Старообрядцы в культуре Урала

    Раскол русской церкви в середине XVII века породил старообрядчество, довольно мощную социальную силу, оппозиционную не только официальной церкви, но и царской власти, которая поддерживала реформу патриарха Никона.

    Интерес к проблеме становления и развития старообрядчества очень велик - десятки работ в дореволюционной историографии, многочисленные публикации и топографические исследования в советской, да и современной тоже. Сейчас можно сказать, что старообрядчество интересно не только как движение социального протеста, но и как сила, оказавшая большое влияние на развитие, культуры и быта народов Урала и Сибири.

    По мнению большинства историков, основной поток беглых на Урал направлялся с Волги: если учесть, что в 1722 году произошел разгром одного из центров старообрядчества - нижегородских кержацких скитов (Керженец - приток Волги, отсюда и пошло слово “кержак”), то вывод о большинстве старообрядцев среди беглого населения напрашивается сам собой. Разг-ром Керженца совпал с бурным ростом промышленности на Урале, в том числе и в Нижнем Тагиле.

    По течению реки Тагил, при впадении в нее притока Выи, в 1722 году возникает Выйский медеплавильный завод, в 1725 - Нижнетагильский железоделательный. Здесь старообрядцы стали основной рабочей силой. Демидовы воспользовались притоком беглых из России, быстро находили среди них специалистов, ну, а остальных использовали на подсобных работах - это обходилось заводчикам почти даром.

    И.Я. Кривощеков писал в своем словаре: “Основатель многих заводов Демидов если не был сам раскольником, то во всяком случае сочувствовал им”. Однако нет документов, подтверждающих, что Никита Демидович Антуфьев был старообрядцем. А об его якобы сочувствии и речи быть не может. Он “укрывал” беглецов ради своей выгоды. Поэтому, “...хотя... население в заводах росло, но главный контингент жителей, как справедливо отметил тот же Кривощеков, состоял из старообрядцев и сектантов разных толков”.

    Но все же основной причиной роста старообрядческого населения на Урале, и в Нижнем Тагиле в частности, была оторванность его от центра России, “особый быт Урала” - застойность форм хозяйства и общественных отношений создавали наиболее благоприятные условия для сохранения традиционных явлений культуры и быта. Этот процесс можно проследить в развитии местных ремесел и промыслов - таких, например, как роспись по дереву, бересте и металлу.

    Так, И.Я. Кривощеков считал, что именно Демидовы, открывшие в Нижнем Тагиле в 1806 году школу живописи, содействовали “развитию иконописи старообрядческого письма, а затем искусство рисования перешло на разрисовку подносов, железной посуды, бураков и проч.”. Здесь снова с ним можно не согласиться: именно патриархальность тагильских старообрядческих семей, весь жесткий уклад их жизни способствовали сохранению почти в неизменном виде старых русских традиций иконописи и ремесел, в том числе украшения бытовой утвари.

    Коллекции в собрании Нижнетагильского музея-заповедника подтверждают это в полной мере.

    Есть в иконописи такое понятие, как “Невьянская школа”. Оно обозначает старообрядческую иконопись горнозаводского Урала.

“Усекновение головы Иоанна” - икона невьянской школы из коллекции музея-заповедника    По признанию исследователей, изучение ее очень затруднено: были разрушены церкви, рассеяны коллекции музеев (Нижнетагильский музей-заповедник, наверное, составляет исключение), а равнодушие к иконописному наследию привело к тому, что много расхищено “любителями” древностей. Некоторые специалисты говорят о том, что до 80 процентов иконописных произведений оказалось за рубежом. И все-таки музейные коллекции являются на сегодня основными и самыми надежными хранителями церковной старины. Какие бы ни приходили правители, как бы ни сменялись системы, музейщики продолжают накапливать и обрабатывать научно-культурное и духовное наследие своего народа.

    С начала XVIII века искусство Урала формировалось в двух направлениях: одно было связано непосредственно с промышленностью - это обработка камня, фигурное и архитектурное литье из чугуна, гравюра на стали. Второе имело патриархальную основу, в нем наряду с резьбой и росписью по дереву, ткачеством и керамикой развивалась и уральская иконопись. Тагил и Невьянск как центры более относятся ко второму, нежели первому направлению.

    Говоря об иконописной школе на горнозаводском Урале, надо иметь в виду особые условия, в которых она формировалась. Прежде всего это наличие идеологического центра старообрядчества, крупнейший из них - под Тагилом, на Веселых горах. Среди заказчиков были старообрядцы - промышленники, торговцы, купцы, даже золотопромышленники и заводовладельцы. Все они - богатые люди, которые влияли или могли влиять на экономику, а нередко и на политику, и не только региональную. Большую роль играла и среда горнозаводского Урала, в ней созревали серьезные художественные сипы. В Нижнем Тагиле это династии Худояровых, Перезоловых, Дубасниковых, Головановых и другие, в Невьянске - Богатыревых, Чернобровиных, Романовых (Богатыревы стали даже старообрядческими старшинами).

    Каждая школа имеет излюбленные типы в иконографии, свою стилистику и приемы. Одна из особенностей Невьянской школы - применение залота в больших количествах: нередко оно было сплошным, заполняло поля, весь центр: границы порой едва заметны. Золотом покрывались многие архитектурные элементы, нимбы святых. Цветные поверхности тоже имеют подмалевок на твореном золоте. В палитре красок преобладает пурпур - оттенков и сочетаний его превеликое множество. Сочетание небесно-голубого и ярко-зеленого - тоже отличительная особенность невьянских икон. Швейнфуртскую зелень, кроны зеленого и желтого оттенков, берлинскую лазурь приобретали для них на крупнейших российских ярмарках - Ирбитской и Нижегородской.

