Строили и строим на века

Коллективу треста №88 не стыдно за свою 70-летнюю историю

   Правительством страны в мае 1930 года было принято решение о строительстве в Нижнем Тагиле двух заводов - металлургического и вагоностроительного, в связи с чем в 1931 году создается "Тагилкомбинатстрой". Для производства большегрузных вагонов в 1932 году приказом наркома тяжелой промышленности С. Орджоникидзе из состава этой организации выделяется трест "Уралвагонстрой" - впоследствии, после ряда преобразований, строительный трест №88.

   Ввод в эксплуатацию отдельных объектов начался уже через два года. Цех чугунных колес вступил в строй в мае 1934-го, в цехе крупного стального литья разлив первой плавки был произведен в июле 1935-го, вагоносборочный цех из четырех пролетов и длиной почти в один километр был построен за 2,5 года, что позволило 5 ноября 1936 года сойти с конвейера первому большегрузному четырехосному вагону.

   В конце 30-х тресту поручается строительство заводов пластмасс и химического, жилья и объектов соцкультбыта. До 1941 года в Дзержинском районе появилось семь каменных домов, две школы, больница, магазины.

   Строительством руководили опытные специалисты, прежде всего управляющий трестом Лазарь Миронович Марьясин - ч еловек больших организаторских способностей, несгибаемой силы воли, инженер высокого класса. История сохранила фамилии бригадиров, отличавшихся в труде: Маркелова, Окрутина, Лаптева, Андреева, Апсенова и многих других.

   В1941 -1945 годах Уралвагонзавод прекратил выпуск вагонов, и за три месяца была проведена реконструкция с целью выпуска танков и самолетов. Трест совместно с трудящимися УВЗ в срочном порядке строил новые цехи, вел работы по реконструкции. Построил домну и гидроэлектростанцию в Алапаевске, деревообрабатывающий завод в Сосьве, гидролизный в Лобве, химический в Красноуральске. В 1943 году часть строителей была направлена на восстановление разрушенного Сталинграда.

   За успешное выполнение заданий военного времени большая группа строителей была удостоена правительственных наград. Руководитель треста Ф.И. Исаев награжден орденом Ленина, а П.Ф. Красильников - орденом Красной Звезды. Коллективу восемь раз присуждалось Знамя Государственного Комитета Обороны.

   В послевоенные годы трест №88 постоянно наращивал объемы строительно-монтажных работ на Уралвагонзаводе, росли мощности оборонного назначения, в том числе криогенного производства, расширялись производственные площади вагоностроения, были введены в эксплуатацию крупные объекты механообработки и сборочных цехов, новые цехи литейного и кузнечного производств, объекты энергетики, новые системы коммуникаций, очистные сооружения, значительное количество производств вспомогательного назначения. В итоге был построен современный и крупнейший в мире завод-гигант из стали, бетона и стекла.

   В это же время в районе началось возведение объектов промышленности стройматериалов. В1953 году вводится в эксплуатацию цементно-шиферный завод, в 1961 году вступил в строй котельно-радиаторный. Вторая половина 60-х и 70-е годы - это период "большой химии": очень быстрыми темпами строится Нижнетагильский завод пластмасс.

   Строительный поезд Главсредуралстроя, организованный на базе треста №88, участвовал в восстановлении разрушенного землетрясением Ташкента. За три года было построено 26,6 тыс. кв. м жилья, школа, детский комбинат, два магазина и др. Руководил строительным поездом старейший работник нашего треста, опытный руководитель и организатор П.И. Цереня.

   После войны трестом №88 построено 1200 тыс. квадратных метров жилья, 20 общеобразовательных школ, 62 детских учреждения, четыре больницы, широкоформатный кинотеатр "Россия", такие уникальные сооружения, как Дворец культуры имени И.В. Окунева, больничный комплекс на Пихтовых горах, плавательный бассейн, Дворец ледового спорта на 5000 зрителей, Дворец культуры "Космос" в поселке Северный. Были сданы в эксплуатацию трамвайные пути в районе, десятки магазинов, инженерные коммуникации, автодороги. Сегодня Дзержинский район считается одним из красивейших районов в Нижнем Тагиле.

