Выйско-Никольская церковь

"Выйско-Никольская церковь"    До революции в Нижнем Тагиле было восемь православных храмов оригинальной архитектуры и неповторимой красоты. Почти все они строились на средства первых основателей отечественной горнорудной промышленности заводчиков Демидовых. Три из них - Выйско-Никольская церковь, являвшаяся их родовой усыпальницей, Введенская (во имя введения Пресвятой Богородицы во храм), которая была расположена напротив нынешнего училища искусств, и Входо-Иерусалимская (на месте нынешнего торгово-экономического колледжа) - сегодня безвозвратно утрачены.

"Выйско-Никольская церковь"

    Не существует на тагильской земле даже могилы потомков Демидовых, так как при разрушении семейного склепа мраморные гробницы были уничтожены.

    Памятник Николаю Никитовичу Демидову работы французского скульптора Ж.Ф. Бозио, который был установлен перед зданием заводоуправления, безжалостно разрушен еще в 1918 году. Хотя именно этот человек содействовал созданию паровой машины Черепановых, поощрял развитие науки и искусства горнозаводского края, был известным благотворителем и настоящим меценатом.

    И оказались мы на долгие годы Иванами, не помнящими родства, потому что в Нижнем Тагиле - главной вотчине горнорудной империи Демидовых - не осталось никакой памяти о знаменитой фамилии.

    Дa, на старинных доменных печах труд был каторжный, ручной, но у каждого заводского корова, а то и две водились, и хозяйка могла не работать, дома с детишками сидела. И сенокосные дни эти "эксплуататоры" людям давали... А "лапотников" у нас в Тагиле отродясь не бывало - все в сапогах ходили, только берегли очень, не так, как сейчас...

    На снимках: красавец Выйско-Никольский храм в 1912 году. И то, что от него оставалось в 1963-м.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 5.11.02

 

Выйско-Николаевская церковь

    Этот ныне уже не существующий храм – бывшая родовая усыпальница уральских заводчиков Демидовых – был возведен в Выйской части города на том месте, где сейчас находится Дворец культуры "Юбилейный".

    Он строился на деньги заводовладельцев Павла и Анатолия Демидовых в память об их отце – Николае Никитиче Демидове, которые скончался во Флоренции в 1828 году и завещал похоронить себя в Нижнем Тагиле.

    Церковь строилась в период с 1835 по 1845 годы. Она была каменной, с вызолоченными купола ми, кровля покрыта кованой красной медью, которая со временем стала черной с зеленоватым оттенком. Внутри ее украшала богатая церковная утварь.

    Храм был четырехпрестольным, каждый из престолов – посвящен святым угодникам, небесным покровителям рода Демидовых. Главный престол – Николаевский. Правый – Анатолия, левый – Петра и Павла, освящены в 1845 и 1846 годах, соответственно. Нижний храм-склеп освящен в 1852 году во имя Святого Федора Сикеота. В этот склеп был перенесен прах Николая Никитича, которого первоначально захоронили во Входо-Иерусалимской церкви города. Его внук Павел Павлович перевез в Нижний Тагил и тела умерших отца, а также сына от своей первое жены, а в 1885 году сам был захоронен в фамильной усыпальнице.

    Выйско-Николаевская церковь содержалась на пособие от заводовладельцев. В числе достопримечательностей храма была икона Божьей Матери, написанная на полотне, в деревянной раме, более известная под именем "Демидовская". На раме этой иконы учинена славянскими буквами следующая надпись, посвященная Никите Демидовичу (Антуфьеву):

    "Никита Демидович благословенный и

    З сыном Якимфом буди во всем умножений!

    О всепетая мати ему сопутница есть буди,

    Сохраняй в дому здрава на пути присутствуй,

    Архиерей Тобольский молит тя усердно,

    Дарую ему здравие цело и не вредно,

    Храни благополучно в премногая лета,

    Избавляй и покрывай от злого навета..."

    Икона была получена Никитой Демидовым в благословение от святого Дмитрия Ростовского, о чем свидетельствует надпись на ее раме, сделанная уставныс письмом в стихах.

    Церковь закрыли при Советской власти в 1929 году, во времена воинствующего атеизма. Сначала здание храма передали под школу 1-й ступени, а в родовом склепе Демидовых хранили... картошку. Здание Выйско-Николаевской церкви постепенно разрушалось вплоть до 1963 года. Через четыре года, в 1967-м, на месте храма был построен ДК "Юбилейный".

Пантелеймоновская часовня

    8 сентября 1910 года в Выйско-Никольском приходе с большой торжественностью, при громадном стечении народа был совершен крестный ход на так называемое "Патраково кладбище". Здесь священник освятил место для строительства каменной часовни во имя св. великомученника и целителя Пантелеймона.

    Закладка здания часовни началась в 1911 году. "Площадь кладбища, с согласия Выйско-Никольского общества, будет увеличена, и ограда кладбищенская с западной стороны отнесена сажена на десять ближе к Кушвинскому тракту", – так говорилось на освящении. Эту часовню на Патраковой горе в Нижнем Тагиле назвали "Росстани".

    В записях нашего знаменитого краеведа И.А. Орлова сохранились воспоминания о рекрутах (солдатах), которых родственники провожали на службу до часовни "Росстани", а затем их на телегах увозили в уездный город Верхотурье.

    В наше время через дорогу от того места, где ранее располагалась Пантелеймоновская часовня, находятся кирпичный завод №1.

Ольга ЛАПИНА,

экскурсовод-краевед.

    Литература: Газета "Тагилка" от 29.07.2010. №15(99).

 

О Никольской часовне

Собор вряд ли возродится, а небольшая часовня в виде Никольского храма – реальна.