    Нижнетагильский музей-заповедник обладает четырьмя иконами невьянской школы. Первой назову двустороннюю (таблетку), довольно редкую икону: на одной из сторон четырехчастный сюжет избранных праздников с житийными образами пресвятой Девы Марии и Сына ее Иисуса Христа, а также избранных святых. На другой - по золотому фону изображение храма.

 общий вид Актайского старообрядческого скита в 1908 году

    Вторая, самая красивая по строю, икона "О Тебе радуется". В центре композиции образ Божьей Матери с младенцем Христом на коленях. Она сидит на престоле. Выше - Бог-отец, как олицетворение небесных сил, за ним пять однокупольных церквей. Вокруг престола - архангелы, министры небесного двора. Святые и великомученики стоят стройными рядами как на уровне трона, так и ниже его.

    Сочетание пурпура и золота придает иконе торжественность и притягательную силу. По силе изображения это одно из лучших произведений старообрядческой школы. Оно несет и мощнейший заряд энергии как самих образов во всей их совокупности, так и художника. Именно эта энергия и лечит человеческую душу.

    Удлиненные пропорции фигур, изысканность их поз, тонкость письма, щедрость в украшении нередко вызывала сомнение у исследователей: они относили невьянские иконы к строгановской или московско-ярославской школам ХVI-ХVII веков. Схожесть, безусловно, есть, так как XVII век был образцом поздней древнерусской живописи, а строгановское письмо, естественно, не прошло мимо невьянских иконописцев. Но так как я уже обозначил выше особенность невьянской школы, то думается, они не дадут обмануться в дальнейшем как государственным, так и частным коллекционерам.

    Среди образов Пресвятой Девы Марии образ “Неопалимой Купины” является ведущим. Икона эта из наших запасников, а написана невьянским художником-старообрядцем в 1880 году. Композиционным центром, как и в предыдущей, стал образ Богородицы с младенцем Христом, с расходящимися вокруг них четырьмя мощными красными лучами. Вокруг невидимые небесные сипы - херувимы и серафимы. Их традиционно изображают в голубой и красной гамме соответственно. Это сочетание очень красиво и ярко, что отличает произведения от канонической культовой живописи, где краски не могли по-лыхать.

    Далее мы видим ангелов и архангелов. В постановке фигур полная свобода, а вот лики более канонические, это же заметно в вытянутости их изображений. Наконец, на поля иконы вынесены избранные святые. По совокупности образов - это мощнейшая икона, и поклонялись ей с просьбой защиты от пожара.

    Последней в коллекции невьянской школы я называю икону “Усекновение головы Иоанна”. Иоанн Предтеча - Предтеча Иисуса и его Кретитель, великий христианский святой. О нем повествуют все четыре Евангелия, а также отдельные апокрифы - ранние сокровенные произведения иудеев и христиан, не вошедшие в библейский канон, - такие, как “Протоевангелие” и “Евангелие Никодима”.

    Но вернемся к сюжету иконы: Иоанн Предтеча своей проповедью обличает правителя Ирода - наследника того, который устроил избиение младенцев за то, что он взял в жены жену своего брата Иродиаду. Ирод сажает Иоанна в темницу (слева на иконе), но казнить боится, так как его любит народ. Иродиада решила спровоцировать казнь, уговорив дочь, падчерицу Ирода, танцевать перед царем на пиру, дабы получить в награду голову Иоанна Предтечи. И восхищенный Ирод исполняет ее желание. На иконе это показано в развитии: вот Иоанна выводят из темницы, над ним занесен меч, вот голова его покатилась, а из тела хлынула кровь. Голова Иоанна была преподнесена на блюде падчерице Ирода. Тело учителя погребли Иоанновы ученики. “Евангелие Никодима” рассказывает, что Иоанн открыл правду о пришедшем в мир Спасителе не только на земле, но и людям, томящимся в бездне ада.

    Икона невьянских мастеров, несмотря на трагический сюжет, очень красива по композиции и колориту, пурпур, золото, зелень, синь неимоверно сочны, хотя шедевру явно более 100 лет. На заднем плане гористый пейзаж явно уральский, а также строения, которые плоскостны и несколько схематичны.

    Невьянская икона впитала в себя веяния мировой культуры: античные традиции (через искусство Византии), стилевые особенности барокко сочетались со средневековьем: сознательная архаизация восходит к краснофонной новгородской школе - Д.В. Скарабышев удачно назвал это явление “барокко в средневековье”. Но можно сказать и наоборот: ХIХ век принес дуновение романтизма, а затем и реализма, который проявился в образах, специфически уральском, пейзаже.

    Явление невьянской школы подтверждает один из важней-ших выводов: старообрядчество играло важнейшую роль в художественной жизни Урала. И она настолько велика, что с современных позиций мы вправе переоценить роль искусства горнозаводского Урала в масштабах страны и даже целого мира.

Александр СМИРНОВ.

    На снимках: “Усекновение головы Иоанна” - икона невьянской школы из коллекции музея-заповедника; общий вид Актайского старообрядческого скита в 1908 году.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 29.06.1995.

Главная страница