О предпринимательстве и меценатстве

    Демидовский храм, демидовские премии, демидовская библиотека, демидовское училище... Не правда ли, такие понятия все чаще стали мелькать в печати, оттесняя более привычные для уральцев сочетания - демидовский завод, демидовская вотчина. Не только строил заводы и вел разведку сырья, осваивая огромные пространства Урала и Алтая, не только успешно торговал, получая баснословные прибыли, могущественный род тульского кузнеца. Удачливые предприниматели вошли в историю Государства Российского как щедрые покровители наук и искусства.

    Неизменный интерес вызывает идея о возрождении лучших традиций российского предпринимательства, меценатства и благотворительности. Идею эту предстоит воплотить Демидовскому фонду. Более подробно о фонде рассказывает первый секретарь Управления по культурным связям Министерства иностранных дел СССР В.Л. Коротков, в канун Нового года побывавший в Свердловске.

    - Владимир Львович, когда и в связи с чем появилась такая прекрасная мысль - возрождение лучших российских традиций: предпринимательства, сопровождавшегося меценатством и благотворительностью?

    - Начнем с предыстории. Видимо, уральцам известно, что Демидовы оставили свой мощный след не только в России, но и за границей, в частности в Италии. Во Флоренции по сей день действует учрежденный в 1828 году российским посланником Николаем Никитичем Демидовым институт - интернат для детей из бедных семей. Теперь здание используется частично как приют для детей-инвалидов и престарелых, в другой части созданы художественные кружки для детей-инвалидов.

    Первое предложение поступили от 79-летней владелицы издательства, она же является директором культурного центра "Бизон", Марии Луиджи Гуайта - Валлекки. Она предлагала создать европейское художественное училище на базе этого демидовского института.

    Затем последовало еще одно предложение от другой флорентийской организации: почему бы не возродить минувшие традиции культурных связей России и Италии и не использовать для этой цели парковый заповедник "Вилла Демидова". Это 170 гектаров, находящихся в 9 километрах от Флоренции, в городе Пратолино.

    Предложения понравились в посольстве СССР в Риме, куда, собственно, они поступили. Состоялось несколько встреч по их обсуждению с представителями деловых кругов, общественности. Идея нашла широкую поддержку, поскольку проблема сохранения культурного наследия стоит остро не только в нашей стране, но и в Европе.

    Было это в конце 1988 года. С тех пор стала разрабатываться концепция сотрудничества в этом направлении: разработка демидовской программы, создание Демидовского фонда. Поскольку последнее предложение прозвучало от вице-мэра Флоренции Дж. Конто, то фонд задумывался как советско-итальянский. Теперь мы называем его международной неправительственной организацией. Мы думали о создании центра европейской цивилизации. Кстати, идея создания домов европейской цивилизации как очагов знакомства и общения народов была высказана еще М. С. Горбачевым. Вот таким, по мнению многих, должен стать Демидовский дом в Пратолино.

    - Идея обрела конкретность? Каким дом видится вам?

    - Итальянцы разработали проект. Предлагается на вилле, в одной ее части, устроить десять мастерских для художников, скульпторов, музыкантов, ювелиров, больше там не разместишь. Но 120 человек в году здесь могут побывать - работать, общаться. И десять квартир. Стоимость всего проекта 5 миллионов долларов, это 5,5 миллиарда итальянских лир. Это огромная сумма. И вряд ли сегодня мы найдем такого филантропа, который согласился бы выложить этакую сумму. Стали думать, как еще может окупить себя заповедник?

    Предлагается создать постоянно действующую экспозицию в одном из помещений. Одно из зданий отдать под гостиницу на 30 номеров, еще одно - под конференц-зал. Вот такой комплекс из четырех зданий, куда могли бы съезжаться деятели культуры и искусства, ученые и бизнесмены.

    Отсюда возникли три основных направления нашей деятельности - бизнес, экология, культура. Артклуб, бизнес-клуб и клуб ученых-экологов - вот основа, на которой должен возродиться Демидовский дом европейской цивилизации. Хотя мы и называем его европейским, но дом будет широко открыт для всех - японцев, американцев, канадцев, представителей любых стран, любых континентов.

