшно довольны супругой их дорогого Павла. В самом деле она - королева ангелов".

    9(21 ) ноября 1839 года Аврора Карловна родила сына Павла, и забывший о всех своих недугах Павел Николаевич с восторгом извещал родных: "Я самый счастливый человек на свете, потому что в 4 часа утра моя любимая Аврора родила сына".

    Вскоре состояние здоровья П.Н. Демидова резко ухудшилось и 25 марта 1840 года он скоропостижно скончался в Мейнце на руках верной и преданной Авроры.

    В 1842 году А.К. Демидова вернулась к светской жизни в Петербурге, и вскоре состоялось ее знакомство с боевым капитаном гвардии, выпускником Дерптского университета А.Н. Карамзиным. Возможно, он чем-то напоминал А. Муханова - военный, капитан, удрученный неизлечимыми болезнями - головные боли от ранения на Кавказе, ревматизм, проблемы со спиной и грудью, приступы лихорадки, и это неотвратимо усиливало симпатии Авроры. Однако его бедность, отсутствие придворной должности и возраст (он был на пять лет моложе Демидовой) позволяли считать его совершенно неподходящей партией. Но Аврора полюбила, и никакие преграды, никакие отрезвляющие доводы не могли ее остановить. 22 июня 1846 года состоялось венчание, и Аврора Карловна вышла замуж по любви. Эти самые счастливые и радостные годы ее жизни довольно хорошо известны благодаря сохранившимся письмам.

    Несомненно, в ее жизни были времена, когда преклонение перед ее красотой наполняло юное сердце гордым ликованием, а уважение к богатству льстило тщеславию. Но в тоже время в ее характере явно происходили изменения, именно об этом говорит ее письмо. "Я была насильственно вовлечена в оглушительный круговорот праздников, и мы сами давали балы... Как много своего времени мне пришлось пожертвовать на подготовку, на нервное напряжение, на волнение из-за того, что что-то не удастся, на заботу о нашей репутации и на отдых на следующий день... Вот так проходит мое время, которое расходуется на тысячи обязанностей, идиотски создаваемых обществом, и те мгновения, которые нам удается спасти для самих себя, расколоты на мелкие кусочки".

Портрет Авроры из коллекции ее мемориального музея в Финляндии (1853г.)

Портрет Авроры из коллекции ее мемориального музея в Финляндии (1853г.)

    В дни разлуки, когда Андрей Николаевич по делам уезжал на недели или месяцы, они заботились и думали друг о друге благодаря каждодневным письмам. "Я все время думаю о тебе, со счастьем, с тоской, с любовью, со всеми этими чувствами сразу и с каждым из них в отдельности. Это совершенно серьезно. Я люблю тебя до опьянения и до головокружения, со всей святостью любви... Спасибо тебе за то, что ты так часто и так прекрасно говоришь о своей любви ко мне, мой милый Андре. Эти слова для меня чарующая музыка, которая заглушает мою печаль из-за твоего отсутствия". Но счастье не бывает вечным. 18 мая 1854 года, во время Крымской войны, А.Н. Карамзин погиб в неравном бою с турками. В начале войны он попросил Аврору: "Если я сочту своим долгом идти воевать за свое Отечество, не противься этому". И она не стала удерживать мужа.

    У Авроры Карамзиной было очень сильное и мужественное сердце. Ей выпало испытать и пережить горечь утраты самых близких и дорогих людей. Но, если требовалось, она становилась крепкой. Беда и несчастья делали ее деятельной. Она перечила смерти, болезням, стараясь помогать самым обездоленным и нуждающимся. В 1867 году Аврора Карловна заболела оспой. И, как легендарная красавица Мехменз Бану, испытала утрату красоты лица.

    Смерть пришла к А.И. Карамзиной в 1902 году. В 94 года, спасаясь от огня, охватившего гостиницу, она выбросилась из окна второго этажа. Раны оказались смертельными. И ее прекрасная душа навсегда покинула тело 18 мая на вилле Хакасаями в родной Финляндии.

    После Октябрьской революции портрет Авроры Демидовой кисти К. Брюллова непродолжительное время являлся частью имущества Среднеуральского горнозаводского треста. В 1924 году полотно передается в создающийся городской краеведческий музей и становится полноправным экспонатом исторической экспозиции.

    В 1957 году портрет Авроры Демидовой впервые покинул тагильскую землю и отправился в Москву на реставрацию. Однако, как ни прекрасна была Аврора, заниматься провинциальным Брюлловым в Москве не торопились. Реставрация затягивалась на годы. Картина смогла вернуться в ставший родным Нижний Тагил в апреле 1960 года.

    В 1995 году в газете "Культура" проявилось сенсационное сообщение Н. Данилевич, из которого следовало: обнаружена ранее неизвестная работа великого Карла Брюллова. На аукционе "Сотсби" готовился к торгам портрет Авроры Демидовой. Ориентировочная стоимость лота составляла 40-60 тысяч долларов.

    Так совершенно неожиданно и непредсказуемо у тагильской Авроры К. Брюллова появилась живописная "сестра". Она стала рассматриваться и цениться как подлинник Карла Павловича. При этом существование тагильской Авроры особо никого не интересовало и не считалось достойным внимания.

    Процесс определения и доказательства авторства сложен и продолжителен по времени.

    Поэтому портрет Авроры Демидовой кисти К. Брюллова из коллекции Нижнетагильского музея-заповедника продолжает оставаться подлинником великого русского художника, и только проведение специальных исследований позволит внести уточнения и изменения в данное утверждение.

    А пока, несмотря на свой почтенный возраст, портрет Авроры Карловны, бессмертное творение неподражаемого мастерства, продолжает благоухать утренней свежестью красоты, наглядно являя современному миру торжество и справедливость древней истины: "Ars longa, vita brevis" - жизнь мимолетна, только прекрасное вечно.

Ольга СИЛОНОВА.

Литература: Газета "Горный край" от 04.03.05.

Главная страница