Имени героев Арктики

    В 30-е годы минувшего века в Нижнем Тагиле воздвигались гиганты-заводы, фабрики и другие предприятия. Строились больницы, клубы, кинотеатры... За 1932-1934 годы всего введено 46 объектов. Не было забыто и дорожное строительство. А вот улицами, образцовыми по чистоте и внешнему убранству, город похвалиться не мог.

    В то время большую роль в проведении многих общественных кампаний играла газета "Тагильский рабочий". В 1934 году под ее пристальным вниманием оказалась улица Извездная, о которой журналисты писали:. "Испокон веков она славилась как самая грязная, неопрятная и запущенная окраина Тагила, требующая капитального ремонта".

    (По всей вероятности, поначалу улица эта могла именоваться Извозной, поскольку по ней издавна шел извоз груженым транспортом от заводской плотины и далее по Висимскому тракту до Усть-Уткинской пристани на реке Чусовой.)

    Газета приглашала жителей Извездной в редакцию для обсуждения вопроса, как "своими силами вымостить улицу и убрать ее в порядок". Собрание состоялось 14 марта 1934 года, приглашенные согласились принять участие в работах. По предложению редактора В.А. Орлова была создана выездная редакция в составе журналистов Гутсона, Лукина, Мухамегова, Сметанина и Старикова.

    1 июля проезд по Извездной был закрыт - там начались строительные работы.

    Жильцы общежитий металлургов № 3 и 4 в доме № 24 решили объявить свой участок учебно-показательным, и работы здесь начались под лозунгом "Сами, своими силами благоустроим улицу, построим дорогу!". Каждый дом получал задания на своем участке. Помочь в благоустройстве вызвался металлургический завод, его комсомольская организация направила две ячейки для работы на Извездной. Начальник отдела капитального строительства завода Антропов отпустил материал на колышки, столяр Моисеев сделал шаблоны, визирки. Вслед за активистами из общежитий вышли с лопатами и кайлами жившие на Извездной семьи Гурьяновых, Грушкевичей, Шарова, Черепанов, А.С. Шадрин (д. № 30), Степан Герасимович Суслов (д. № 14), Илья Баранов (д. № 29).

На улице Челюскинцев сегодня.

    9 июля выездная редакция объявляет добровольцам-строителям о том, что Нижнетагильский горисполком принял решение: "Нет больше Извездной улицы! Есть улица имени челюскинцев!"

    13 февраля 1934 года в Чукотском море погиб, раздавленный льдами, пароход "Челюскин". Команда из 104 человек высадилась на лед, создав так называемый лагерь Шмидта. Советское правительство немедленно приняло меры по спасению находившихся в беде челюскинцев. В то время на слуху у каждого были имена академика О.Ю. Шмидта, капитана корабля В.И. Воронина, радиста Кренкеля, летчиков, первых Героев Советского Союза Ляпидевского, Леваневского, Слепнева, Каманина, Водопьянова, Бабушкина, Доронина и других.

    С этого момента все больше жителей улицы Челюскинцев стало выходить на благоустройство ее. "Тагильский рабочий" сообщал, что "особенно усердно работали Матвеев, Матошков, Новожиловы, Васильев, Кашин, Гаев, дедушка Костарев". Последнему 68 лет, однако он не отставал от молодежи и даже был награжден редакцией и внесен в список почетных ударников стройки. У окон его дома школьники, дети металлургов Ваня Куклев и Вася Маринченко, повесили плакат со словами: "Здесь живет дедушка Костарев, который технически грамотно и образцово сделал обочину. Учитесь у него!" А у дома № 14, где жил Степан Герасимович Суслов, ребята написали: "Энтузиаст улицы Челюскинцев товарищ Суслов первый вышел на строительство улицы и, несмотря на преклонный возраст, систематически перевыполняет план".

    12 июля стало известно, что в Нижний Тагил едут участники ледового похода на "Челюскине" Костя Кожин и Юрий Морозов.

    Приехали они 18 июля и были встречены на вокзале работниками горкомов партии и ВЛКСМ, представителями горпрофсовета и других организаций.

    В клубе Уралвагонстроя проходило собрание, посвященное походу "Челюскина". Все восторженно слушали рассказ К. Кожина. Рабочие предложили собрать средства на постройку ледокола имени челюскинцев. На следующий день Кожин и Морозов побывали на улице, носящей имя героев Арктики. Их здесь с нетерпением ждали, дети бежали вдоль дороги и кричали: "Едут! Челюскинцы едут!"

    Состоялся летучий митинг. И когда Юрий Морозов после своего выступления пожал руку одному из ударников народной стройки, тот от волнения заплакал и сказал: "Все мы очень рады и гордимся тем, что челюскинцы находятся среди нас. Имя ваше, которое теперь носит наша улица, мы с честью оправдаем... Улица будет уютной и красивой".

    Вечером 20 июля в летнем театре челюскинцы встретились с комсомольским активом города. Гости рассказали о времени, проведенном на льду в лагере Шмидта. А рассказывать было о чем.

    Заместитель начальника экспедиции А. Бобров пишет, что по своему развитию коллектив челюскинцев был разношерстный - от безграмотного строителя до ученого. Руководители экспедиции с первых дней организовали на пароходе работу по ликвидации неграмотности среди рабочих. Большую организующую роль сыграли комсомольцы. "Комсомольцы были всегда впереди, - вспоминает Бобров, - вели за собой отстающих товарищей по походу. На корабле велось изучение иностранных языков и были проведены экзамены, на которых присутствовал О.Ю. Шмидт. Работали кружки -музыкальный, изобразительный, литературный, драматический и др." Культурная работа не прекращалась и на льдине.