Собор вряд ли возродится, а небольшая часовня в виде Никольского храма – реальна.

    Своим основанием и превращением в центр горнозаводского округа Нижний Тагил обязан Демидовым. Почти 200 лет он развивался при непосредственном участии наследников тульского кузнеца. Хорошо, что в Тагиле помнят заслуги Демидовых. В последние годы мы пытаемся выразить пусть запоздалую, но благодарность роду знаменитых заводовладельцев. Их имена присваиваются учебным заведениям, возрождены Демидовские премии, проходят Демидовские чтения, издаются книги. Украшением нашего города стала возрожденная в 2014 году Демидовская дача, в центре Тагила установлен памятник Николаю Никитовичу Демидову. Но не все, за исключением историков и краеведов, знают, что у нас в городе находится и место его захоронения. Николай Никитович – участник Отечественной войны 1812 года, был русским посланником во Флоренции, где и скончался 22 апреля 1828-го. "По силе завещания" и по желанию сыновей в 1829 году его прах был перевезен с почестями на траурной колеснице из далекой Италии в Нижний Тагил, "туда, где всегда был духом при жизни своей".

    Бывают в жизни совпадения, про которые говорят – "ноги сами привели". Так и меня в хмурый декабрьский день Николы зимнего ноги привели в сквер за Дворцом культуры "Юбилейный": решил сократить дорогу и пошел напрямую через кварталы. Увидел пустынный сквер с одиноко чернеющим среди снега памятником чернобыльцам, узкие протоптанные тропинки, рядом заброшенные казармы воинской части. Невеселая картина.

    Сто лет назад, в 1913 году, это место было самым почитаемым в заводском поселке. Здесь в величественном соборе Нижнего Тагила – Выйско-Никольском, находилась усыпальница Демидовых.

    Сыновья Николая Никитовича Демидова Павел и Анатолий в память отца решили построить храм во имя Святого Николая. Закладка состоялась в 1835 году на возвышенном месте поблизости от Выйского завода. Проект А. X. Криха походил на проект храма Христа Спасителя в Москве (так было задумано), разработкой которого занимался известный архитектор К. А. Тон. Понятно, что для Тагила здание предусматривалось в меньших размерах и в несколько измененном виде. Так, например, верх храма — угловые башенки, купол и глава — были выполнены так же, как в Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге.

    По архитектуре и размерам Выйско-Никольская церковь выглядела величественно и отличалась особой прочностью. Нижние части толстенных стен были обложены снаружи и вокруг всего здания громадными чугунными плитами. Наверху по углам имелись башенки, на двух западных помещались колокола.

Пустынный сквер

Пустынный сквер

Коллаж Оксаны КОЗАК

Коллаж Оксаны КОЗАК

    Нижний этаж занимал склеп — фамильная усыпальница для Николая Никитовича и "будущих поколений Демидовых". Где бы они ни находили свой смертный час — в России или Италии, — хоронить их везли в Тагил. Здесь в усыпальнице были упокоены основатель Демидовских премий Павел Николаевич и его сын Павел Павлович с женой и сыном.

    Судьба собора печальна. Разрушенный в 1930-е годы, он своими руинами тридцать лет пугал жителей Выи, а с постройкой Дворца культуры и следов от храма не осталось. Усыпальницы с саркофагами были разграблены и разорены

    Собор вряд ли возродится, а небольшая часовня в виде Никольского храма в этом месте – реальна. В память об основателях Нижнего Тагила, чей прах рассеян и находится в этой земле, в память о первых строителях, которые вместе с Демидовыми приехали в эти суровые края, в память о чернобыльцах. Часовня, где можно поставить свечу, помолиться.

Сергей КУЗНЕЦОВ.

    ФОТО АВТОРА. Коллаж Оксаны КОЗАК

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 12.02.2014; газета "Тагильский вариант" №5 (144) от 13.02.2014.

Выйско-Никольская церковь

    В 1901 году священник Александр Хохлов составляет отчет о Выйско–Никольской церкви для Пермской ученой архивной комиссии. Отчет представляет собой ответы на вопросы, которые были напечатаны на специальных бланках. Опуская вопросы, представляем вашему вниманию ответы на них.

    Выйско-Никольский храм каменный о 4 главах, крытых листовою медью, построен иждивением господ Демидовых, Павла Николаевича и Анатолия Николаевича в память родителя их Николая Никитича Демидова, умершего во Флоренции во 22 день, месяца апреля 1828 года, с благословения Архиепископа Аркадия (Пермского и Верхотурского).

    Строительство Выйско- Никольского храма начато около 1835 года, окончено в 1846 году. На постройку храма

    Затрачены громадные суммы, о чем свидетельствует его величественность, прочность и благолепие как наружное, так и внутреннее.

    Величественный своей архитектурой, прочный в своих основаниях и стенах, храм отличается своей замечательной новизной. Фундамент облицован громадными чугунными плитами. Со времени своего основания и до настоящего времени (до1902 г.) существенных изменений нет.

    Правый придел, во имя равноапостольных Петра и Павла, был освящен 4 декабря 1845 года. Главный алтарь, во имя Святителя и Чудотворца Николая, был освящен 15 сентября 1846 года, а левый придел, во имя святого мученика Анатолия (память его празднуется 23 апреля), освящен 10 октября 1846 года. Грамот на постройку храма, на освящение среднего алтаря (Никольского) не сохранилось.

    В склепе, где покоятся почившие владельцы Демидовы, устроен алтарь во имя пр. Феодора Сикеота и освящен 27 августа 1862 года Преосвященнейшим Неофитом Архиепископом Пермским и Верхотурским.