    "Вилла Демидова" остается собственностью провинциального совета Флоренции, но по управлению всем этим хозяйством создается совместное предприятие.

    - Все, что вы рассказали, относится к заповеднику "Вилла Демидова"? Что решено с институтом во Флоренции?

    - Вопрос о нем обсуждался на всех уровнях во Флоренции. Институт тоже требует реставрации, требует денег. Итальянские власти не отказываются заниматься этим, они готовы сотрудничать.

    - Демидовское наследие в Италии ограничивается только этими зданиями?

    - Нет, на острове Эльба сохранились постройки, оставленные Анатолием Николаевичем Демидовым. Он купил виллу, в которой содержался Наполеон (Анатолий был родственником последнего), впоследствии там был создан музей Наполеона, существующий поныне. Электронная версия historyntagil.ru. В частных собраниях и музеях находится немало произведений искусства из демидовских собраний, к слову, крупнейших коллекционеров в свое время.

    - Извините, но сугубо прагматичный вопрос - что полезного принесет такой фонд России? В Италии, как я понимаю, будет возрождаться и институт, и заповедник, а у нас? К тому же память о русском меценате в Италии так не вытоптана, как у нас.

    - Что касается памяти, то в Италии ничто, связанное с именем Демидовых, не разрушено, не снесено - "Институто Демидофф", "Пьяцца Демидофф", красивую набережную реки Арно с 1870 года украшает памятник Н.Н. Демидову. В России подобных памятников не осталось.

    Все, что я рассказал, имеет прямое отношение к нашей стране. Создается новая инфраструктура культуры в общеевропейских пространствах, новый этап в развитии культурных связей народов.

    Деятелям культуры разных стран предоставляется возможность не два-три дня общаться, не выставками обмениваться (хотя это тоже хорошо), а длительное время заниматься сотворчеством, развивая цивилизацию.

    Для нас надвигаются рыночные отношения, пора для культуры, прямо скажем, безрадостная. Она и так у нас жила на крохах, остаточном принципе. Что ждет ее дальше? Культура в период рыночной экономики - жертва, товар. Что надо предпринять, чтобы такого не случилось? Вспомнить хотя бы о традициях русского меценатства. Мы должны вернуться к своим корням. И деятельность заводчиков Демидовых - прекрасный пример для подражания. Кстати, далеко не единственный в России, но основательно нами забытый.

    В свердловских архивах есть документы, из которых видно, какие расходы несли Демидовы, заводя школы, больницы, родильные дома, предпочитая откупаться от царя, нежели допустить в заводы кабаки. Держали симфонические оркестры, театры, собирали библиотеки.

    - Чем выла вызвана столь широкая филантропическая деятельность Демидовых, как думаете? Как я понимаю, речь идет не только о последующих поколениях рода, прославившихся своей благотворительностью, но и об основателях - Никите, Акинфии, которых мы привычно называем эксплуататорами.

    - Она и были эксплуататорами. В эпоху крепостничества, в условиях первоначального накопления капитала никем иным они и быть не могли. Нам мешает взглянуть на Демидовых упрощенный классовый подход к оценке их деятельности. Встанем на объективную позицию. Конечно, ни Никита, ни Акинфий не были добренькими дядями. Хотя я видел ведомость, в которой за один раз было уплачено пять тысяч рублей серебром за покупку книг. Каково?

    Российские предприниматели были умными, дальновидными прагматиками, они смотрели даже не в завтрашний день, в послезавтрашний. Кто будет трудиться у них на заводах - алкоголики или культурно развитые люди. Любопытно, Форд, японцы задумались об этом в XX веке, заводчик Демидов осуществлял подобное в России в XVIII. Мы молчим, "не знаем" будто, предпочитая умиляться "молодцам - японцам", заботящимся о династийности на предприятиях. А Демидовы это делали два века назад. Взгляните на заводские ведомости - одни фамилии от дедов - прадедов до внуков-правнуков увидите там.

