Пограничная стража Урала

    Более чем на три тысячи километров протянулись Уральские горы с севера на юг. Эта горная граница в центре России прочно закрепилась и удерживается до сих пор. Большая заслуга в том принадлежит видному государственному деятелю и исследователю Урала Василию Никитичу Татищеву. Он первым из русских стал называть горы Уральскими.

    Татищев же пришел и к выводу о пограничном положении их между двумя частями света - Европой и Азией. Граница, проведенная В.Н. Татищевым два с половиной века назад, при всей своей условности сохраняет историческое значение, она известна миру и подтверждается многочисленными обелисками с надписью “Европа-Азия”.

    Установка их началась на Урале еще в прошлом веке и продолжается до наших дней. Пограничные знаки выстроились вдоль всего Уральского хребта. Они неизменно привлекают туристов, ведь каждый неповторим и имеет свое лицо. В настоящее время обелисков насчитывается около двадцати. Точную цифру назвать нельзя, ибо столбы эти никто не учитывал, а сообщения о них чаще исходят от местных краеведов и туристов.

    На Средним Урале, в Свердловской области и вокруг Нижнего Тагила, есть много интересных, оригинальных по конструкции пограничных обелисков. В связи с посещением нашего края наследником престола, будущим императором российском Александром II в 1837 году установлен первый на Урале знак “Европа-Азия” - мраморная пирамида с царским гербом. После Октябрьской революции она, как, символ царской власти, была разрушена. И на том месте в 1926 году водружен новый обелиск - он находится на Сибирском тракте в сорока километрах от Екатеринбурга, в районе Первоуральска.

    Еще один памятник из прошлого века, построенный в 1868 году по заказу и на средства золотопромышленников Северного Урала, можно увидеть и сегодня. Стоит он у поселка Кедровка на автодороге Кушва – Серебрянка. Сделан из чугуна, а по форме напоминает башенку - часовенку. Центральная часть увенчана красивым рельефным куполом, по углам круглые колонны, тоже увенчанные маленькими куполами. Раньше они были позолочены, на шпиле сиял литой царский герб. В гражданскую войну обелиск разрушили. Однако туристы Нижне-Салдинского завода в наши дни восстановили его.

    Адрес другого пограничного столба многим, наверное, известен: перевал через хребет Высокие Горы вблизи поселка Уралец на шоссе Н. Тагил - Висим. Это квадратная колонна высотой шесть метров. Вверху макет земного шара, вокруг которого по стальным орбитам вращаются спутник и корабль “Восток”. Космическая символика подсказывает и дату установки: 1961 год, связанный с успехами отечественной космонавтики.

    Из Нижнего Тагила можно попасть еще к одному столбу: на 25-м километре Серебрянского тракта вас встретит стела, установленная в честь 50-.лвтия Октября.

    Интересны географическое положение и история создания самого северного из пограничных столбов “Европа-Азия”. Он стоит на берегу пролива Югорский Шар. Здесь Уральский хребет “ныряет” в воды Северного Ледовитого океана. Знак поставлен в 1973 году участниками экспедиции, следовавшей на катера “Замора” от Архангельска до Диксона. Этот обелиск скромен и прост. Был раздобыт где-то заржавленный якорь, к нему приварена цепь, а к металлической трубе - плита, на ней надпись “Европа—Азия”.

    Далее по всему Уральскому хребту обелиски растянулось цепочкой, проходя с севера на юг вплоть до города Оренбурга.

    Кроме официально “прописанных” обелисков на Урале есть еще целый ряд самодельных, поставленных туристами, школьниками, лесниками. Например, в окрестностях Тагила около села Елизаветинское на старом зимнем тракте Тагил -Висим лесорубы оставили свой знак: вкопали в землю столб из сосны высотой около четырех метров, а на стесанной плоскости сверху вниз высекли слова: “Европа-Азия”. И таким образом возникают указатели границы.

В. ТЕРЕНТЬЕВ.

    На снимках: так выглядят пограничные знаки на Среднем Урале; самый северный обелиск на берегу Ледовитого океана.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 23.10.1992.

Главная страница