Наш первый паровоз как первая любовь

    Нижний Тагил славен, как известно, не только своими мартеновскими печами и танкостроением. Первый в России велосипед был изобретен Артамоновым, а первый паровоз - отцом и сыном Черепановыми. Роль двухколесного "друга" в российской истории, как ни крути, не так уж и велика, зато создание парового "чуда" впоследствии дало мощный толчок развитию в нашей стране промышленного производства, которое сейчас немыслимо без железных дорог и подвижных составов.

    В 2004 году отмечается 170 лет первого в России паровоза Ефима и Мирона Черепановых. Его может увидеть каждый тагильчанин у входа в городской музей-заповедник. Так же, как и двухэтажный дом, где жили Черепановы, который находится близ Выйского пруда. Правда, когда именно они там проживали, о том история умалчивает - документов, подтверждающих, что в 1834 году этот дом, ныне по улице Верхней Черепанова, принадлежал им, увы, не сохранилось, или же они пока еще не обнаружены в архивах. Известно лишь, что особняк был собственностью потомков Черепановых.

    Увы, но внутренняя планировка с тех далеких дней не сохранилась. Дом принадлежал сыну Мирона Черепанова Киприяну, предположительно, здесь была и контора Выйского медеплавильного завода. Размещались в этих стенах и квартиры, и советские учреждения, и детский приемник УВД.

    Само понятие "Дом Черепановых" для каждого жителя нашего города давно ассоциируется непосредственно с создателями паровоза и получило уже свое историческое название.

    Дом Черепановых вместе с усадьбой в чуть ли не первозданном виде передали нижнетагильскому музею-заповеднику "Горнозаводской Урал" еще в 1984 году. Особняк оказался практически разрушенным и бесхозным, и требовалась его реконструкция. Но работы по восстановлению стали проводиться лишь несколько лет назад при непосредственном участии администрации города и нижнетагильского отделения Свердловской железной дороги. Активными темпами ремонт начался только в 2003 году, в преддверии 170-летнего юбилея и еще двух знаменательных дат: 230 лет со дня рождения Ефима Алексеевича Черепанова и одновременно 200-летия его сына Мирона.

    До сих пор неизвестно точной даты, когда же все-таки Черепановы представили паровоз под светлые очи тогдашнего заводского начальства и запустили свое железное детище.

    К Дню Города-2004 был полностью отреставрирован дом Черепановых, где на первом этаже выставлены исторические экспонаты XIX века, а на втором - современные технические изделия уральских мастеров.

    Цветные фотографии на подоконнике, кисти, краски, деревянные заготовки на столе говорят о том, что здесь воссоздаются знаменитые дрожки Кузнецова. Макет из дерева доверили создать известному тагильскому мастеру Ивану Арсентьевичу Треноженко.

    Разномастные скамейки и кресла в коридоре тоже экспонаты дома. Они - зал ожидания вокзалов XX века и часть выставки по истории уральской железной дороги.

    В перспективе руководство музея-заповедника планирует сделать в доме детский технический музей, а в одной из комнат обновленного второго этажа здания создать так называемый зал лауреатов, где будут вручаться детские премии имени Амоса Черепанова - двоюродного брата Мирона Ефимовича.

    Один из паровозов, макетов этого удивительного изобретения XIX века, будет установлен на площадке между домом и флигелем. Он был создан в 1948 году по заказу "Мосфильма", хранился на заводе имени Куйбышева, а потом, в соответствии с чертежами Аммоса Черепанова, отремонтировали на Уралвагонзаводе.

    А во дворе дома будет парк для прогулок.

Андрей ГРЕБНЕВ.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 30.06.04.

Главная страница