Горное путешествие

    Если Рим начинался с семи холмов, то Нижний Тагил (коренные его жители слово "Нижний" не употребляют - Тагил, он и есть Тагил) с двух. Это горы Высокая, благодаря которой возник современный город, и Голый камень, на протяжении тысячелетий бывшая как сакральным местом, так и месторождением камня для орудий и оружия того времени.

На раздетый камень

    Ваше путешествие начинается на привокзальной площади, откуда в нужном вам направлении идут автобусы и маршрутки под номером 3.

    Гора Голый камень является второй по высоте (Н=362м) в окрестностях города, отставая только от своей соседки - горы Долгой (Н=378м). В 1909 году на ее вершине тагильским краеведом С. Н. Топорковым были найдены черепки глиняной посуды с орнаментом, обожженные кости человека и животных, глиняное украшение и бронзовая трехлопастная стрела. С тех пор здесь неоднократно копали. Последние раскопки проводились экспедицией Нижнетагильского педагогического института в 1993-1997 годах.

    Впервые человек появился здесь ради камня, из которого сложены останцы на вершине - ученые геологи называют его алевротуфом порфиритов. Это произошло в мезолите (VI-V тыс. до н. э.). Мастерская находилась на южном склоне горы. А находки голокаменского сырья на стоянках позволяют очертить границы территориальных владений данного социального подразделения. Если за их центр принять Голый камень, то получится овал, вытянутый вдоль Ура л ьского хребта на 50 -55 к м и шириной до 20 км.

    В раннем железном веке это место использовалось для производства ритуальных плавок. Такая плавка являлась своеобразным жертвоприношением. Кроме этого богам приносились пища и предметы из меди. На памятнике найдены обломки сосудов и других культур - иткульской, ананьинской и саргатской. Это свидетельства обменов и совместных ритуалов местных жителей с племенами Приуралья и лесостепи.

    Текли тысячелетия, но место оставалось по-прежнему культовым. Синдейскую культуру сменила прыговская, а ее - бакальская. В V веке сюда пришли угры-коневоды. Они были представителями двух культур - петрогромской и молчановской. От них сохранились жертвоприношения в виде холодного оружия.

    На автобусе вам надо доехать до остановки, находящейся у подножия горы, под ЛЭП. Затем пройти вперед метров 50 уже по грунтовке (асфальт заворачивает на гору Долгую) и идти по указателям стрелкового стенда.

    Быть может, поднявшись наверх, вы будете разочарованы. Останцы небольшие, да и ЛЭП многое портит, но подумайте о тех тысячелетиях истории, что лежат у вас под ногами. Впрочем, вершина горы находится немного в стороне, так что можно поискать ее в лесу.

Стала яма глубокая

    Теперь вам надо выйти к остановке и идти по дороге в сторону горы Высокой, никуда не сворачивая. За кладбищем начинается улица Трудовая, выходящая к главному карьеру. Кстати, обратите внимание, какой брусчаткой покрыта мостовая. Ее из доменных шлаков начал производить завод имени Куйбышева вскоре после войны. Там же делались и формы для литья.

    Улица упирается в забор, за которым находится ВГОКовская заправка. Основная дорога идет направо, в город, а налево - второстепенная. Пройдите по ней до первой же тропинки, уходящей вправо. Буквально метров тридцать "зеленки" отделяют вас от карьера. Вдоль его борта идет почти не используемая сейчас железная дорога. С нее открывается великолепный вид на Главный карьер.

    В свое время гору называли Магнитной. О том, что она сложена из железной руды, было известно задолго до появления здесь Демидовых, так что их добыча была знатная. Почему гору переименовали - никому не известно.

    Вот одна из местных легенд на эту тему. В 1899 году горнозаводской поселок посетил Д. Менделеев. Он сказал: "Знаменитая гора, Высокая. Хотя и ростом она не высока, но дает руду высокого качества". Так и стала Магнит-гора Высокой.

    Высокогорский железный рудник был основан 1 июля 1721 года. Добыча железной руды велась открытым способом. Вначале использовали запасы россыпных валунчатых руд, потом взялись за коренное месторождение. Уже в XIX веке появилось выражение: "Была гора Высокая, стала яма глубокая".

    На момент прекращения здесь работ глубина карьера достигала 200 метров при длине свыше 1 км. Сейчас его участь незавидна, он превращен в шламохранилище и к настоящему времени заполнен уже почти на треть по высоте.