    - Значит, деятельность Демидовых и других знаменитых династий - наше огромное национальное достояние, которое требует изучения и возрождения?

    - Длительный период последних десятилетий прервал связь времен, мы утратили традиции русского предпринимательства и меценатства.

    - Вернемся, Владимир Львович, к "русскому вопросу": Демидовский фонд для России.

    - В Москве сохранилось богатое наследие Демидовых. Известны их четыре особняка - Президиум АН СССР на Ленинском проспекте, в Басманной слободе - институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии. Кстати, ректор его космонавт В.П. Савиных готов сотрудничать с нашим фондом. Это - библиотека педагогической книги имени Ушинского. И шестая градская больница на Разгуляе.

    Сейчас мы нашли в Подмосковье, в 40 километрах от центра по Щелковскому шоссе деревню Алмазово, бывшую усадьбу Демидовых.

    - Она сохранилась?

    - В плохом состоянии. Видимо, по аналогии с Пратолино здесь будет создаваться международный центр культурного диалога.

    Интересное дело начинается в Ярославле, где остались демидовский лицей и парк вокруг него. Энтузиастам удалось отстоять парк, теперь он будет восстановлен, чтобы в будущем использовать его как скульптурную галерею под открытым небом. И на базе его создать российский центр эстетического воспитания.

    Обеспечить сохранность и приумножение культурного наследия - тоже задача Демидовского фонда.

    - У вас такие грандиозные замыслы. Осуществимы они?

    - Мы не идеалисты и понимаем, что если не привлечем к нашим идеям бизнес, деловых людей, ничего не добьемся. В Италии мы вели обширные переговоры в различных кругах и везде встречали заинтересованность.

    Деловой мир открывает для себя Урал как новый рынок, который до недавнего времени был своеобразным экономическим анклавом, резервацией, недоступным для внешних отношений.

    В нашей стране заинтересованность к этим идеям не меньшая. В учреждении Демидовского фонда согласны участвовать комиссия СССР по делам ЮНЕСКО в лице созданного при ней национального комитета по проведению Всемирного десятилетия развития культуры. Всесоюзное общество СССР - Италия, советско-американский фонд "Культурная инициатива", информационно-издательская ассоциация "Союзэкопресс", Советская ассоциация клубов ЮНЕСКО. Кстати, накануне Нового года в Свердловске создана Уральская региональная организация клубов ЮНЕСКО. Называю эти организации, чтобы читатели, представили высокий и серьезный уровень, на котором решаются проблемы Демидовского фонда.

    - Представлены ли уральцы и как? Какая роль им отводится?

    - Ведущим меценатом международной организации "Демидовский фонд" выступает корпорация "Большой Урал". Это коммерческое акционерное общество, объединяющее крупнейшие промышленные предприятия Уральского региона и Тюмени. Президент ее - академик Ю.Н. Вершинин, вице-президент В.В. Спирин.

    - Прекрасно. Видимо, уральцы тоже выступили со своими инициативами. Можно сказать об этом?

    - Есть идея в Уральском университете о создании своеобразной демидовской энциклопедии. Работать будет коллектив под руководством декана исторического факультета профессора В.И. Михайленко.

    Уральская консерватория готова приступить к постановке на итальянском языке трех камерных опер Сальери и Панзнелло, которые в свое время были вывезены Николаем Никитичем Демидовым из Италии для своего крепостного театра и больше нигде не ставились. Приглашается к сотрудничеству дирижер В. Колобов, хорошо известный свердловчанам.

    - С чего вы начинаете?

    - Создаем организационный комитет, который будет находиться в Свердловске. Возможно, впоследствии он станет Уральским центром Демидовского фонда. Адрес его - Уральская консерватория. Договоренность с ректором М.В. Адриановым уже достигнута.

    - По-видимому, говорить о детально проработанной программе Демидовского фонда пока не приходится.

Т. КУРХШОВА.

Литература: Газета "Уральский рабочий" от 12.01.1991.

Главная страница