Код Брюллова

    В Нижнетагильском музее-заповеднике с интересом наблюдают за эпопеей с покупкой предпринимателем Алишером Усмановым коллекции Вишневской - Ростроповича. Особенно интересует искусствоведов судьба портрета Авроры Демидовой, принадлежащего, по утверждению аукционного дома "Сотбис", кисти Карла Брюллова. Интерес объясняется тем, что вот уже на протяжении полутора веков картина "Великого Карла" находится... в Нижнем Тагиле. Такому сюжету позавидовал бы и сам Дэн Браун!

    Так что же за портрет стоимостью более миллиона евро приобрел столичный бизнесмен? На полотне Брюллова изображена Аврора Шернваль. Первая красавица своего века, фрейлина императрицы, воспетая в стихах Баратынским, Жуковским, Вяземским, Тютчевым, Аврора пережила немало утрат и трагических случаев, преследовавших ее всю жизнь. Современники называли ее "Роковая Аврора". Быть роковой - удел красивых женщин.

    Родилась урожденная Ева Аврора Шарлотта в 1808 году в Финляндии в семье губернатора Выборга подполковника Карла-Иохана Шернваля. В 16 лет ее впервые выводят в свет, где расцветающая красота юной девушки с легкостью покоряет мужчин. Считается, что первый жених, троюродный брат Авроры, носивший фамилию Маннергейм, умер при трагических обстоятельствах за несколько дней до свадьбы. Второй жертвой роковой Авроры стал полковник и камергер Александр Муханов, близкий друг Александра Сергеевича Пушкина. Впервые их встреча произошла еще в Финляндии, где служил Муханов. Спустя много лет, уже в Петербурге, он предложил ей руку и сердце. Была назначена свадьба, но накануне торжества Александр скончался.

    Спустя два года к Авроре Шернваль посватался егермейстер двора действительный статский советник Павел Николаевич Демидов, один из богатейших людей своей эпохи, владелец тагильских заводов. Аврора приняла предложение, и свадьба состоялась в 1836 году. Но брак продлился недолго, уже в 1840 году Павел Демидов умер в Майнце на руках у жены, Именно в этот период Карлом Брюлловым и был написан знаменитый "Портрет Авроры".

"Портрет Авроры" из Нижнетагильского музея-заповедника

"Портрет Авроры" из Нижнетагильского музея-заповедника

    Через шесть лет молодая вдова попыталась еще раз устроить свою семейную жизнь: она вышла замуж за полковника конной артиллерии Андрея Николаевича Карамзина - сына знаменитого русского историка. Второй брак Авроры продлился вдвое больше, чем первый, но также закончился трагично. Поддавшись патриотическому порыву, отставной офицер отправился на войну с Турцией, где 16 мая 1854 года был убит в сражении в Малой Валахии. Вместе с ним погибли 19 офицеров и 13В солдат. Многие современники считали, что: "Андрей, несомненно, был виноват в происшедшей катастрофе, и только геройская смерть избавила его от военного суда..."

    Пережив четырех возлюбленных, сына и двух его жен, собственных братьев и сестер, Аврора скончалась в 1902 году. Но и после смерти ее имя осталась роковым. В 1920-м поэт Г. Маслов решил написать поэму "Аврора", целиком посвященную Шернваль.

    Работая над поэмой, Маслов заболел и умер. Остается добавить лишь последние штрихи к портрету "Роковой Авроры": именно в честь Шернваль - Демидовой - Карамзиной был назван корабль, принимавший участие в Крымской войне 1855 г. и потопленный англичанами. Позднее в честь этого героически погибшего судна назвали знаменитый крейсер "Аврора", давший исторический залп - сигнал к штурму Зимнего дворца.

    Оттенок мистики, всю жизнь преследовавший Шернваль, "по наследству" передался и самому известному из ее портретов.

Фрагмент "Портрета Авроры"    Сразу после свадьбы Павел Демидов, слывший покровителем Брюллова, решил заказать тому портрет своей новоиспеченной жены. Это был уже не первый опыт сотрудничества художника с Демидовым: по заказу миллионера Брюллов написал одну из лучших своих картин "Последний день Помпеи", принесшую ему мировую славу. Работа над полотном началась в 1836 году. Первые упоминания о нем встречаются в дневнике Александра Тургенева, брата декабриста и писателя Н.И. Тургенева. 9 декабря 1836 года он записал: "Был у Брюллова, видел портрет Авроры", далее 28 декабря "...к Брюллову, там портрет Авроры".

    Следующее упоминание картины можно найти в дневнике ученика Брюллова А.Н. Мокрицкого от 27 февраля 1837 года: "Сегодня поутру зашел я к Брюллову, застал его работающим. И как прекрасно отделывал он портрет Демидовой (Шернваль)". Тогда же Мокрицкий писал, что работа над произведением завершается. Удивительно, что картина не была готова к весне. Дневник Мокрицкого, 3 апреля 1837 года: "С утра был я в мастерской, Брюллов продолжал портрет Демидовой, урожденной баронессы Шернваль". Лишь спустя еще десять месяцев высокопоставленный заказчик получил портрет своей жены. Видимо, портрет "Роковой Авроры" давался мастеру с большим трудом. Или портретов было два.

    С этого места и начинаются "приключения" шедевра. Как рассказала Ольга Николаевна Силонова, старший научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника, после окончания портрета Демидов приказывает упаковать его и отправить в Финляндию в Гельсингфорс матушке Авроры. Получается, что в 1837 году картина покинула Россию и уехала за границу. Но вполне возможно, что Демидов хотел иметь такой же портрет в своем имении, что и стало причиной появления второго экземпляра. Вопрос в том, кто был создателем копии?

