Только на макете

    (Пояснительная записка к макету кузницы ручной ковки конного двора Нижнетагильского металлургического завода имени В.В. Куйбышева в 1950-е годы с описанием непроизводственной сферы его деятельности).

    Издревле лошадь была единственным средством передвижения на службе человека, она использовалась как в ратных делах, так и в труде, на досуге. Даже с появлением и развитием других транспортных средств лошадь осталась востребованной.

    В 40-50-х годах XX века на Нижнетагильском металлургическом заводе имени В. Куйбышева было специальное подразделение - конный двор, административно входящий в так называемый дворовый цех. Руководил им некто Петр Афанасьевич Быков, инвалид войны, который по состоянию здоровья мог работать только здесь. В его распоряжении находились 10-12 человек: конюхи по сменам и дневные коновозчики по выездам, шорник, колесник, кузнец и другие.

    Конюхи по сменам занимались выдачей и приемом после работы лошадей, их гигиеной, выгулом. В цехи животные выдавались определенному лицу, умеющему обращаться с ними, так называемому коноводу, которого в заводе звали "возчиком" и относили к разряду разнорабочих.

    На лошадях перевозили материальные ценности для кладовых, запасные детали в ремонт, выполняли конторские, почтовые и другие поручения. В обязательном порядке животные распределялись по основным цехам и производствам: доменный, мартеновский, копровый, прокатный, энергоцех, ремонтно-строительный, отдел рабочего снабжения. Кроме того, четыре лошади выделялись на шихтовый двор для выполнения технологических процессов по загрузке доменных печей. Одна из них была настолько сильна, что могла перевозить четыре бурака с рудой вместо трех, как другие, и за это ее назвали "трактор". Восемь часов работа, восемь - отдых, и так постоянно.

    Точного количества лошадей на конном дворе автор назвать не может, но, по приблизительным подсчетам, их было более 25. Приличный табун. Корм заготовлялся в подсобном хозяйстве завода, также использовались отходы общепита и пивоваренного производства (так называемая "барда"). Пивзавод находился на том месте, где сейчас кинотеатр "Современник".

    Сам конный двор размещался на западной окраине завода за литейным цехом, в развалинах строений и деревянных сараях. Была там и задняя изба - контора с рабочим помещением. На конном дворе находилась мастерская, где своими силами изготавливали телеги и сани.

    Как известно, лошадь лучше, спокойнее и продолжительнее может работать, если она подкована железными подковами. Это производилось в кузнице, расположенной в копровом цехе. В основных и механическом цехах были свои кузницы ручной ковки и с механическими молотами, они обслуживали производственную часть завода. Но эта была особая и предназначалась только для ковки лошадей. По характеру деятельности и оснащению соответствовала сельской кузнице.

    Казалось бы, такую простую вещь, как подкова, можно изготавливать штамповкой. Однако нет. Она отковывалась кузнецом из металлического прутка диаметром 16-20 мм или из полосы. Причем без шаблона, потому изделия получались разными по размерам, толщине и весу, что и нужно было на практике. Кроме того, здесь чинили телеги, сани, оковывали колеса железными шинами (шиновали), изготовляли цепи, тяги, путы, плуги, бороны, выполняли слесарные работы.

    Горн в кузнице был обычной конструкции, стены его сложены из красного кирпича, а открытый очаг из огнеупорного шамотного. Тут же литая чугунная колода с водой для замачивания инструмента, деталей и подковок. Над горном вытяжной зонт. В качестве топлива использовался кокс, дутье подавалось вентилятором, приводимым в действие электродвигателем.

    Макет кузницы выполнен по личным наблюдениям и воспоминаниям авторов. Здесь представлены оборудование, инструменты, детали и транспорт того времени. Станок для ковки лошадей, стенд для ошиновки колес, горн, верстак, телега и инструмент выполнены в масштабе 1:10. Не соответствует масштабу лишь изба-контора.

    Навыки работ передавались из поколения в поколение, и в наш век значительного развития механического транспорта умение обращаться с лошадьми и кузнечные операции, связанные с ними, еще живут среди людей. Но такой кузницы, как на макете, уже нигде нет.

Сергей ХЛОПОТОВ.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 10.10.02

Главная страница