Дорога к храму

    В старину Верхотурье был весьма значительным городом. И воеводами туда направлялись люди родовитые, знатных фамилий. Верхотурье - патриарх городов нашей области. От Нижнего Тагила до Верхотурья 140 км. По отличной асфальтированной дороге, построенной несколько лет назад.

    Когда-то здесь пешком шли паломники. Рака с мощами - главная достопримечательность Спасо-Преображенского собора на территории Николаевского мужского монастыря. Отсюда и началось наше знакомство с Верхотурьем. Монастыри -мужской и женский - с его храмами и мощами праведника и есть то главное, что давало на многие десятилетия жизнь городу. Хотя историческое его предназначение было в другом. История гласит, что соликамский “посадский” человек Артемий Бабинов открыл прямой путь из Руси в Сибирь. С прокладкой правительственного тракта началось строительство и города на излучине реки Туры в 1598 году. Нарекли его Верхотурье. А дорога так и называлась Бабиновской.

    Город имел важное значение. Здесь находились склады оружия и пороха, курилось вино. Сибирь снабжалась запасами хлеба. Была своя таможня. Развитие города прекратилось, когда появились другие пути, более короткие. А духовная жизнь процветала, особенно после перенесения в Верхотурский монастырь святого Симеона.

    Кто же он, праведник Симеон Верхотурский? Родился в европейской части России, в семье дворян. Но светская жизнь его тяготила, искал уединения. Поселился в селе Меркушино, что в 50 верстах от Верхотурья, жил праведной жизнью, а когда умер, люди, питавшие к нему глубокое уважение, похоронили угодника возле своей церкви. Прошло полвека. Уже и память о нем начала блекнуть, как заметили прихожане, что гроб с нетленными останками стал "восходить от земли". Симеона объявили святым и перенесли в Верхотурье.

    В 1925 году монастырь был закрыт, мощи вскрыты, отправлены в Екатеринбургский краеведческий музей, в шестидесятые их перенесли в церковь близлежащего поселка, и только в 1992 году они были торжественно возвращены.

    Монастырь окружен стеной с четырьмя башнями, святыми воротами и надвратной церковью. Возле собора - захоронения наиболее значительной части духовных лиц - архимандриты, игумены, тут и могила первой игуменьи женского монастыря, преставившейся 31 декабря 1993 года. По рассказам она отправилась с просьбой, к городскому главе о закрытии бани на территории церкви. Ей отказали...

    Наибольшее впечатление произвел Крестовоздвиженский собор. Огромный, полуразрушенный храм смотрел на нас немым укором. Талантливые человеческие руки создали поистине чудо, которое было варварски уничтожено. Не будем осуждать своих дедов. То была революция. Листая подшивки "Тагильского рабочего" конца двадцатых годов, встречала призывы рабочих разрушить останки царизма - церкви. Крестовоздвиженскому собору еще повезло. В его стенах была размещена детская колония. Они и сегодня пестрят именами юных колонистов, остается только удивляться, как те забирались на такую высоту.

    Величественный храм. Только Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге больше по размерам. Он одновременно вмещает 14 тысяч молящихся, а Верхотурский, равно как храм Христа Спасителя в Москве -по 10 тысяч. Интересна история его создания. Строился он восемь лет и был освящен в 1913 году в честь празднования 300-летия дома Романовых. Любопытно, что для разрешения строительства, утверждения проекта и сметы отец Ксенофонт, тогда еще казначей монастыря, лично ездил к царю Николаю II.

    Ждали Николая II на торжество с семьей, но они не смогли приехать. Была здесь сестра императора Елизавета Федоровна, основательница Марфо-Мариинской обители. Ее расстреляли вместе с кузенами в Алапаевске, бросили в шахту.

    Трагическая смерть. А тогда верхотурцы торжественно встречали ее цветами, хлебом-солью. Готовились задолго. Приводили в порядок дороги, мосты, улицы. От женского монастыря, где она остановилась, к Крестовоздвиженскому собору вела ковровая дорожка. Провела Елизавета в монастыре несколько дней и осталась очень довольна. Об этом говорит телеграмма, текст которой я увидела в городском краеведческом музее: "Верхотурье. Архимандриту Ксенофонту. Сердечно благодарю вас и братьев в монастыре. Сохраняю отрадное воспоминание о посещении вашей обители. Храни вас Господь. Елизавета".

    В 1990 году монастырь был передан Екатеринбургской епархии. Начались восстановительные работы. Ведутся они и в Крестовоздвиженском храме.

