Как распятие попало в музей

Распятие Иисуса Христа работы Д. Прадье (1844 г.)    В нашем музее-заповеднике среди многих уникальных экспонатов выделяется своим размером (высота - почти 4,5 метра) и красотой мраморная скульптура - распятие Иисуса Христа. Как она могла к нам попасть и стать украшением музейных экспозиций?

    В первой половине XIX века в Париже жил и работал скульптор Джеймс Прадье (1790-1852гг). Это был швейцарец, натурализовавшийся во Франции, по исповеданию лютеранин. Он имел свою мастерскую, и его скульптуры, бюсты, памятники, вылепленные с большим искусством, пользовались успехом. А самого художника даже называли французским Кановой (А. Канова - выдающийся итальянский скульптор конца XVIII - начала XIX веков, чьи работы имеются и в России, в том числе в нашем музее - бюст Н.Н. Демидова).

    В 1825-1827 годах натурщицей у него была некая Жюльетта Друз - двадцатилетняя красивая девушка, ставшая любовницей скульптора. Первое время он любил Жюльетту, но жениться, конечно, не собирался и скоро бросил ее вместе с родившейся дочкой по имени Клер.

    Став свободной, блистая в парижском бомонде, Друз меняла своих "покровителей". На ее пути встретился рослый молодой красавец, русский богач - двадцатилетний Анатолий Демидов. Жюльетта не мота устоять перед ним, у них началась дружба, перешедшая в любовь.

    У легкомысленного Анатолия это чувство довольно быстро прошло, да и Жюльетта не хотела смириться с ролью куртизанки - она мечтала стать актрисой. Анатолий Демидов поступил благородно: обеспечил материально, приобрел для нее небольшой особняк, обставил его и помог устроиться актрисой в парижском театре Порт Сен-Мартен. Правда, пока ей там предлагали только небольшие роли.

    Впоследствии отношения между Джеймсом Прадье и Анатолием Демидовым были если недружеские, то во всяком случае довольно ровные (они иногда даже встречались).

мраморный бюст Анатолия Демидова (1839 г.), скульптор Ж.-П. Дантан    25 марта 1840 года безвременно скончался старший брат Анатолия, Павел Николаевич, которому не исполнилось и 42 года. Тогда у Прадье был заказан и в 1844 году изготовлен своеобразный памятник в виде распятия Иисуса Христа на усыпальницу Демидова в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.

    В 1875 году сын Павла Николаевича, Павел Павлович, решил перенести прах отца в фамильную Демидовскую усыпальницу-крипту тагильской Выйско-Никольской церкви. Туда поместили и это распятие.

    После Октябрьской революции, когда многие храмы были разрушены, уничтожались и расхищались церковные ценности, распятие удалось спасти, и в 1924 году оно "поселилось" в нашем краеведческом музее. В этом, вероятно, заслуга А.Н. Словцова, бывшего в то время его директором.

    Вот примерно таким образом появилось у нас великолепное творение французского мастера, украсившее экспозиции музея-заповедника.

Тигрий ДЬЯЧКОВ.

    На снимках: распятие Иисуса Христа работы Д. Прадье (1844 г.); мраморный бюст Анатолия Демидова (1839 г.), Скульптор Ж.-П. Дантан.

Главная страница