Ткацкий станок едет в музей

    Стало традицией, что историко-революционный музей ежегодно проводит несколько целевых экспедиций. Вот и в этом году должны отработать три: этнографическая, ботаническая и минералогическая.

    Маршрут этнографической экспедиции пролегал по восточной части Пригородного района, охватив селения бывшей Башкарской волости: старую Башкарку, Новопаньшино, Бызово, Сартаково, Южаково, Сизиково, Кайгородку.

Привезенные из экспедиции деревянный подойник и стилизованная накладка на ворота в виде двуглавого орла

Привезенные из экспедиции деревянный подойник и стилизованная накладка на ворота в виде двуглавого орла

    Чем к себе привлек внимание именно этот уголок? Прежде всего тем, что за всю историю музея сюда не совершали экспедиций. Кроме того это - край наиболее развитого земледелия. В бывшем Нижнетагильском горно-заводском округе земледелие носило вспомогательный характер, тогда как в Башкарской волости, где жили государственные крестьяне, оно было основным источником существования. Труд же на вспомогательных работах Нижнетагильского, Нижнесалдинского, Кушвинского, Сусанского, Невьянского и Надеждинского заводов носил в начале XX века скорее отходнический характер. Помимо экономики региона нас интересовали домашние постройки, быт.

    Всюду, где бы не появлялась экспедиция музея, она находила понимание и поддержку местных советских и хозяйственных органов. Несмотря на то, что время было горячее - заканчивайся сев, безотказно выделяли машины, помогали встретиться с интересными людьми. Охотно помогали нам сельчане, делясь своими воспоминаниями, рассказами, предметами старинного обихода.

    Особенно большой интерес проявили жительницы деревни Сизиково. Пожалуй, именно там экспедиция собрала наиболее интересную коллекцию орудий земледелия, предметов быта, изделий женского домашнего труда. М.А. Клестова, А.Ф. Сахарова, 3.А. Спиридонова, Е.А. Пичугина не только нашли у себя и передали в дар музею интереснейшие изделия, но "зажгли" и других женщин. И вот уже целый воз взгромоздился на телеге. Надо было видеть, как женщины деловито укладывали вещи!

    Традиционный быт крестьянина характеризуется обилием предметов домашнего обихода, изготовленных из дерева. Эта особенность, несмотря на близость металлургических заводов, сохранилась и у местных крестьян. Нам удалось найти редкие сейчас деревянные подойники, ведра, лаговки, кадочки на деревянных обручах.

    Труд земледельца был тяжелым. Все знания, накопленные веками, были направлены на то, чтобы получить хороший урожай. Поговорка, записанная членами экспедиции, подчеркивает роль боронования: "Сей семя в плотную пашню, а одевай мягким одеялом". Но нередко труд хлебопашца, который начинался до свету и заканчивался глубокими вечерними сумерками, шел прахом. Перед обмолотом снопы сушили в овинах, отапливавшихся очень примитивно. Из-за невнимательности вспыхивали пожары, потушить которые практически было невозможно. Не случайно возникла поговорка: "Бане не гарывагь, а овин не гашивать" (записано в селе Башкарка).

    В Башкарской волости было немало кузнецов - сохоладов. И большой удачей экспедиции можно считать приобретение сохи, изготовленной местным кузнецом.

    Сколько бы ни было пашни, а осьминник обязательно отводили под лен. Из льна на кроснах (домашнем ткацком стане) изготовляли ткани разного назначения. Из отрепий - "отходов" первичной обработки льна - самую грубую, для пологов, которыми застилали телеги под обмолоченное зерно ("чтобы ни одно зернышко не пропало"). Из "отходов" вторичной обработки ткали холсты для нижнего белья и рабочей одежды. Самое лучшее, тщательно прочесанное волокно - лен - шло на изготовление тонких холстов, браных скатертей. Готовое волокно отбеливали традиционным способом или окрашивали растительными красителями (несколько способов окраски нам удалось записать). Из семян давили вкусное льняное масло. Таким образом отходов от обработки льна практически не было.

    Экспедиция собрала орудия для обработки льна, подготовки его к ткачеству, кросна и много образцов домотканины: половики, пестряди, скатерти, полотенца и даже ковры домашней выработки.

    Удалось найти и важнейшие орудия труда кустаря-пимоката: лучок; решетку и биток, пополнившие коллекцию пимокатного промысла. Подробно записали мы о смолокуренном, кожевенном, кирпичеделательном промыслах. Но, к сожалению, большинство некогда развитых здесь ремесел исчезли навсегда.

    Кроме предметов материальной культуры экспедиция собрала интересную информацию о семейных обрядах, домашнем быте, легенды о названиях селений.

    Одна из них объясняет, как появились названия Мурзинка, Паньшино, Бызово. Жившие якобы в тех местах три брата-татарина Мурза, Паньша, и Быза поделили между собой угодья по рекам Амбарке и Нейве и основали там селения, получившие впоследствии названия по их именам (записано в с. Бызово).

    Сейчас предстоят обработка и систематизация полученных сведений. Без этой кропотливой работы молчат самые интересные экспонаты.

Т. ПЕТРУХИНА.

    На снимке: привезенные из экспедиции деревянный подойник и стилизованная накладка на ворота в виде двуглавого орла.

    Фото А. Чернышева.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 08.08.1984.

Главная страница