"...Ярко выраженные враждебные действия против советской власти..."

Из спецзаписки Тагильского окружного отдела ОГПУ "О политнастроении кулаков-переселенцев"

18 апреля 1930 г.

    Политическое настроение кулаков и их семей, высланных за пределы Ивдельского, Гаринского и Надеждинского районов Тагильского округа, характеризуется ярко выраженными враждебными действиями последних по отношению [к] советской власти, причем особенно это можно заметить за кулаками, прибывшими из Кубанского, Донского и других казачьих округов, разговоры которых в основном сводятся к следующему: "Мы кубанцы. Мы никого не боимся: ни власти, ни коммунистов. Придет время, мы с вами расправимся".

    Внешнее спокойствие прибывающих кулаков, имевшееся вначале, к настоящему времени сменяется разговорами о войне, падении советской власти, случаями отдельных террористических выступлений к советским работникам и местному населению и т. д.: "Этой власти существовать не более, как до мая-месяца, так как переворот неизбежен и он должен быть", - так говорят многие из них.

    Вместе с голой, ничем не прикрытой, контрреволюционной агитацией о том, что: "Румыния объявила войну СССР, в Польшу перешло более 1000 кулаков, а на китайской границе стоят вооруженные иностранцами войска, ожидающие наступления весны для того, чтобы начать поход на СССР" (Шаблик Филипп).

    Наблюдается масса случаев, когда прибывшее кулачество вопросы о войне, переворотах стало выставлять более конкретно, через определенные планы вооруженных восстаний и т. д.: "Что мы смотрим, всех нас советская власть ограбила, обобрала и забросила от своих крестьян за 5000 верст. Власти нас теперь презирают, а раз мы противники ее, нужно организоваться и взять в свои руки Надеждинский завод, а потом пойти и дальше. Оружие и орудия у нас будут, так как крестьяне все пойдут за нами, они ведь тоже мучаются, как и мы…" (кулак Степанченко из Кубани).

    На замечание заключенного КОЗЛОВА о том, что оружие сейчас достать трудно, СТЕПАНЧЕНКО ответил: "Вы об этом не заботьтесь, у нас все будет, нужно только организоваться. Нас на месте не обыскали, так что можно было провезти оружие в ящиках с двумя днищами. Кроме того, вместо пик – у нас еще будут копья, а вместо клинков топоры".

    Находя в среде заключенных и адмссыльных лиц, явно сочувствующих переселенцам, СТЕПАНЧЕНКО однажды спрашивал у последних: "Не найдется ли из вашей артели желающих вступить в нашу организацию. Наши кубанцы уже дерутся с красными и даже отбили у них два орудия, так давайте действовать заодно с нами. Вы посмотрите только, что делается за границей, там где живут наши друзья. Ведь стоит нам только подать им руку, как мы всех коммунистов сразу задушим" (СТЕПАНЧЕНКО арестован, по делу ведется следствие).

    Имея продолжительный период, массу свободного от работы времени, кулачество, освоившись с местностью, свободно разгуливая по поселкам, среди населения выражает открытое недовольство их переселением: "Если бы в ЦК партии сидели и управляли бы не арестанты, то они никогда не писали бы и не создавали бы никакого закона о ликвидации кулака, а после не говорили бы, что ошиблись и что нужно было бы, де, не так сделать, а иначе" (ХАРИТОНОВ С. Г., Марсятское лесничество).

    Проживающий вместе с ним кулак УЛЬЯНОВ Карп, работая на постройке бараков в участке "Черная речка", во всем поддерживает ХАРИТОНОВА и, в свою очередь, ведет контрреволюционную агитацию, увязывая ее с различного рода нелепыми слухами, выражениями из Евангелия и т. д.: "Это настало антихристово время. Советские порядки просуществуют недолго. В недалеком будущем вернется наше старое царское правительство".

    15 марта, будучи в квартире местного жителя УРОДОВА Владимира Федоровича, в присутствии группы переселенцев, говорил: "По Евангелию должно быть свержение советской власти. Пришло уже время царствовать на земле антихристу".

    Затем, взяв 15 спичек и сложив из них слово "Ленин", стал разъяснять: "Ленин – это антихрист, а его помощник – Сталин. Ленин умер от ран, а помощник антихриста – Сталин – будет судиться самим Богом на стеклянном море. Не ходите поэтому по следам Ленина и Сталина. С советской властью расправиться нам не представится никаких затруднений, так как к двухмиллионной армии переселенцев присоединятся еще и сочувствующие".

    Вместе с этим на всех участках леспромхозов, в населенных пунктах, где проживают семьи кулаков-переселенцев и везде, где только они бывают, упорно разносятся слухи о том, что казачество готовится к восстанию, что Польша объявила Советскому Союзу войну и т. д.

    "В Кубани струны натянуты, остается только ждать, когда раздадутся первые тревожные звуки организованно настроенной музыки про горькую песню о правде". Так, иногда художественно убеждает население кулачество, стараясь всяческими мерами привлечь на свою сторону колеблющуюся часть последних.

