Моя любимая девятка

    21 марта 2006 г. на предприятии железнодорожного транспорта Высокогорского горно-обогатительного комбината отметили 55-летний юбилей перехода с паровозной тяги на электровозную.

    Вспоминают непосредственные участники событий пятидесятилетней давности - ветераны-железнодорожники Владислав Кузнецов, Герман Туров, Иван Козлов, Игорь Ершов, Юрий Панкратов, Анатолий Тушин, Алексей Гаев.

    "Я приехал в Тагил в 42-ом году уже с правами машиниста электровоза, - рассказывает Иван Козлов, отработавший в транспортном цехе более 60-ти лет и награжденный за доблестный труд орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. - Вообще-то я детдомовский. Во время войны наш детский дом эвакуировали в Казахстан. Стали набирать грамотных подростков учиться на машиниста. У меня было хорошее по тем временам образование - семь классов, и меня взяли. Окончив ФЗО, прошел практику на медном руднике у озера Балхаш. Когда выдали аттестаты, объявили, что Нижний Тагил запросил 14 электровозников. Об Урале я знал только, что горы Европу и Азию делят, о Тагиле не слыхивал вовсе. Приехал, а мне говорят: "У нас электровозов нет, садись помощником на паровоз!". "Так мы же не изучали:". "Вот лопата, вот уголь, а вот топка. Остальное машинист знает!", - последовал ответ.

Паровоз "Серго Орджоникидзе"

Паровоз "Серго Орджоникидзе"

    В 50-ом году в цех поступили первые электровозы немецкого производства серии 4 КП. Одновременно начали строить контактную сеть. В марте 1951 года первый электровоз был пущен в работу в Главном карьере. Возили сырье на промфабрику, на аглодробилку и вскрышу на отвал. Машинистами-первопроходцами стали Михаил Голованевский, Анатолий Бердников, Владимир Тимошенко.

    Каждую неделю в эксплуатацию добавляли по машине, провели контактную сеть на шахте "Сернистая". Потом построили центральную, но к экскаватору боковой сети не было. Там использовали паровоз. "Работы было много - в тупиках не отстаивались, - вспоминает Алексей Гаев. - Рука руку тянули, план всегда давали".

    Паровозов становилось все меньше и меньше. В конечном итоге оставили только маневровые, да в карьере на Евстюнихе, где велась добыча открытым способом. Самой маневренной, самой мощной и экономичной считалась "девятка", паровоз серии 9П производства муромского паровозостроительного завода. "Хорошая машина была, малогабаритная. Во все кривые вписывалась", - подтверждает Юрий Панкратов.

    Полностью отказались от паровых машин в 1970-е годы. Последний паровоз использовали вместо кочегарки. Он стоял в локомотивном депо и подавал горячую воду и пар для обогрева здания.

    "Помню, когда не было бригады, нас, электровозников, посылали на паровоз. Так идти не очень-то хотелось", - делится Анатолий Тушин. "Да, разница большая, - поддержал Иван Козлов. На современных машинах работать легко, чистота да красота. Не то, что уголь, топка, дым с трубы!". "А я бы, с каким удовольствием сейчас прокатился, - мечтательно протянул Владислав Кузнецов. - Ведь паровоз, он живой. Не то, что эти, электрические".

Алена ТУРУШЕВА.

Литература: Газета "Высокогорский горняк" от 25.03.06.

Главная страница