   Успешному решению ответственных задач по строительству объектов промышленности, жилья и соцкультбыта во многом способствовало внедрение прогрессивных методов: применение сборных крупноразмерных блоков и панелей, поточность, хозрасчет, строгое соблюдение технологий.

   В ордена Трудового Красного Знамени тресте №88 работало много опытных, грамотных специалистов, истинных профессионалов. Почетом пользовались бригады штукатуров кавалера ордена Ленина Антонины Алексеевны Любимовой; монтажников - кавалера ордена Октябрьской Революции, заслуженного строителя РСФСР В.А. Смирнова; каменщиков - заслуженного строителя РСФСР З.С. Савчука; кавалера ордена "Знак Почета" Н.Н. Казанцева.

   Огромный вклад в строительство объектов района и города внесли бригады Б.А. Козина, A.М. Бобровой, А.И. Немчиной, И.А. Новиковой, П.В. Смирнова, Н.Г. Огибениной, Т.П. Нифонтовой, Н.Т. Шульгиной, А.И. Шенгаревой, Н.М. Тананиной, Г.Г. Зырянова, Н.М. Бурденюк и других. В послевоенный период 164 человека были удостоены правительственных наград: ордена Ленина - М.Г. Мошинский, П.И. Шумилин, А.А. Любимова, И.А. Щиголев, А.Г. Румянцев, B.А. Козин; ордена Октябрьской Революции - А.Д. Колегов, Н.С. Лупей, В.А. Смирнов; ордена Трудового Красного Знамени - 39 человек, ордена "Знак Почета" - 55, ордена Трудовой Славы - 13, медали "За трудовую доблесть" - 30, медали "За трудовое отличие" - 28. Большой группе строителей было присвоено звание "Заслуженный строитель РФ".

   Конец 80-х - начало 90-х годов характеризуется большими изменениями в экономике и управлении. Страна вступила на путь рыночной экономики. Реформирование проходило весьма болезненно, что ощущается и до настоящего времени. Резко упала загрузка в строительстве, финансовый кризис привел к большой задолженности по заработной плате, было потеряно много квалифицированных кадров. По сути, шла борьба за выживание треста. В это время пришлось возвращаться к ранее существовавшей схеме работы: вновь создавались управления, реконструировались отдельные производства, было начато строительство цехов по производству изделий серии 81.1 на ЗЖБИ №3. Большое внимание в указанный период уделялось строительству жилья и объектов соцкультбыта для трудящихся треста.

   В 1994 году трест №88 стал акционерным обществом. Несмотря на резкое сокращение объемов строительства, в основном обеспечивалось выполнение устанавливаемых заданий.

   В 1998-2001 гг. трест продолжал работать на объектах ГУП "ПО Уралвагонзавод", были резко увеличены объемы по капитальному ремонту. Осваивались средства, выделяемые на реконструкцию Верхне-Выйского гидроузла, начато и продолжается строительство жилых домов в Ханты-Мансийском автономном округе.

   Когда в принципе стоял вопрос "Быть или не быть?", нам протянул руку помощи наш главный заказчик - ГУП "ПО Уралвагонзавод" в лице генерального директора Николая Александровича Малых. Неоценимая помощь и поддержка были оказаны и администрацией города. Это не забывается. Мы помним добро.

   Сегодня, несмотря на трудности и проблемы, особенно в части обновления строительных механизмов, транспортных средств и т.д., ОАО "Трест №88" продолжает наращивать объемы, увеличив их почти в два раза. Растет производительность труда, улучшается качество работ, укрепляется трудовая дисциплина.

   Главный источник и движущая сила в наметившейся стабилизации - это напряженная работа всех участков и служб, всех специалистов, всех руководителей подразделений и рабочих.

   Мы гордимся своим коллективом, своими ветеранами, ведь они отдают знания, опыт, энергию становлению и укреплению государства. Нам не стыдно за свою 70-летнюю историю. Мы с уверенностью и энтузиазмом смотрим в будущее. Все, что создано строителями, остается на века, все остается людям.

Владимир ТУЗ.

Литература: Газета "Горный край" от 23.07.2002.

Главная страница