    Еще один храм, который сделает честь любому городу. Замечательный памятник архитектуры Свято-Троицкий собор. Международная конвенция 1959 года в Гааге включила его в число наиболее значительных архитектурных памятников в мире. Вначале тут была деревянная церковь, позднее по велению Петра Великого построили каменную. Заложена была в 1710 году. Высота колокольни 40 метров. Сегодня храм в лесах, но видна часть стены, стиль барокко, покрытая резьбой, текстами, восхваляющими Петра Великого. Купола когда-то были из тагильского железа марки "Старый соболь", покрыты тагильской малахитовой краской.

    Величайшим повелением императора каменное строительство храмов назначалось в трех городах империи - Санкт-Петербурге, Тобольске и Верхотурье. Он защищен с трех сторон кремлевской стеной, а четвертая выходит на утес, что навис над некогда судоходной Турой. Это историческая территория Верхотурья. Сохранились старые здания - дом воеводы, казначейство. А с утеса, названного, как и храм, Троицким, открывался прекрасный вид на заречную часть города.

    До сих пор Верхотурье – город деревянный. Как и большинство русских городов, часто горел. Да и в наше время совсем недавно пожар оставил без жилья многих верхотурцев. В 1793 году здесь проживало 1497 человек и было 16 храмов! Сейчас в Верхотурье 9,5 тысячи жителей.

    Старинный уральский город. И кто знает, может быть, снова станет столицей Урала. Поживем - увидим. А пока тишина и покой властвуют над Верхотурьем. Даже просто пешая прогулка по его улицам доставляет удовольствие и делаешь множество открытий. Если пройти вдоль стены монастыря, то можно увидеть зеркало пруда, зеленый склон берегов реки Калачик. И вдруг - удивительное строение в духе древнерусского зодчества. Оно составлено из четырех хоромин, каждая под скатной крышей, с небольшим шатром над домовой церковью, с тремя крылечками, одно из которых ведет на второй этаж. По преданию, построен Григорием Распутиным к приезду царской семьи. Сейчас здесь расположен городской краеведческий музей.

 

И город был воротами в Сибирь

    Весной 1598 года, в половодье, на левом берегу реки Туры, на месте вогульского селения Неромкарра, на скалистом возвышении между речками Неромкой и Вогулкой началось строительство первого уральского городка - Верхотурья. Он был построен в конце Бабиновой дороги, соединявшей российские земли с Сибирью, и выполнял роль "ворот в Сибирь", а также опорного пункта России на востоке ее.

    Вскоре из военно-стратегического пункта он превращается в административный и экономический центр Зауралья.

    С 1601 года в Верхотурье учреждена таможня, где собирали и пошлины со всех провозимых товаров и деньги. Осуществлялся и сбор налогов с продавцов товаров массового потребительского спроса (скрытые налоги на население путем повышения цен).

    В XVII веке здесь возникло крупное винное производство. Оно развило промыслы: бочарный и хмелевой. В этот период работают судоверфь, пристань, почтовая - ямская станция. Ямщики отбывали зимой и летом по шести дорогам: на Соликамск, Чусовую, Туринск, Пелым, Лялю, Тагил.

    В XVII-XVIII веках построены крепостные сооружения, воеводский дом, гостиный двор из камня. В 1698 году начата и в 1712-м закончена постройка кремля. Тогда же Верхотурье делится на три части: городскую - с кремлем, Зарецкую и Ямскую за рекой Калачик. Город имел свой герб: в серебряном поле соболь со стрелой и буквой В...

    Но в 1763 году открыта более удобная дорога в Сибирь через Екатеринбург. Верхотурье оказалось в стороне от торговых путей, потеряло свое экономическое значение, правда, сохранив роль центра крупнейшего на Урале Верхотурского уезда.

    В 1910 году в Верхотурье жило всего 3183 человека. Работала больница с тремя врачами. Было 29 трактиров, 6 пивных лавок, 13 храмов и монастырей. И это - единственный официальный город всего Уральского Севера...

    В советское время Верхотурье стало районным центром. К 1959 году его население увеличилось в 3,5 раза по сравнению с дореволюционным.

    В городе работали общеобразовательные и музыкальная школы, райбольница, широкоэкранный кинотеатр "Маяк", Дом культуры, библиотеки, гостиница и отделение лесотехнического техникума. Издавалась районная газета "Новая жизнь". Вблизи построен дом отдыха "Актай". Верхотурье - "город-музей" с уникальными памятниками старинного народного зодчества, архитектурными шедеврами даже мирового значения: международная конференция 1959 года в Гааге включила Свято-Троицкий собор Верхотурья в число наиболее значимых памятников мира. Уже много лет ведутся реставрационные работы на отдельных старинных объектах. Планировка города сохранится такой, какой была в XVIII веке. Верхотурье превратится в город-заповедник.

