Выйское механическое заведение

   Этот уголок старой Выи очень интересен. На самом берегу пруда уютно расположился небольшой двухэтажный особняк, где в 30-40-е годы прошлого столетия жили наши замечательные земляки Ефим и Мирон Черепановы, создатели первого русского паровоза. Где-то здесь проходила первая в России дорога с паровой тягой и чугунными рельсами, предназначенная для перевозки медных руд с рудника на медеплавильный завод. И, наконец, на территории нынешней кондитерской фабрики было создано в начале XIX века Ефимом Алексеевичем Черепановым знаменитое "Выйское механическое заведение", которое стало затем настоящим машиностроительным заводом, не уступавшим по оборудованию лучшим заграничным. Здесь, изготовлялось оборудование для заводов, рудников и приисков не только Нижнего Тагила, но Урала и Сибири. Здесь же был построен первый русский паровоз, паровые двигатели разных мощностей.

Рис. Н. Черемных

   "Механическое заведение" помещалось в двухэтажном каменном корпусе. Внизу находились токарные станки, винторезные, сверлильные, строгальные, которые работали в летнее время от вододействующего колеса, находящегося в особом деревянном корпусе, а в зимнее - от паровой 15-сильной машины, что стояла посередине механической фабрики.

   На втором этаже производилась отделка разных железных и медных вещей, относящихся к машинам всех заводов округа. Для Меднорудянского рудника, золотых и платиновых приисков обтачивались крупные чугунные и железные детали, высверливались чугунные трубы и цилиндры, нарезывались различных сортов винты и т.д. А в конце механического корпуса находилась кузница с восемью кузнечными горнами.

   Руководил всей работой "Механической фабрики" главный механик заводов Нижнетагильского горного округа Ефим Алексеевич Черепанов. Старшим помощником к нему был определен сын Мирон, младшим стал Павел Мокеев, просто помощником Прокофий Бильков, механиком - Аммос Черепанов, уставщиком - Иван Козопасов.

   Еще одна интересная страничка из истории "Механического заведения". В конце марта 1833 года здесь, на втором этаже, работала Высшая заводская школа, имевшая исключительно технический уклон. Она была второй ступенью заводской школы, которая по месту расположения называлась Выйским училищем. В Выйскую заводскую школу переводили учеников из старшего класса этого училища, имевших склонность к техническим познаниям. Преподавателями были крепостные служащие Мирон Ефимович Черепанов, Федор Филиппович Звездин и Алексей Петрович Ерофеев. Позже - Аммос Алексеевич Черепанов и Кирилл Алексеевич Луценко.

   В связи с началом работы 26 апреля 1833 года сообщалось, что школа "к удовольствию всех благомыслящих людей в конце прошлого месяца открыта, в которую на первый раз из Выйского училища поступили 10 учеников из старшего класса под руководством механика М. Черепанова, литейных дел мастера Ф. Звездина и воспитанника Алексея Ерофеева". Во второй половине XIX века черепановские традиции в Нижнем Тагиле и его заводской школе продолжали и развивали известные русские металлурги и изобретатели К.П. Поленов, В.Е. Грум-Гржимайло и другие.

   Созданием и развитием "Механического заведения" еще в условиях крепостной России наши знаменитые земляки Е.А. и М.Е. Черепановы сделали шаг вперед от мануфактурного, ручного способа производства к машинному. Талантливые механики, выходцы из простого народа, Черепановы боролись за новое в технике горно-металлургического производства. И это новое, благодаря их неустанным трудам, развивалось и крепло.

   К великому сожалению, в 50-е годы XIX века "Механическое заведение" на Выйском заводе закрыли, ломая все, что было создано многолетним, кропотливым трудом. На территории кондитерской фабрика остались лишь немногие свидетели той эпохи.

Л. ЛЕПО.

   Рис. Н. Черемных.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 01.02.1982.

Главная страница