    Попутно с железной рудой из карьера извлекали и поделочный малахит. Крупных скоплений тут, правда, было мало. До войны он даже шел в отвалы, так как считалось, что его присутствие портит сталь.На борту карьера видны несколько строений. Это здания шахты "Магнетитовая". По данным пятилетней давно сти, ее глубина достигала 850 метров. Длинное, как такса, здание - это аглофабрика. За ней идут три ствола (вертикальные выработки, по которым осуществляется подъем людей и грузов): "Магнетитовая", "Магнетитовая-бис" и "Клетьевая".

    Строительство шахт началось на горе только в 1948 году. Слишком это дело затратное по сравнению с открытой добычей.

    Часть выработок в шахте не закладывалась, в результате чего началось обрушение верхних горизонтов. На поверхности появился большой провал, обнаживший останки старых выработок. Стена похожа на сыр - вся в дырах. Их можно увидеть, даже не спускаясь под землю. "Дыры" хорошо просматриваются с края т. н. "зоны обрушения" и борта Главного карьера в скальной перемычке (реликтовом останце горы Высокой) между рудным двором шахты и Западно-ревдинским отвалом карьера.

Малахитовая шкатулка

    "Железка", заканчиваясь тупиком, выводит вас на дорогу. Она здесь идет по склону горы. По пути вы найдете несколько неплохих обзорных площадок. Вскоре с правой стороны появится еще один карьер, знаменитый Меднорудянский. Это месторождение было открыто в 1720 году. Содержание меди было невысокое, его вскоре забросили, и только после того, как появилась мода на малахит, разработка возобновилась.

    Месторождение получило свое название от протекавшей здесь небольшой речки Рудянка. До середины XIX века его, как и заложенный здесь рудник, называли Медным Рудянским, позднее Меднорудянским.

    А вообще непонятно, что в первую очередь здесь добывали - железо, медь или малахит. Добыча шла через шахты. Вся площадь нынешнего карьера (по плоскости поверхности) представляла собой сплошное шахтное поле. Насчитывались выходы не одного десятка шахтных стволов!

    Реанимация месторождения произошла в 70-х годах XX века, когда началась его открытая разработка. После отработки карьера ВГОКом в нем потрудились "Уралкварцсамоцветы". Его сотрудники уже специально по малахиту работали. В этом веке ВГОК углубил карьер и попутно начал переработку отвалов. Причем что в прошлом веке, что в этом постоянно вскрываются остатки старинных крепей.

    Вскоре от основной дороги влево, перегороженная шлагбаумом, уходит второстепенная, в местной топонимике носящая название "белазка". Ведет она на вершину горы, где в 1988 году на западном борту карьера появилась выставка горной техники. Выставка совмещена с великолепнейшей смотровой площадкой, позволяющей увидеть всю восточную часть Тагила.

    При спуске с площадки, буквально через двадцать метров, будет развилка. Дорога влево выведет вас на вторую смотровую площадку. Теперь перед вами вся западная часть города, замкнутая корпусами НТМК. За дымом ее производств уже ничего не видно.

    Спустившись с горы на дорогу, продолжайте путь в прежнем направлении, пока не дойдете до небольшой старообрядческой часовни св. Иова (между прочим, покровителя горняков). При Советской власти она стала и до сих пор служит трансформаторной будкой. От нее надо свернуть на улицу Рудянскую и пройти до Тагильской.

    Дома этого района - одни из старейших в городе, и немудрено, ведь они расположены между первым карьером и первым заводом города.

    Несколько лет назад на одном из огородов по улице Тагильской открылся глубокий вертикальный провал, напоминающий старый шахтный ствол. Но никаких документов, дореволюционного времени, из которых можно было бы определить, кто и зачем это делал, не сохранилось.

    Ну а дальше вы по переходу пересекаете улицу Тагильскую - и перед вами пешеходный мост, ведущий на другой берег долины реки Тагил. К одному из пилонов прикреплена табличка, повествующая о том, что этот мост был построен рабочими завода имени Куйбышева осенью 1944 года.

    Но история об этом мосте, да и обо всем заводе имени Куйбышева, который сейчас превращен в музей, достойна отдельной статьи, которая и появится ровно через две недели.

Борис МАЙДАНИК.

Литература: Газета "Уральский рабочий" от 01.10.2009.

Главная страница