    Иконостасы храма, по преданию, поставлены были временные, не ценные, но таковые остались и до настоящего времени (1902 год). Изменениям не подвергались. Иконы в аналогиях – итальянской живописи, писаны на полотне. Имена, изображенных святых, соименные именам почивших владельцев. Например, пр. Никита – в память родоначальника дома Демидовых – Никиты "Демидыча", пр. Евдокии – в память супруги его Евдокии Федоровны, св.муч. Иакинфа – в память сына его Иакинфа Никитича и проч. и проч.

    Между живописными иконами обращают внимание иконы большого размера: "Моление о чаше", "Господь Царь Царем" (в предельных алтарях на Горнем месте), "Тайная Вечеря" над Царскими Вратами, "Св. Игнатий Богописец" - в память основания Нижнетагильского завода, мозаичный образ Божией Матери, исполненный пятнадцатилетним мальчиком Дмитриевым с образа, писаным художником Брюлловым.

    Самой же замечательной святыней должно считать образ Божией Матери, писаный, по преданию, Дмитрием Ростовским в 1701 году, с надписью. Этой иконой Святитель Дмитрий благословил Никиту Демидыча и сына его Акинфия, когда они отправлялись в первый раз на Урал. Подробное описание сей святыни отпечатано в газете "Урал" за 1901 год в № 1240.

    Древних вещей из церковной утвари не имеется. Из книг: Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви, изданной в 1723 году Великобританским Епископом; псалтирь Киевской печати, издания 1755 года; Библия слав. изд. 1790 года. Грамот в архиве не имеется.

    Кладбище современно основанию прихода – с 1846 года. Находится оно по дороге в Кушву (Верхотурский тракт). Огорожено деревянной заплотиной. Имеется изба деревянная для сторожа, построенная в 1898 году.

    Вокруг церкви ограда каменная с железными решетками, с тремя железными воротами. Устроена в 1862 году на средства владельцев Демидовых.

    Причта в 1846 году положено было: священник, диакон и псаломщик. В 1864 году определено 2 священника, диакон, псаломщик и пономарь, но, по-видимому, при церкви состояли на службе: священник, дьякон, дьячок и пономарь.

    В 1873 году причт изменяется и ставится два священника и два псаломщика, а штат дьяконский упраздняется. С 1885 года штат состоит из священника, дьякона и псаломщика. С 9 декабря 1897 года по указу Синода за № 2270 открыт второй штат из священника и псаломщика, а весь причт состоял из дьяконов.

    Первый штат получает жалованье от Демидовых: 37 рублей 30 копеек – священник, 7 рублей 14 копеек – дьякон, 7 рублей 42 копейки псаломщик (в месяц). Второй штат получает жалованье от корма, плюс к этому священник - 300 рублей и псаломщик - 100 рублей в год.

    Доходов от прихода получается около 3000 рублей в год, считая, в том числе 600 рублей от Демидовых за служение панихид в склепе по почившим владельцам.

    Попечительство открыто в 1892 году, но существовало до 1898 года. В 1898 году священником Хохловым оно преобразовано и перестало действовать. Есть женское 2-х классное училище и женская церковно – приходская школа, которая помещается в собственном доме, устроенном заведующим школой священником Хохловым на изысканные им средства в 1898 году. В церковной школе обучается – девочек 55 человек при 2-х классах. При церкви есть очень хорошая библиотека.

    Приход, называется от местности, именовавшейся "Выйское поле", т.е. располагавшейся на более возвышенном месте и по реке Выйке. Прихожане – насельники из средних губерний, современные основанию Нижнетагильского завода, крестьяне. Выдающихся из ряда личностей среди прихожан не было, кроме жертвователей на благоукрашение храма.

    Выя – гнездо раскола, приютившееся в здешнем крае с древнего времени. Более многочисленны беспоповцы (часовенные), есть брачники и "субботники" - иеговисты. Есть деревянная часовня на усадьбе Ф.(Гулерябина -?).

    Прежде жители Выйского прихода состояли в числе Нижнетагильского Волостного Правления. Ныне (в 1902 году) – особая волость Выйско-Никольская, в состав которой и входит два общества: Выйско- Никольское и Выйско – Казанское.

    В главном Никольском храме антиминс за ветхостью был переменен. Значительный ремонт храма произведен был в 1868 году, когда кирпичный слой был заменен чугунными плитами. В 1889 году внутри храм был окрашен и художником Звездиным были написаны на стенах храма прекрасные картины.

    В 1882 году приобретена драгоценная риза на икону Николая Чудотворца стоимостью до 5000 рублей, весом в 50 ф. В 1898 году была приобретена риза на икону Иоанна Богослова стоимостью примерно в 2054 рубля, весом 43ф. 51з. В том же году заведены были: напрестольное Евангелие в 700 рублей, бронзовые Хоругви и напрестольная икона.

    Посещением церковь почтена всеми Епархиальными Архиереями. В 1887 году был В.К. Михаил Николаевич.

    Первым священником был отец Иоанн Гуляев, умерший в сане Архимандрита Пермской Епархии. В 1863 году он передал место своему зятю священнику отцу П. Я. Чиркову, который священствовал до 1888 года. Третий священник отец Николай Кудрявцев. Четвертый священник- отец Александр Арсениевич Миролюбов священствовал с 1890 года по 1893 год и был переведен в город Екатеринбург. Пятый священник – отец Н. Сельменский священствовал с октября 1893 года по март 1895 года, переведен в Екатеринбург. Шестой священник - отец А.Я.Хохлов уроженец Быньговского завода, переведен к этой церкви из В – Салдинского завода. Помощником ему с 1888 года состоял священник из окончивших курсы семинаристов - Ф.П.Смирнов, позже переведенный в Меркушино. Священник И.А. Горбунов из Александро - Невской церкви Нижнетагильского завода. Тут упомянуть достойно дьяконов: настоящего диакона А.Н.Кузнецова, как исправляемого послушание по церковной школе. Из старост добрую память о себе оставили: Н.И.(Аленечев?), П.Стефанов, М.Павлов.