Р. КУЛЬТИКОВА.

 

Груз “специального назначения”

(Посмертные мытарства Симеона Верхотурского Праведного)

    30 мая 1929 года начальнику узловой станции “Верхотурье” доставили срочный пакет. Депешей под грифом “Строго секретно” предписывалось:

    “С получением сего предоставить товарищу Гейнеману крытый вагон для груза специального назначения. В документах груз наименовать “партия домашних вещей, бывших в употреблении”. Обеспечить еще один вагон для охраны. Прицепить вагоны к поезду хотя бы и с отцепкой других. По исполнении настоящий документ возвратить так же секретным порядком”.

    Все остальные указания начальнику станции должен был дать устно сам товарищ Гейнеман, главный уполномоченный по изъятию и ликвидации мощей Симеона Верхотурского Праведного.

    Да были ли основания у представителей официальной власти принимать подобные предосторожности и проводить ликвидацию мощей в обстановке такой секретности? Ведь после стольких лет неустанной борьбы с религией воинствующее безбожие оформилось в политическое течение, а Союз безбожников (СВБ) насчитывал уже 5 миллионов активных сознательных членов и 2 миллиона юных последователей. Только на Урале он имел армию в 50 тысяч бойцов. В Нижнем Тагиле в 24 ячейках, организованных на всех крупных предприятиях, состояли 2150 безбожников, в Верхотурье - 400.

    Но если власть не считалась со своими верующими и попирала гарантированную им конституцией свободу совести, то все же не могла не считаться с “мнением” капиталистического окружения.

    В докладе на пленуме СВБ Урала в 1929 году отмечалось: “Заяв-ления заграничной капиталистической печати о гонениях на веру в СССР мы категорически отметаем, как явную клевету, рассчитанную на то, чтобы использовать религию знаменем контрреволюционного нападения на СССР. Капиталисты - мастера “крестовых походов”. Но мы от лица 50-тысячной армии (!) Уральских безбожников заявляем, что будем стоять на страже завоеваний Октября. И если будет нужно, вышибем из рук Западно-Европейских разбойников не только меч, но и крест”.

    Однако, учитывая непростую международную обстановку, комиссия Уралоблисполкома, в которую входили первые руководители Обкома ВКП (б), Областного исполнительного комитета (Облик), ОГПУ и Обладмотдела, проявила достаточную политическую гибкость. На закрытом заседании, до мелочей разработав план изъятия и ликвидации и сделав особый упор на инициативу, исходившую от широких трудящихся масс, она обязала Тагильский Окружной исполком (Окрик) в срок до 1 июня провести акцию.

    По получении секретного предписания Тагильский Окрисполком приступил к исполнению.

    30 мая в девять утра члены комиссии в полном составе явились в Верхотурье, в Кресто-Воздвиженский собор Николаевского монастыря. По генеральному замыслу изъятие мощей должно было стать еще одним антирелигиозным мероприятием и потому проводилось при большом стечении народа. И в состав комиссии входили не только официальные лица: представители Облика, ГПУ, окрздравотдела, районного РК ВКП (б), райкома ВЛКСМ. Но и широкие слои общественности: рабочие Нижнего Тагила и Верхотурья, просвещенцы, домохозяйки, школьники, пионеры, восемнадцать крестьян от девяти сельсоветов. Приглашены были и члены религиозной общины собора во главе с архиепископом Федором.

    Осмотрев раку с мощами и удостоверившись в сохранности сургучных печатей, которыми она была опечатана, комиссия проследовала во двор. Туда же рабочая бригада вынесла и раку. Убрали покрывало, срезали печати, подняли крышку. Для осмотра мощей, как отмечено в акте, “было организовано прохождение мимо них”. Затем содержимое переложили в деревянный ящик. И товарищ Гейнеман приступил ко второму, строго секретному этапу.

    Возможно, в том, как поступить с мощами Симеона, члены комиссии Уралисполкома не пришли к единому мнению. Поэтому товарищ Гейнеман, не получив конкретных указаний на этот счет, сдал “партию домашних вещей” на хранение в Тагильский музей.