    С появлением в печати статьи т. СТАЛИНА "Головокружение от успехов" и последующих за ней постановлений ЦК ВКП(б) о немедленном изжитии всех допущенных в связи с коллективизацией перегибов кулаки-переселенцы сразу же с большей напряженностью, основываясь на недостатках колхозстроительства, повели бешеную антисоветскую агитацию:

    "В колхозах остались одни лишь лодыри, которые никогда ничего своего не имели, а трудовой народ выгнали на ссылку. В результате скот в коммунах пропадает, и мы, и они – все сидим голодом" (Марсятское л[есничество], кулак ХАРИТОНОВ). "Я читал в газете статью СТАЛИНА, из которой понял, что у него действительно закружилась голова: взял всех тружеников выслал, а лодырей оставил в колхозах. Ну, ничего, машины скоро опять наши будут, когда мы вернемся на свои места, тогда мы им покажем. У Ленина голова уже докружилась до смерти, ну и Сталина убьют, тогда мы будем снова дома и так же, как они, будем с корнем вырывать все, что будет только препятствовать нашему движению вперед" (РЫБИН Алексей Филиппович – из Курганского округа).

    Увязывая, таким образом, вопросы коллективизации с их выселением, кулачество заявляет:

    "План расселения является жидовским планом. Нас стараются изолировать от населения, но местные жители поддержат нас, они также недовольны порядками советской власти, а особенно проводимой коллективизацией, из которой ничего не выйдет. Политикой против кулачества правительство рубит тот сук, на котором оно сидит" (ВАЛЬКОВ Михаил Михайлович, казак из Терского округа, лишенец, в прошлом крупный арендатор виноградных садов на Кубани).

    О деятельности ГПУ ВАЛЬКОВ выражает следующие мысли: "ГПУ дали чрезвычайные полномочия, которые приведут к гибели сельского хозяйства"…

    В связи с создавшимся среди переселенцев таким настроением к сегодняшнему дню в Окротдел поступило 1500 заявлений о неправильном переселении и все с ходатайством о пересмотре последних. Кроме того, жалобы о неправильном выселении переселенцами пишутся в Москву, окружные и областные организации. Ниже приводится один из таких документов:

    "Москва – центральное бюро жалоб"

    "Ни помещики и ни контрреволюционеры, а рядовые хлеборобы Шахтинска, Донского округа, Белокаменского района в количестве 130 семей высланы принудительно для поселения в Уральскую область – в округ, непригодный для южан, тогда как мы могли бы коллективно заняться родной нам специальностью, а этим самым найти работу для членов наших семей – стариков и подростков. Просим вас облегчить жизненную участь и переселить (если нельзя – возвратить домой нас в другую – более подходящую местность)".

    Слабая работа кооперативных организаций по заброске продовольствия и фуража на весенне-летний период в заселенные кулаками районы, невыполнение заключенного между Облотделом труда и Управлением Треста КУЛа договора об использовании выселенных кулаков и их семей на работе по лесозаготовкам, расселению последних по реке Нясьме, создали такие условия, что предоставленные под жилье бараки, будучи не благоустроены, до сих пор остаются непригодными для жилья: в стенах щели, нет крыш, временные железные печки для варки пищи не годны, окна не дают достаточно света и т. д…

    В письмах на родину спецпереселенцы пишут:

    "Не видать нам больше своей страны, не видать широких полей, пропадем мы здесь голодной смертью и замерзнем, как черви. С этим начинается наша тяжелая жизнь на севере. Продали мы уже все: подушки, платки и другое барахло, у нас теперь не осталось ничего".

    "Жизнь наша плохая, пропадем мы с голода и холода. Живем мы в переполненных бараках, которые каждую ночь загораются. Когда съедим свои припасы, то будем умирать".

    Некоторые кулаки в письмах просят послать из дома сухарей, хлеба и других продуктов:

    "Норму дают недостаточную и только трудоспособным. Коли не вышлите, мы погибнем"…

    Ярко вырисовывающееся классово-враждебное настроение, упорная контрреволюционная агитация кулачества, хлебные затруднения, необеспеченность жилищными условиями и др.: условия породили случаи единоличных и массовых контрреволюционных выступлений со стороны кулачества, носящих в себе следующий характер:

    8-го марта с[его] г[ода] ночью эшелон с выселенными из Донского округа кулаками прибыл на ст. Вагранскую, где должна быть произведена выгрузка. Во время производства выгрузки кулак НЕВЗОРОВ, будучи в своем вагоне, усиленно агитировал среди находящихся в нем людей – отказаться от выгрузки до утра. Настроенные НЕВЗОРОВЫМ кулаки потребовали от старшего вагона пойти к коменданту эшелона и заявить о требовании. Посылая старшего, НЕВЗОРОВ наказывал: "Заявите от имени всех, что до утра мы выгружаться не намерены".

    Когда же к ним в вагон влез осодмилец МОХОВ и предложил немедленно приступить к работе, НЕВЗОРОВ, с выкриками: "Зачем ты влез сюда, кто тебя просил!", принялся его душить. МОХОВ был выручен подоспевшим во время другим осодмильцем ДВОЕГЛАЗОВЫМ (по делу ведется следствие).