    Прихожане, которые живут среди раскола, полны предрассудков. Обряд для них дело самое важное, но дух христианина – это дело второстепенное, по сему – таинство исповеди и святого причастия ими исполняется не с усердием и благочестие наружное. К духовенству относятся без почтения, любят судить – рядить и нередко кляузничают, на добрые дела неподатливы, грубы, горды, заносчивы, в особенности люди, имеющие власть по своему положению в заводе Демидовых.

    Нравственность прихожан на самой низшей ступени: разврат поголовный, пьянство непробудное, усилившееся особенно в последнее время с открытием "казенной продажи питея", когда из кабака оно перешло на улицы и развело "сумочную" торговлю крепкими напитками.

    Занятия прихожан: работа на заводах – Выйском и Нижнетагильском. Кустарного промысла мало, хлебопашцев вовсе нет.

    Причт, по сравнению с другими церквями Нижне-Тагильского завода, менее обеспечен материально, в особенности 2-й штат. За требы и исправления: за крещение 10 - 15 копеек, за венчание тоже 10-12 копеек и богослужение, и панихида. Главный доход только и составляет служение на домах всенощен и выслуживание в храме на поминовении. Вообще священник наслужить в год более 1200 рублей не может. Дьякон наслуживает 600-700 рублей, псаломщик 400 рублей, не более. При дороговизне содержания наши доходы не могут считаться достаточными, в особенности для лиц, обремененных семейством.

    Попечительство было открыто в 1892 году и с уходом А. Миролюбова прекратило свою деятельность, и только в 1898 году опять было возобновлено. Священником Александром Хохловым при попечительстве открыта продажа книг и икон, организована помощь бедным. Средствами своими оно помогает церковной школе и отчасти церкви. В церковно-приходской женской школе, открытой священником Александром Хохловым в 1898 году, ежегодно обучается до 55 девочек; оканчивает курс 7-10 человек. Школа имеет собственное здание, заведует школой священник Александр Хохлов, учитель – местный дьякон. Средства на содержание школы от церкви и Верхотурского отделения Епархиального Ученого Совета.

    В августе1901 года открыто "Братство ревнителей православия".

    В конце отчета приводятся некоторые сведения о финансах и подпись – священник Александр Хохлов, 4 октября 1901 года.

Обзор документа составила Лариса ОЖЕГОВА.

Священномученик

Сергей Александрович Увицкий

Выйско-Николаевская церковь г. Нижнего Тагила

Осужден 16.05.1930 г. Тройкой ПП ОГПУ по Уралу по ст. 58/10, ч.II УК к пяти годам ИТЛ.

Скончался в лагере Беломорканал (БелБалтлаг)12.03.1932.

Реабилитирован на основании Указа ПВС СССР от 16.01.1989.

ГААОСО, ф.1, оп.2, д.24517

Кто писал иконостас Выйско-Никольской церкви?

    Нижний Тагил до событий 1917 года славился своими храмами. Заводчики Демидовы заботились о заводском поселке, что проявлялось и в строительстве грандиозных культовых сооружений.

    В 1845 г. была освящена трехпрестольная церковь-усыпальница во имя Святых Николая, Павла и Анатолия на Выйском поле. В научных работах историков и искусствоведов С.А. Клат и Т.М. Трошиной, посвященных этому памятнику архитектуры, уже ставился вопрос о необходимости изучения собрания икон из разоренной и взорванной церкви, спасенных музейными работниками 1920-1930-х годов, буквально рисковавших своей свободой. В данной статье речь пойдет о царских вратах главного иконостаса этой церкви.

    В документах Государственного архива Свердловской области (Фонд 643, опись 1, Дело 3802 л.11) четко прописано, что образа из царских врат и нижнего яруса главного иконостаса написаны нижегородским художником Павлом Петровичем Веденецким. А именно, иконы Святого евангелиста Луки, Святого евангелиста Марка, Архангела Гавриила, Божией Матери, Святого евангелиста Матфея, Святого евангелиста Иоанна. В собрании музея есть целый ряд памятников, отвечающих названиям перечисленных в архивном документе изводов. Но какие именно из них принадлежат кисти Веденецкого? Первая догадка: не те, что выполнены темперой на досках, как писалось издревле, а написанные маслом на холсте! Ведь Павел Петрович был не только известным, но и любимым в Нижнем Тагиле художником. Именно он создал по заказу Павла Николаевича Демидова целую серию пейзажей заводских поселков Тагильского округа и фабричных интерьеров. Не исключено, что ему принадлежат и портреты некоторых заводских служащих, которые на сегодняшний день ждут своей атрибуции.

    Как оказалось, Веденецкий писал ещё и иконы. Удивительного в этом мало, потому как отец его, Петр Афанасьевич, содержал в Нижнем Новгороде "рисовальные классы" и занимался иконописью, расписывая местные храмы. Редактор журнала "Отечественные записки" П.П. Свиньин, посетивший Нижний Новгород в августе 1820 года, отмечал в своих путевых заметках: "...заезжали мы к здешнему живописцу Веденецкому, он занимается иконною живописью с хороших оригиналов, что, к сожалению, наблюдается весьма немногими из провинциальных живописцев". Так что искусство иконописания в этой семье передавалось по наследству.

