"Тагилстрою" - 50 лет

   Юбилейные даты - это всегда повоя вспомнить прошлое, обратиться к будущему. В канун 50-летия "Тагилстроя" хочется рассказать об основных этапах развития механизации строительных работ, о жизни и творческом труде механизаторов, о том, как они приобретали коллективный опыт, создавали новую технику, строили ремонтную базу, перекладывая ручной тяжелый труд на стальные плечи машин.

   Кажется, что еще совсем недавно в коллективе управления механизации треста работал звеньевым, а затем бригадиром Петр Николаевич Глуходед. Со своим братом Максимом они прославились как лучшие мастера-монтажники, умелые и отчаянно смелые бригадиры на строительстве первой на Новотагильском заводе доменной печи. Младший из братьев Петр Никитич Глуходед стал ветераном управления механизации. Он со своей бригадой устанавливал башенные краны на Качканаре, горе Благодать, в жилых кварталах города. Дважды он был командирован в Индию на строительство металлургического завода в Бхилаи. Опытный наставник молодых механизаторов, он охотно рассказывал о том, как начинал свой трудовой путь в тресте "Тагилстрой" в годы первых пятилеток.

   - Какая была тогда механизация? - вспоминал он. - Не разгибая спины с кирками, лопатами в руках разрабатывали глинистую или каменистую землю в котлованах для фундаментов или в траншеях для трубопроводов... Масса людей с тачками.

   Что и говорить, вся механизация - кран-укосины да скиповые подъемники. Их мы оборудовали сами: приспосабливали загрузочные ковши старых бетономешалок. Такой эпизод. В разгаре монтаж первой доменной печи. Срочно требовалось установить наклонный мост скипового подъемника. Как приступить к этой тяжелой и сложной работе? Монтировать мост по частям - это сто лет строить домну. Инженеры предложили собрать мост на земле, а затем всю махину поднять наверх. Подсчеты показали, что строители выиграют на этом два месяца. Но кто возьмется за рискованное дело? Поднять мост вызвались опытные такелажники - братья Максим и Петр Глуходед со своими бригадами и одержали победу. Это была первая в истории тагильских строителей попытка монтажа строительных конструкций не по частям, отдельным узлам и деталям, а методом укрупненной сборки. По тем временам исключительна смелый, дерзкий способ ускоренного монтажа.

   Забегая вперед, хочу сопоставить этот первый опыт с монтажом наклонного моста скипового подъемника доменной печи, построенной в 1959 году. Он, был выполнен за неделю, тогда как на предыдущей домне продолжался почти месяц. А сама домна, одна из крупнейших в нашей стране и Европе, была сооружена в рекордно короткий срок - за 10 месяцев. Если на строительстве первой работало 200 лошадей, запряженных в таратайки, то здесь доставка материалов выполнялась транспортерами. Тут впервые в практике домностроения был применен уникальный 75-тонный башенный кран, удачно использована автоматическая и электрошлаковая сварка с помощью специального магнитно-шагающего аппарата, сконструированного коллективом Института электросварки им. Патона.

   Новые методы индустриального строительства потребовали более мощных и мобильных механизмов, в первую очередь - Грузоподъемных кранов. Первые башенные краны появились в Тресте в 1950 году. Они применялись на жилищном строительстве и на полигонах, изготовляющих железобетонные изделия и конструкции. Помню, с каким восторгом отзывались о них каменщики, бригадиры, а мы, механизаторы, были не очень рады. Мала грузоподъёмность, ограниченный вылет стрелы. Через два-три года пришлось передать их главным механикам стройуправлений и предприятиям для использования на вспомогательном производстве.

   В памятные 1956- 1957 годы, когда трест "Тагилстрой" отмечал свое 25-летие, на Театральной площади бригада монтажников во главе с В.Д. Набатовым начала монтировать два башенных крана грузоподъемностью в три тонны и при наибольшем вылете стрелы 22 метра. Этими кранами производили монтаж первых многоэтажных домов, в цокольной части которых размещены кинотеатр "Родина" и городская библиотека.

   Такими же ускоренными темпами обновлялся весь парк строительных машин: автомобильные краны, на пневмоколесном ходу, гусеничные различных марок, экскаваторы, бульдозеры, бурильные и монтажные машины, компрессоры, моторные катки, автогрейдеры, автопогрузчики, тракторы и другие механизмы. Всю эту технику надо было быстро осваивать, изучать, готовить все новые и новые группы машинистов, перестраивать ремонтную базу, приноравливаться к новым методам монтажа, технического обслуживания, эксплуатации и ремонта. Обширное поле деятельности для технического творчества. И не случайно новаторы управления механизации создали более трехсот технических новшеств межотраслевого значения. Коллектив механизаторов "Тагилстроя" награжден дипломом и 17 медалями ВДНХ СССР, получены девять авторских свидетельств на изобретенные в управлении механизации машины и механизмы.

   Мне довелось работать механиком 46 лет, на трех стройках - "Москваволгострой", "Волгострой" и "Тагилстрой", начиная с первой пятилетки. С одним только перерывом- был откомандирован в 1941-м гопу на строительство оборонительных рубежей на подступах к Москве. И вот что меня удивляет. "В годы первых пятилеток, трудные годы, на строительных площадках было очень многолюдно - в сто раз больше рабочих, чем теперь. В двести раз меньше было механизмов. А вот использовали их лучше. Мы ценили строительные машины на вес золота.

   Проблема? Конечно. Ее решение - сокращение простоев, улучшение использования строительных машин, загрузка их стабильным фронтом работ - ведется совместными усилиями строителей и механизаторов одновременно по многим направлениям. Совершенствуется организация производства работ путем комплексного использования экскаваторов, бульдозеров и автомобилей - самосвалов, сокращаются простои. Проектами грузоподъемных работ учитывается использование стреловых, гусеничных и пневмоколесных кранов не только по времени, но и по их мощности, мобильности.

   Второе направление - модернизация существующих строительных машин, оснащение их дополнительным сменным рабочим оборудованием. Это позволяет машинистам творчески участвовать в решении задач сокращения ручного труда на стройплощадках. Рационализаторами - теми же машинистами, предложены оригинальные конструкции дополнительных рабочих органов для бульдозеров: обратные лопаты, рыхлители, канавокопатели, платформоразгрузчики - специальные лопаты, открылки для отвала. Экскаваторы оснащаются ковшами с прямой и полукруглой режущей кромкой, клин-молотом типа "Торпеда" для разработки мерзлоты и скального грунта, устройствами для зачистки основания котлованов и траншей в процессе их отрывки.

   Грузоподъемные краны с успехом могут быть использованы с несколькими видами дополнительного рабочего оборудования - транспортер-бетоноукладчик, с радиусом действия до тридцати и более метров, бурильные установки для устройства фундаментов из буронабивных свай с уширителями у основания. Все эти устройства разработаны, нами получены авторские свидетельства, многие из них признаны изобретениями. Если все эти дополнительные средства механизации будут использоваться на серийно выпускаемых строительных машинах, то, во-первых, этим обеспечивается уменьшение ручного труда, числа рабочих на стройплощадках; во-вторых, - самим машинистам скучать не придется: простои машин сократятся, будет над чем подумать, проявить себя в творческой деятельности.

А. ЧЕГОРОВСКИЙ.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 04.11.1982.

Главная страница