    Известный искусствовед и специалист по Брюллову Людмила Александровна Маркина утверждает, что Карл Павлович никогда не повторялся. Тем не менее отвергать версию авторского повторения не стоит. Правил без исключений не бывает, и Брюллов, во многом обязанный Демидову, вполне мог сделать его для одного из своих лучших заказчиков.

    Второй вариант - копия сделана одним из учеников портретиста. Все та же Маркина в одной из своих статей делает предположение, что автором копии может быть ученик Брюллова, наш земляк, крепостной художник Степан Федорович Худояров. Он делал очень хорошие копии с произведений учителя, например, копировал знаменитую "Вирсавию". Раз "Портрет Авроры" был за границей, а Демидов бывал в Италии, где в то время находился Худояров, то именно там он мог сделать копию. Тем более что один из вариантов портрета позже окажется в итальянском имении Демидовых Сан-Донато.

    Здесь возникает следующий вопрос; какой вариант портрета является оригиналом, а какой копией? У Авроры из коллекции Ростраповича - Вишневской безупречная легенда: она из коллекции Демидовых, содержалась на вилле Сан-Донато, а затем была "частью коллекции югославского князя Карагеоргиевича Откуда впервые была выставлена на аукцион "Сотбис" в 1995 году. По словам очевидцев, произведение находилось в ужасном состоянии со следами неумелой реставрации. Купить картину мог только человек, беззаветно влюбленный в творчество Брюллова обладающий немалыми средствами на ее лечение. Приобрела портрет, как известно, жена Ростроповича, оперная певица Галина Вишневская. Из всех желающих купить произведение, а среди них была и упоминавшаяся ранее Маркина, представлявшая на аукционе Третьяковскую галерею, Вишневская предложила наибольшую сумму - свыше 130 тысяч фунтов стерлингов. С тех пор "Портрет Авроры" хранился в коллекции знаменитой музыкальной четы. Интересно, что нигде и никогда не упоминалось о проведенных экспертизах, установивших подлинность этого варианта картины, но в то же время он, абсолютно неизвестный до 1995 года, был безоговорочно наречен подлинником. Это кажется, мягко говоря, странным, ведь в Нижнем Тагиле уже более 160 лет хранится портрет Демидовой, подлинность которого на протяжении всего этого времени официально не ставилась специалистами под сомнение.

    Документально не установлено, как портрет Авроры Карловны попал в Нижний Тагил. Скорее всего, его переслали к нам в город в начале 40-х годов ХIХ века. Есть упоминание картины в 1844 году в описи Верхотурской дворянской опеки, где указано, что она находится в портретной галерее Демидовых, расположенной в одном из господских домов. И если бы это была копия, то в описи данный факт был бы отражен. Но долгое время картина везде указывалась как подлинник Брюллова. В советское время, в 1924 году, при создании краеведческого музея, по всем господским домам собирают вещи, в том числе и произведения искусства. Тогда "Аврору" перенесли, и она стала экспонатом. С 1924 года во всех музейных описях она проходит в качестве работы кисти Карла Брюллова.

Ольга Силонова

Ольга Силонова

    Ольга Силонова с горечью говорит: "Никто в Тагил не приезжал, чтобы сделать официальное заключение. Серьезного исследования не было. Возможно, та картина прошла все эти исследования, они нашли авторские правки и поэтому так уверенно даже не смотрят в сторону нашей Авроры. Но если это копия, то кем она сделана? Худояровым или самим Брюлловым? Это можно узнать, только проведя экспертизу, и тогда не нужно ничего гадать. Копии портретов Демидовых действительно были, потому что имелось много контор и дворцов, и везде должны быть портреты господ. Оригинал оставлялся в одном месте, а копия отправлялась в другое. И всегда должна была быть ниточка, отличающая копию от подлинника. Я лично читала статью о другом портрете Демидовых, где служащий писал, что если портрет имеет в уголке пятнышко или черточку - значит это оригинал. Копия отметин не имеет. Поэтому когда я пыталась по репродукциям сравнить портреты, единственное, на что обратила внимание - у тагильской Авроры над губой есть родинка. Может быть, в этом и есть отличие? Наши реставраторы утверждают, что это живописная точечка".

    Стоит отметить, что ни на одном другом портрете Авроры Шернваль, сделанном до или после Брюллова, мушки над верхней губой нет. Возможно, баронесса просила подретушировать ее, считая дефектом. Но не встречаются упоминания о родинке и в многочисленных словесных описаниях Авроры Карловны. В любом случае для определения подлинности портретов нужны исследования холста на предмет авторских меток, манеры письма, мазков, характерных для Брюллова, необходима экспертиза красочного слоя и грунта на соответствие определенному периоду. Тем более это необходимо сделать сейчас, когда в России находятся обе картины и есть отличная возможность расставить все точки над i.

    Если удастся доказать, что тагильская Аврора принадлежит кисти Худоярова, то для города такая картина морально не менее ценна. Подобный экспонат в любом случае будет гордостью нашей коллекции. К тому же такая история придаст шарма, а значит, поднимет в цене и без того не дешевый подлинник. Но, возможно, экспертиза вызывает опасения у владельцев другого экземпляра картины: в случае, если будет доказана подлинность нашей Авроры, стоимость их портрета упадет в разы.

    А до того момента, пока не будет доказано обратное, мы можем смело утверждать: "Портрет Авроры", экспонирующийся в Нижнетагильском музее-заповеднике, принадлежит кисти великого Карла Брюллова.

Константин ПЕТРОВ.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 27.09.2007.

Главная страница