    По фотодокументам из музейного архива удалось установить, как выглядят шесть икон царских врат, о которых шла речь выше, и теперь мы можем с точностью атрибутировать авторство П.П. Веденецкого пяти из них. А вот шестой иконы – "Божия Матерь" – просто нет в хранении.

П.П. Веденецкий. Апостол Матфей. XIX век.

П.П. Веденецкий. Апостол Матфей. XIX век.

П.П. Веденецкий. Архангел Гавриил. XIX век.

П.П. Веденецкий. Архангел Гавриил. XIX век.

Царские врата Выйско-Никольской церкви. 1927 г.

Царские врата Выйско-Никольской церкви. 1927 г.

    Надо отметить, что Архангел Гавриил и Дева Мария были скопированы Павлом Петровичем с оригиналов самого Владимира Лукича Боровиковского, который в начале XIX века написал их для главных врат Казанского собора в Петербурге. Дело в том, что, когда Веденецкий выполнял посреднические поручения Нижнетагильской заводской конторы в Петербурге, занимаясь покупкой холста, красок, сусального золота для Выйско-Никольской церкви, тагильские управляющие обратились к нему с предложением о написании икон для царских врат её главного иконостаса. Павел Петрович ответил согласием, но отметил, что обдумывание замысла "возьмет много времени, не говоря уже о композиции и рисовке, как о предметах, требующих усиленного соображения". Желая представить своим заказчикам работу по возможности "в совершейшем" виде, художник посетовал на недостаток хороших пособий и эстампов новейших школ "по части истории церковной".

    Как оказалось, нашел-таки он образец хорошей школы в самом центре Петербурга! И если с Архангелом Гавриилом и Девой Марией все понятно, то вопрос с евангелистами остается открытым. По документам мы уверенны, что их иконы, выполненные на холсте, принадлежат руке П.П. Веденецкого, но вот копийные это работы или авторские, придется ещё уточнить. Следует отметить, что всего в период с 1841 по 1847 годы художником были написаны 43 иконы для демидовской церкви-усыпальницы. Пока удалось атрибутировать только пять из них, впереди еще целый ряд исследований.

    Работы П.П. Веденецкого и другие иконы, спасенные тагильскими музейщиками, хранятся в музее. Их можно увидеть на выставках, организуемых музеем-заповедником.

Марина КАЗАКОВА, научный сотрудник отдела фондов, искусствовед.

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №27(257) от 11.08.2016.

Выйско-Николаевская церковь

    Краткая справка:

    Церковь каменная, четырёхпрестольная, заложена в 1835 году.

    Главный престол – во имя Николая Чудотворца освящен 15.09.1846.

    Правый придел – во имя св. Анатолия освящен 04.12. 1845.

    Левый придел – во имя Петра и Павла освящен 10.10.1846.

    Нижний придел – склеп во имя св. Фёдора Сикеота (фамильная усыпальница Демидовых) - освящен 27.08.1852 году.

    Закрыт храм в 1930 году. Разрушался до 1963 года. В 1967 году в СССР отмечали 50 лет Советской власти, поэтому дворец культуры, только что выстроенный, почти на том же месте, где стояла церковь, назвали "ЮБИЛЕЙНЫЙ".

    Н.Н. Демидов скончался во Флоренции в апреле 1828 года. По завещанию прах его был доставлен в Н. Тагил и помещен во временной усыпальнице – во Входо-Иерусалимском храме в приделе Никиты-Великомученика.

    По заказу наследников "на Выйском поле" была возведена церковь во имя святых угодников Николая, Павла, Анатолия. Фамильная усыпальница для будущих поколений Демидовых.

    Церковь строилась с 1835 по 1845 годы первоначально архитектором А.Х. Крихом, учеником знаменитого К.А. Тона. После смерти своего ученика Константин Андреевич сам руководил строительством, подбирал иконы…

    Церковь была богатой, отличалась замечательной прочностью стен. Кровля покрыта красной медью, которая со временем стала черной с зеленоватым оттенком. Купола и кресты вызолочены. "В архитектуре соединены русская и итальянская страницы в судьбе покойного Николая Никитича. Тактичное сочетание мотивов древнерусского зодчества и итальянского барокко" [из книги С.А.Клат].

    В склеп переносят прах Николая Никитича Демидова. Его внук Павел Павлович перевез в Нижний Тагил тела умерших родственников: отца Павла Николаевича, своей первой жены – Марии Елимовны Мещерской, двухлетнего сыны – Никиты и в 1885 году сам был захоронен в семейном склепе.

    Храм содержался при пособии от заводовладельцев.

    Внутри храм был благолепно украшен, снабжен богатой утварью, в том числе и малахитовой.

    В числе достопримечательностей этого храма была икона Корсунской Божией Матери, написанная на полотне в деревянной раме, известная под именем "Демидовская". На раме этой иконы учинена славянскими буквами следующая надпись:

    "Никита Демидович благословенный и

    З сыном Якимфом буди во всем умножений!

    О всепетая Мати ему сопутница есть буди,

    Сохраняй в дому здрава на пути присутствуй,

    Архиерей Тобольский молит тя усердно,

    Даруй ему здравие цело и не вредно,

    Храни благополучно в премногая лета

    Избавляй и покрывай от злого навета…"

    Икона эта получена Никитой Демидовым в 1702 году в благословение от св. Дмитрия Ростовского, о чем свидетельствует надпись на раме иконы, сделанная уставным письмом в стихах.