    Впоследствии комиссия сочла простое уничтожение нецелесообразным и дала указание: “Признать возможным содержимое раки в герметически закупоренном виде в стеклянном шкафу для антирелигиозной пропаганды поместить в Тагильском музее”.

    Застекленная витрина с мощами Симеона Верхотурского Праведного стала венцом экспозиции в бывшем кафедральном Входо-Иерусалимском соборе, переданном музею под художественный и антирелигиозный отделы. Здесь экспонировались предметы культа из закрытых церквей Тагила и Верхотурья. Фотографии и документы убедительно “разоблачали эксплуататорскую сущность отцов церкви, давая наглядное представление о методах, которыми попы и монахи распространяли религиозный дурман в сознании народа”. Цитата из обзора по истории фондов музея дает представление о том, какими методами “развеивался” этот дурман.

    Но уже в следующем году комиссия по обследованию музея отмечает: “Антирелигиозный отдел, благодаря плохому освещению, служит для удовлетворения потребностей верующих”. Указывается, что к мощам Симеона приходят и приезжают на поклонение верующие из других городов.

    После закрытия и разрушения Входо-Иерусалимского собора антирелигиозная экспозиция была свернута, а мощи святого в 1936 году переданы свердловскому музею.

    Но это - история заключительного и самого горького этапа долгих мытарств чтимого святого. Его посмертные хождения по мукам начались значительно раньше.

    Первое вскрытие мощей Симеона Верхотурского связано с именем Емельяна Ярославского. Товарищи по партии называли его “апостолом социализма”. И недаром: именно ему вождь мирового пролетариата доверил антирелигиозную работу. Ярославский создал и долгие годы (до 1943 года) был идейным вдохновителем и руководителем воинствующих безбожников.

    В 1920-1922 годах он предпринял ряд агитационных поездок по Сибири и Уралу. В условиях того времени эффективной формой борьбы за освобождение трудящихся от влияния церкви стали вскрытия святых мощей. 17 октября 1920 года газета “Советская Сибирь” опубликовала статью Ярославского, где он писал: “Мощи Симеона, к которым на протяжении двухсот лет стекались верующие со всех концов России, особенно Урала и Сибири, были вскрыты в присутствии 10 тысяч человек”.

    В строго конкретной, привязанной к месту и факту атеистической пропаганде Ярославский преследовал крайне важную для новой власти задачу. Она состояла в том, чтобы, отринув старые идеологические устои, очистить место для нового пантеона революционных героев и святых. Патриархальный крестьянский святой встал на прямом магистральном пути индустриализации и коллективизации, которые, сломав многовековой уклад, вбивали “в старый религиозный быт безбожный сосновый кол”.

    Второе вскрытие мощей было произведено 25 сентября 1921 года. В пользу голодающих изъята серебряная рака святого.

    В январе 1924 года в дни величайшей народной скорби на имя ЦК партии и Советского правительства поступили многочисленные телеграммы и письма с просьбой навеки сохранить тело вождя. Второй съезд Советов на траурном заседании утвердил постановление ЦК РКП (б) и ЦИК СССР о сооружении Мавзолея В.И. Ленина. И потекли нескончаемые народные реки на Красную площадь...

    А вскоре, 2 июня 1924 года, было проведено третье вскрытие мощей Симеона Праведного. Комиссия, возглавляемая представителями облздравотдела, найдя обряд приложения негигиеничным, запретила его. Рака опечатывается сургучными печатями, доступ к мощам строго ограничивается.

    Незавидную судьбу уготовила безбожная власть и святой обители. В тюрьму и исправительно-трудовую колонию для подростков превратился Николаевский монастырь.

    Основанный почти одновременно с городом Верхотурье в 1602-1604 годах, он был целью и местом многотрудного паломничества Симеона, который шел пешком из Руси на Урал. Исцелял по пути людей, пропитание добывал рыбалкой и швейным ремеслом. Умер в сорок лет, похоронен недалеко от Верхотурья у деревни Меркушиной. А через 50 лет, в 1692 году, его нетленные останки перенесли в Николаевский монастырь. И двести с лишним лет каждый год с Пасхи до первого снега паломники и богомольцы со всей России числом до 50 тысяч приходили и приезжали сюда поклониться мощам Симеона Праведного. Но не спасла святые своды былая вера...

    Теперь монастыри и церкви возрождаются, встают из разрухи и поругания. В сентябре 1992 года мощи Симеона Верхотурского Праведного возвращены в прежнюю обитель. Возвращаются вера и святость на эту землю.

Е. БОГДАНОВА.

Главная страница