    Была там особая комсомольская палатка. "Это была образцовая палатка, самая веселая, жизнерадостная во всем лагере. В ней собирались даже пожилые люди, которые с удовольствием проводили время", -вспоминает машинист корабля А. Апокин. Выяснилось, что Юрий Морозов, принятый в экипаж поваром, в комсомол вступил на пароходе во время похода. "Комсомольцы были организаторами развлечений и культурного отдыха. Игру в городки выдумал комсомол... Юрка Морозов был первый городошник... Играли в городки многие, как только было свободное время и хорошая погода..."

    В лагерь пришла правительственная телеграмма, в которой И.В. Сталин, В.М. Молотов, К.Е. Ворошилов, В. В. Куйбышев и A.A. Жданов сообщили, что они "входят с ходатайством в Центральный Исполнительный Комитет о награждении всех челюс-кинцев..., о постройке в Москве монумента "Челюскин" в память полярного похода, о выдаче всем челюскинцам единовременной награды в размере полугодового жалованья".

    ...После отъезда челюскинцев из Тагила работа на улице их имени стала еще интенсивнее. Каждая семья захотела иметь перед своим домом палисадник, а для этого нужен был штакетник. Жители улицы НД. Плешков, Коровин, Кутузов, Воронин, Криворучкин, Шадрин, Гаев, Матошков, Бурундуков, Сыроедин и другие посылают коллективное письмо управляющему трестом ММ. Царевскому с просьбой разрешить деревообделочному комбинату нарезать для них штакетник.

    10 августа Нижнетагильский ГК ВКП(б) выносит постановление, одобряя инициативу и практическую работу выездной редакции "Тагильского рабочего" по благоустройству улицы Челюскинцев силами жителей с помощью горсовета и хозяйственных организаций города - ВЖР, Тагилстроя, металлургического завода. Горком партии постановил осуществить дальнейшие мероприятия по благоустройству улицы силами горпрофсовета, горсовета, Уралвагонстроя и Тагилстроя. Предлагалось привести в порядок и заводскую плотину. Партгруппа горсовета обязывалась к 20 августа разработать мероприятия по продолжению дороги от улицы Челюскинцев до аэропорта.

    И опять городская газета активно берется за дело, обращаясь ко всем шоферам Нижнего Тагила: "Стройка дороги - ваше кровное дело. Шоферы должны взяться за это дело, равняясь по челюскинцам". Сразу откликнулись на призыв шоферы Крахмалев, Буторин, Катаев, Пузеев, Томилов и Переладов. С высокой ответственностью к делу отнеслись их коллеги - женщины - Ната Мусихина и Александра Лунева. В одном из отчетов сказано, что Мусихина "успела за два часа сделать восемь рейсов со шлаком на улицу, работала и ночью, а ей активно помогала А. Лунева".

    В середине августа на одном из участков улицы Челюскинцев появляется "культурный Красный садик", здесь поставлены диваны, сделанные тоже руками жителей, оборудована волейбольная площадка, посажены цветы. И сверх ожидания загораются электрофонари.

    И вот 18 августа - праздник улицы имени челюскинцев. Состоялась встреча жителей с ударниками деревообделочного комбината и ударниками-шоферами; свою культурно-массовую программу предложили клубы металлургического завода и Высокогорского рудника. А газета "Тагильский рабочий" в неуемной своей инициативе писала, что "нужно подхватить почин улицы Челюскинцев и уже имеющийся опыт распространить как можно шире".

    Первыми на этот призыв откликнулись пожарные города: на собрании своих команд вместе с дружинами заводов и новостроек они решили собрать средства на постройку самолета имени челюскинцев и использовать его при тушении лесных пожаров. А директор совпартшколы Н. Яковлев обратился в газету с таким письмом: "Уважаемый редактор! Прошу напечатать письмо к товарищам, живущим на улице Уральская. Не позднее 1 октября этот участок должен быть лучшим на территории Тагила. Я берусь организовать жителей улицы на ударное строительство и благоустройство. С коммунистическим приветом Н. Яковлев, депутат горсовета". (Сведений об исполнении пожеланий депутата Яковлева у нас нет.)

    В сентябре того же года для изучения опыта дорожного строительства, благоустройства и озеленения была послана в Свердловск делегация жителей улицы Челюскинцев и корреспондентов "Тагильского рабочего" в составе Гутсона, Плешкова, Кутузова, Метиславцева, Кутемова, Пылаева и Миши Воронина. Бригада эта осмотрела все центральные улицы Свердловска, ознакомилась с дорожным строительством, устройством скверов и газонов, побывала на Верх-Исетском заводе и Уралмаше. А опыт тагильской улицы Челюскинцев обсуждался на расширенном совещании при орготделе облисполкома.

    Вероятно, этот опыт подтолкнул тагильский трест "Зеленстрой" к проведению в ноябре массовых посадок кустарников и деревьев на территории города. Только в 1934 году посажено 15635 деревьев: липа, береза, сибирская береза, сирень, акация и другие. Засажено 15600 квадратных метров газонов, озеленены Федорина гора, Технический поселок на Тагилстрое, площадки цехов Огнеупорстроя, цеха колес Гриффина на Уралвагонстрое. Много зелени появилось в районе Красного Камня.

    Старожилам улицы Челюскинцев есть что вспомнить и чем гордиться. Может быть, кто-нибудь из них откликнется на этот рассказ о давних днях и поделится воспоминаниями, ведь воспоминания - это и есть настоящее богатство старости.

Сергей ГАНЬЖА.

Литература: Газета "Горный край" от 04.07.2002.

Главная страница