    В числе достопримечательностей храма также была икона, привезенная из Санкт-Петербурга в марте 1859 года специально для Выйско-Никольской церкви. Мозаичная икона "Дева Мария", которую выполнил 15-летний мальчик, сын бывшего воспитанника Демидовых – Михаила Дмитриева, обучавшегося живописи в Италии.

    В витринах склепа хранились реликвии семьи Демидовых, траурные знамена, принадлежавший Павлу Николаевичу мундир придворного егермейстера… В храме было и мраморное надгробье с могилы Павла Николаевича, которое с 1924 года хранится в музее – "Распятье Христа" работы скульптора Прадье.

    14 февраля 1930 года вышло постановление Облисполкома № 0615 о закрытии Выйско – Никольской церкви.

    В Нижнетагильском архиве сохранился проект переоборудования церкви под школу, согласно которому должны быть проведены следующие работы:

    1.Сняты все купола и кресты

    2.Выломанны оконные решетки и увеличена световая площадь

    3.Сложены дополнительно две голландские печи, так как от существующих калориферов теплоты будет недостаточно

    4.Сделаны филенчатые перегородки высотой пять метров для разделения на классы

    5.Разобрать чугунный пол, вместо него настелить деревянный

    6.Убрать иконостас, иконы, люстры

    7. Должна будет разобрана паперть и боковые чугунные лестницы, взамен них должны быть сделаны деревянные крыльца.

    Всего будет сделано пять классов, раздевалка и учительская. Из всех классов выход будет в общий зал, освещаемый из среднего купола.

    Общая площадь церкви – 625 кв. метров. Значит, по норме школ первой ступени можно одновременно обучать 125 человек.

    Зав. Горместхозом Пунтус

    Зав. Строительством Ефимов

    Также хранится полное отчаяния, но и достоинства заявление в Нижнетагильский Окрисполком от 6 декабря 1929 года от Церковно-приходского Совета Выйско-Никольской общины. Это была попытка отстоять храм. Писали о большом количестве прихожан, просили считаться с религиозными убеждениями верующих, писали, что выполняют все налагаемые на общину обязательства, что храм под школу не подходит.

    Писали, что храм "представляет из себя" величайшую ценность, как памятник архитектуры и искусства…

    Здание Выйско-Никольской церкви передали под школу. В склепе картошку хранили.

    Здание церкви разрушалось до 1963 года. В 1967 году, почти на этом же месте, где стоял храм, построен ДК "Юбилейный".

Пантелеймочёновская часовня

    8 сентября 1910 года в Выйско-Никольском приходе с большой торжественностью, при громадном стечении народа совершен был крестный ход на так называемое "Патраково кладбище". Здесь священниками было освящено место для строительства каменной часовни во имя Святого Великомученика и Целителя Пантелеймона.

    После окропления святою водой вырытых канав под фундамент часовни, настоятелем Выйской церкви было сказано поучение, в котором он призывал своих прихожан с полной готовностью и сочувствием отнестись к делу постройки часовни на месте упокоения их праотцов, отцов и братий. Не жалея на это начинающееся святое дело посильных средств своих.

    Затем отправлена была общая панихида по всем православным христианам, покоящимся на кладбище. Кладка здания должна была начаться весной 1911 года. "Площадь кладбища, с согласия Выйско-Никольского общества будет увеличена и ограда кладбища с западной стороны будет отнесена сажен на десять ближе к Кушвинскому тракту",- так говорилось на освящении.

    Эту часовню на Патраковой горе в Нижнем Тагиле называли "Росстани".

    В записях нашего знаменитого краеведа И.А. Орлова есть воспоминание о рекрутах, которых родственники провожали на службу до часовни "Росстани", а затем их на телегах увозили в уездный город – Верхотурье.

    В советское время в здании часовни был продовольственный ларёк. В наше время через дорогу от места, где была часовня, находится кирпичный завод.

    Из архивов и воспоминаний

    [Пермские Епархиальные ведомости № 2 за 1871г.]

    Иван Игнатьевич Гуляев сын дьякона из Осинского уезда села Медянского . Закончил Пермскую семинарию с аттестатом I разряда. 4 ноября 1834 г. рукоположен в священника Нижнетагильской Входоиерусалимской церкви.В 1839 г. определен духовником для лиц духовного звания в Нижнетагильском благочинии.

    21 ноября 1845 г. переведен к новоустроенной Выйско-Никольской церкви.

    С 31 октября 1849 г. – законоучитель в Выйском училище, а с января 1850 года по май 1863г. и в детском приюте.

    22 сентября 1837 года за работу с раскольниками в Лайских заводах получил архипастырскую благодарность.

    30 мая 1863 года ушел в Верхотурский монастырь. Определен в число братства.

    17 октября 1863 г. переведен в Екатеринбургский архиерейский дом в число братства.

    С 27 января 1865 года – архимандрит, настоятель Соликамского монастыря.

    [ПЕВ № 4 за 1882г.]

    Изготовитель иконостаса – Екатеринбургский мастер Петр Иосифович Кожевников.

    [Екатеринбургские Епархиальные ведомости № 31 за 1893г.]

    Кандидат богословия Николай Сельменский 22 июля сего года определен священником к Выйско- Николаевской церкви Нижнего Тагила.

    [ЕЕВ № 10 за 1895 г.]

    Священник Николай Сельменский – кандидат богословия переведен из Выйско-Николаевской церкви в Екатеринбургский кафедральный Богоявленский собор.

    [ПЕВ № 22 за 1901 год.]

    Выйско - Николаевская церковь каменная, четырехпрестольная церковь построена заводовладельцами Павлом и Анатолием Демидовыми в память отца своего Николая, скончавшегося во Флоренции в 1828 году.

