От Т-34 до Т-90

    Уралвагонзавод недаром занесен в Книгу рекордов Гиннесса

    С 11 июля в Нижнем Тагиле на базе Федерального казенного предприятия (ФКП) "Нижнетагильский институт испытания металлов" проходит V Международная выставка вооружения, военной техники и боеприпасов "RUSSIAN EXPO ARMS-2006". По традиции ее открыл на полигоне демонстрационно-выставочного комплекса ФКП танк Т-34 - не просто один из действующих экспонатов, а свидетель славы российского оружия и символ истории производственного объединения "Уралвагонзавод", сообщил "НВО" генеральный директор этого Федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) Николай Малых.

    История изготовления на Урале танков, обеспечивших почти все победы Красной армии в сражениях Великой Отечественной, началась в 1941 году, когда в Нижний Тагил были эвакуированы 13 предприятий, в том числе танковое производство харьковского завода. Уже через два месяца - в декабре - на фронт ушли первые уральские бронированные машины. Танковый завод № 183, созданный на базе Уралвагонзавода, становится ведущим производителем грозных "тридцатьчетверок": более 35 тысяч их отправят тагильцы в бой за годы войны.

    После победы завод в Нижнем Тагиле сохранился как один из отечественных центров танкостроения, став фактически крупнейшим танковым предприятием в мире. На промышленной площадке УВЗ (за ее размеры он занесен в Книгу рекордов Гиннесса) выпускаются бронетехника, подвижной железнодорожный грузовой состав и дорожно-строительные машины.

    Долгосрочные перспективы Уралвагонзавода связаны с готовностью государства обеспечить ФГУП стабильным заказом на поставку бронетехники для Российской армии. Тем более что сегодня УВЗ - единственное в стране производственное объединение, способное серийно выпускать современные ракетно-пушечные танки.

    На открывшейся несколько дней назад международной выставке Уралвагонзавод, один из основных ее организаторов и участников, представил весь спектр образцов своей продукции - как военной, так и гражданского назначения. В их числе прославленный Т-72 - первый отечественный танк с динамической защитой. Принятый на вооружение в 1973 году, он стал основным танком еще в десятках стран мира. Эта боевая машина, в отличие от не менее известного Т-34, не участвовала в больших сражениях, но получила известность благодаря локальным военным конфликтам. Надежность и маневренность танка, его высокие боевые и технические характеристики не раз подтверждались в боях.

    Т-72 можно смело назвать детищем всего объединения "Уралвагонзавод" и его предприятий-смежников. Но особая заслуга в создании самого массового танка последней трети ХХ века принадлежит коллективу Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения (УКБТМ).

    Триумфом считают военные специалисты появление на рынке вооружений уникального ракетно-пушечного танка нового поколения Т-90 - с реактивной броней и оптико-электронной системой подавления огня противника. За выдающиеся ходовые качества он получил название "летающего танка". Запустив на конвейер современную разработку боевой машины, конструкторы одновременно занялись модернизацией Т-72. Изначально заложенные в нем конструктивные особенности позволяют доводить этот танк практически до уровня Т-90.

    Кстати, семейство инженерных машин на базе Т-72, обеспечивающих подвижность, надежность и высокую степень защиты экипажа и также производимых Уралвагонзаводом, может быть широко востребовано как в составе танковых частей, так и в подразделениях МЧС.

    Одна из самых перспективных новинок УКБТМ и Уралвагонзавода - боевая машина поддержки танков - не имеющее в мире аналогов средство подавления противотанкового огня.

    Нельзя также не упомянуть БМР, предназначенную для разминирования путей движения колонн. Машина имеет усиленную броневую и противокумулятивную защиту днища под обитаемым отделением и обеспечивает траление мин с нажимными, штыревыми и неконтактными взрывателями.

    Бронированная ремонтно-эвакуационная машина используется при эвакуации аварийных танков и другой техники из зоны боевых действий и оказания помощи экипажам при ремонте и техническом обслуживании боевых машин в полевых условиях. Инженерная машина разграждения обеспечивает продвижение войск путем засыпки рвов и воронок. Она способна прокладывать пути в среднепересеченной и горно-лесистой местностях, в снежной целине; использоваться для устройства проходов и разборки завалов в местах разрушений; валки деревьев и корчевания пней.

    Мостоукладчик МТУ-72 предназначен для транспортировки и установки колейного моста на препятствие шириной до 18 метров (каналы, речки, овраги и др.) с целью прохождения по нему гусеничной и колесной техники.

    Создавая лучшую по многим параметрам боевую технику, танкостроители Нижнего Тагила верят, что разброд в оборонной отрасли и пренебрежение интересами национальной безопасности страны закончились.

Валентин НАДЕЖДИН.

Литература: Независимое военное обозрение (Россия), 14.07.2006.

Главная страница