    12/IV с[его] г[ода] прибывшим из Крыма и размещенным временно на Турьинских рудниках переселенцам в количестве 950 чел., райлеспромхозом было предложено отправиться на работу в Петропавловский участок, от чего переселенцы категорически отказались, мотивируя тем, что до места работы 50 верст и пешком они не пойдут.

    13/IV переселенцам средства передвижения были предоставлены, но последние вновь отказались грузиться в вагоны, говоря, что они выезжать с рудника не намерены, после чего организованно явились в сельсовет и стали требовать земли, с[ель]/хозинвентаря.

    Прибывшие на Турьинские рудники сотрудники ОГПУ и отряда "ОСНАЗа" с 13 на 14/IV ночью, благодаря противодействию переселенцев, сумели погрузить для отправки в Петрокаменский участок лишь 100 чел. Одновременно с этим было арестовано 20 человек злостных агитаторов. Узнав о том, что начинают производиться аресты, а также и о том, что, несмотря на их выступления, 100 кулаков уже погружены в вагоны, толпа в количестве 600 человек подошла к сельсовету (в первых рядах ее были женщины с детьми, а за ними мужчины) и предъявили требование о немедленном освобождении арестованных и погруженных в вагоны людей. Электронная версия historyntagil.ru. Получив категорический отказ, толпа начала напирать на сельсовет и провоцировать сотрудников Окротдела ОГПУ на открытое вооруженное наступление. Под напором масс и во избежание кровопролития арестованные были освобождены, а погруженные в вагоны люди разбежались.

    После освобождения арестованных, толпа вновь предъявила требования: "Дайте нам хлеба, земли, иначе живыми в лес не увезете".

    Толпа продолжительное время от сельсовета не расходилась. Проявляющаяся в указанном выступлении систематическая агитация среди переселенцев проводится интеллигентной средой из трудколонии (на место выехали сотрудники ОГПУ, ведется следствие).

    К настоящему времени Окротделом зарегистрировано пять случаев побега выселенных кулаков, но тяга "убежать" со стороны последних все больше усиливается. За последний период в Гаринском районе имеются случаи группового ухода в сторону Надеждинска кулаков-кубанцев.

    Из показаний арестованных семи кулаков выясняется, что с Турьинских рудников собирается бежать целый эшелон прибывших из Крыма переселенцев (организаторы арестованы).

    Среди кулаков везде можно слышать разговоры: "Подождите, придет время, разбежимся все. Нам надо только разузнать тропинки, а там увидим: кто в завод, кто домой, а кто и за границу" (ШЕСТАКОВ из деревни Морозково)…

    На 76 квартале весной намереваются сбежать переселенцы, служащие конторы, в связи с чем сейчас начинают продавать ненужное имущество. Собираясь у себя, указанные лица говорят: "Нет, советская власть не умеет раскулачивать".

    Вместе с этим есть факты, когда переселенцы, в письме домой, после высылки им документов, с которыми бы им было лучше скрыться, просят денег на дорогу и т. д.

    Местное население к переселенцам в большинстве своем относится недоброжелательно, но, как к кулакам, выселение которых вызвано необходимостью ликвидации последних, как класса.

    Отталкивающему отношению населения к переселенцам способствовало также и то, что, прибыв на место жительства, они продолжительное время ничего не делали, кроме того, что шлялись с гармошками пьяными по улицам. Сочувственно к переселенцам относятся лишь незначительные группы отсталых рабочих и кулацко-зажиточная часть крестьянства, которые, выражая свое соболезнование по поводу их выселения, говорят: "Переселенцы привезены сюда на Север без всяких на то причин, из общего числа их большая половина бедняков, которые исключительно своими силами перебивались в хозяйстве. Кто выселил их – те головотяпы, считающие человека за скотину, на которую не обращают внимания, когда она пропадает с голоду" (рабочий паровозно-механического цеха Богословского завода ПРОЗОРОВ Александр Яковлевич).

    Некоторые из рабочих проявляют боязнь к происшедшим событиям, отзываются о переселенцах, как о людях, имеющих за собой боевое прошлое:

    "Из насилий над крестьянством вырастут восстания переселенцев, в которых любого из начинающих поддержит масса крестьянства. Весной-то будет и у нас. Весна принесет что-то новое, что мы еще не видали" (рабочий вальцетокарного цеха Надеждинского завода ЖУКОВ Дмитрий Иванович)…

Врид. Начокротдела ОГПУ

    Источник: НТФ ГАСО. Ф. Р-21. Оп. 1. Д. 1162. Л. 173-180. Копия.

По материалам книги "История репрессий в Нижнетагильском регионе Урала. 1920-е – начало 1950-х гг. В 2-х ч. Ч. 2." Кириллов В. М. Нижний Тагил: Урал. гос. пед. ун-т, Нижнетагильский гос. пед. ин-т, 1996.

Главная страница