    Четвертый престол этой церкви во имя преподобного Федора Сикеота находится в склепе, служащем усыпальницей всех Демидовых. Храм и до селе содержится при пособии от заводовладельцев. В числе достопримечательностей этого храма следует указать икону Божей Матери, написанную на полотне в деревянной раме. Икона эта получена Никитою Демидовым, в благословение от св. Дмитрия Ростовского, о чем свидетельствует надпись на раме иконы, сделанная уставным письмом в стихах. Внутри храм благолепно украшен и снабжен богатою ризницею и утварью. Изящная дарохранительница, сделанная из цельного большого куска малахита.

    [ЕЕВ № 4 за 1902г.]

    При Выйско-Никольской церкви создано БРАТСТВО ревнителей православия ( борьба с расколом). Председатель – священник А. Хохлов

    Казначей – церковный староста Л.Чёлышев

    Братчиков – более 40 человек.

    [ЕЕВ № 39 за 1909 г.]

    В Нижнетагильском заводе в Выйско- Никольском храме есть икона Божьей Матери, известная под именем " Демидовской". На раме этой иконы учинена славянскими буквами следующая надпись: Никита Демидович благословенный и

    З сыном Якимфом буди во всем умножений!

    О всепетая Мати ему сопутьница есть буди,

    Сохраняй в дому здрава на пути присутствуй,

    Архиерей Тобольский молит тя усердно,

    Даруй ему здравие цело и не вредно,

    Храни благополучно в премногая лета

    Избавляй и покрывай от злого навета…"

    [ЕЕВ № 28 за 1916 г.]

    Старостой выйско-Никольской церкви назначен Матвей Антонович Солин.

    [ЕЕВ № 41 за 1910 год]

    "Из приходской жизни Н.Тагила"

    8 сентября в Выйско-Никольском приходе с большою торжественностью, при громадном стечении народа. Совершен был из местного храма в час пополудни крестный ход на так называемое "Патраково кладбище". Здесь причтом Выйско-Никольской церкви с участиеми священника Казанской единоверческой церкви о. Н.К. отправлено было последование водоосвящения и освящено было место для каменной часовни во имя св. Великомученика и Целителя Пантелеймона. После окропления святою водою вырытых канав под фундамент часовни, настоятелем Выйской церкви сказано было поучение, в котором он призывал своих прихожан с полною готовностью и сочувствием отнестись к делу постройки часовни на месте упокоения их праотцов, отцов и братий, возложить " общий венок" на могилы их. Не жалея посильных на это начинающееся святое дело средств своих.

    Затем отправлена была общая панихида по всем православным христианам, покоящимся на кладбище, с упоминанием по имени рабов Божьих - Иоанна и Петра – первых жертвователей на построение часовни на своем приходском кладбище. Кладка здания часовни начнется с весны будущего года. Площадь кладбища, с согласия Выйско-Никольского общества будет увеличена и ограда ( предполагается каменная, если дозволят средства) кладбищенская с западной стороны будет отнесена сажен на десять ближе к дороге ( Кушвинский тракт).

    [ЕЕВ № 29 за 1915г.]

    5 июля 1915 года Н. Тагил посетил начальник Пермской Губернии М.А. Лозина- Лозинский.

    В Н.Тагиле открыт 1-й приют – ясли. Записано пока 15 детей.

    Посетил окрестности. Со станции "Узловая" Демидовской железной дороги отправился на Выю в Николаевскую церковь. Был встречен священником М.Титовым. Интересовался достопримечательностями: мраморным распятьем, родовой святынею Демидовых – иконою Корсунской Божьей Матери, благословением святителя Дмитрия Ростоцкого, малахитовою дарохранительницей весом в 11 пудов и иконою Божьей Матери мозаичной работы. Спустился в склеп, обозрел гробницы. Объяснения его превосходительству давал местный священник и управляющий Нижнетагильскими заводами Н.А. Спижарный.

    Из церкви почетный гость последовал в находящийся напротив Авроринский лазарет, заведующий которого врач И.И.Пономарев. Затем посетил соседний Выйский лазарет.

    [О.К.] Церковь строилась с 1835 по 1845 годы, освящена в 1846 году.

    (Из книги Ф.П. Доброхотова "Урал Северный, средний и Южный" Стены храма снаружи в нижних частях обложены огромными чугунными плитами. Внутри церкви – обилие света, прекрасный резонанс; пол чугунный, колонны раскрашены под мрамор, на стенах - живопись, а в куполе Бог Саваоф. Копия с картины Крамского из храма Христа Спасителя.)

    Н.Н. Демидов скончался во Флоренции в 1828 году. По завещанию прах его был доставлен в Нижний Тагил и помещен во временной усыпальнице во Входоиерусалимском соборе в приделе Никиты Великомученика.

    По заказу наследников… на "Выйском поле" была возведена церковь во имя святых угодников Николая, Павла, Анатолия. Фамильная усыпальница для будущих поколений Демидовых.

    Архитектор А.Х. Крих, ученик знаменитого К.А. Тона, видимо по желанию заказчиков взял за образец проект Храма Христа Спасителя (1832г.)

    После смерти своего ученика Криха, Тон сам консультировал строителей, лично вел отбор икон. Пышное внутреннее убранство, богатая, в том числе малахитовая утварь.

    Церковь каменная четырехпрестольная. Кровля покрыта кованной красной медью, которая со временем стала черной с зеленоватым оттенком. Купола вызолочены.

    Главный престол – Николая – освящен 15.09.1846года

    Правый - Анатолия – освящен 04.12.1845 года

    Левый - Петра и Павла – освящен 10.10.1846 года

    Нижний храм - Федора Сикеота - освящен 27.08. 1862 - усыпальница Демидовых

    I. В 1852 г. останки Н.Н. Демидова перенесли в усыпальницу

    II. В 1874 г. похоронен 2-х летний сын Павла Павловича – Никита

    III. В 1875 г. из Парижа с кладбища Пер-Лашез был перевезен прах 1-й жены Павла Павловича – Марии Елимовны Мещерской ( умерла в 1868 г.)

    IY. В 1875 г. перенес в Н.Тагил прах отца Павла Николаевича с Лазоревского кладбища Александро – Невской лавры.

    Y. В 1885 г. захоронен сам Павел Павлович. Скончался в имении Пратолино близ Флоренции.

    - Мрамор, бронза в надгробии. Реликвии семьи Демидовых в витринах склепа:

    - Мозаичная картина Божьей матери, копия с картины Карла Брюллова

    - Мундир Павла Павловича, придворный, егермейстерский

    - Траурные знамена и др.

    - Распятие Христа – мраморное надгробие Павла Николаевича , работы скульптора Прадье, которое с 1924 года в музее.

    В 1859 г. 13 марта была привезена из Санкт-Петербурга мозаичная " Дева Мария", картина 15 летнего сына бывшего воспитанника Демидовых Михаила Дмитриева, также обучавшегося живописи в Италии.

    В 1885г. мастер Иван Петрович Кожевников сделал иконостас и от епархии получил за работу 500 рублей.

    12 мая 1921 г. для "голодающих Поволжья" с икон были сняты оклады и ризы. Унесли малахитовую дарохранительницу в виде горки с пещерой внутри, где находилась серебряная тумба, на которой помещался позолоченный ковчег с изображением Христа. Горка была на позолоченной доске, стоящей на символических скульптурах ангела, орла, льва, тельца. Вес малахитовой горки был 4 пуда. Взят и дымчатый топаз размером с грецкий орех, с искусным изображением Божьей Матери с младенцем Иисусом Христом.

    В 1929 году – воинствующий атеизм. Здание церкви под школу 1-й ступени, склеп – для хранения картофеля.

    С 1929 по 1963 годы разрушалась. С 1967 года дворец культуры " Юбилейный"

    [О. Силонова]

    Иконы писаны академиком П.П. Веденецким (Н. Новгород) и крепостными Демидовых: Михаилом Дмитриевым, Павлом Худояровым

    [Архив г. Н.Тагила, Р. 70, оп.2, ед.хр. 115]

    *ВЫПИСКА от 30 ноября 1929 года собрания служащих конторы, в количестве 28 человек. Слушали: "Об изъятии Никольской церкви" докладчик тов. Волченков.

    Постановили: Никольскую церковь изъять под культурное учреждение.

    Председатель Шадрин

    Секретарь Клюжина

    *ВЫПИСКА от 21 ноября 1929 года из цехового собрания рабочих Первого околотка заводской железной дороги. Присутствовали 68 человек. Постановили: "Никольскую церковь отобрать под школу".

    *ВЫПИСКА от 29 ноября 1929 года собрания Вагонно-кузнечного цеха и лесопилки. "Никольскую церковь – под клуб".

    *ВЫПИСКА от 29 ноября 1929 года ДЕПО заводской железной дороги. "Никольскую церковь – под школу"

    [Архив Н. Тагила. Р.70, оп.2, ед. хр. 116]

    *ВЫПИСКА из протокола №37 Президиума Тагильского Окружного Исполнительного комитета от 13 ноября 1929 года об изъятии подвального помещения молитвенного здания в г. Н. Тагиле. Постановили: "Имея острую недостаточность в помещениях для хранения продуктов снабжения для рабочих завода, сохранения от порчи картофеля, поручит Окрадмотделу произвести изъятие подвального помещения молитвенного здания (Выйско - Никольской церкви).

    *ВЫПИСКА из протокола №13 заседания Тагильского горсовета от 29 ноября 1929 года об изъятии Выйско – Никольской церкви под культурное учреждение. Постановили: "Ходатайствовать перед Президиумом ОкрИКа об изъятии Выйско-Никольской церкви от верующих и использовании таковой на культнужды. Принимая во внимание, что в Н. Тагиле кроме неё имеется ещё 5 церквей".

    *ВЫПИСКА из протокола №43 заседания Президиума Тагильского Окр Исполкома от 22 декабря 1929 года. "Рассматривали ходатайство Выйско – Никольской религиозной общины об отмене постановления горсовета об изъятии церкви. Постановили:

    1). Требования рабочих – передать церковь под школу – удовлетворить.

    2). Ходатайство верующих – отклонить

    3). Тагильскому горсовету срочно представить проект переоборудования здания церкви под культурное учреждение.

    4). Окрстройконтролю. За недельный срок проработать этот вопрос.

    Секретарь президиума Трофимова"

    *ПИСЬМО от 17 декабря 1929 года в ЦК РСФСР от председателя горсовета Истомина с прсьбой – удовлетворить решение горсовета о закрытии Выйско-Никольской церкви.

    *ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА (числа нет) к проекту переоборудования Выйско-Никольской церкви под школу.

    Более капитальное переустройство как снятие куполов и устройство второго этажа ГОМХ предполагает в дальнейшем. Согласно прилагаемого эксплуатационного проекта будут произведены следующие работы:

    1. Снять все колокола и кресты

    2.Выломаны оконные решётки и увеличена световая площадь

    3.Сложены дополнительно 2 голландские печи, так как от существующих калориферов теплоты будет недостаточно

    4.Сделаны филенчатые перегородки высотой 5 метров, для разделения на классы

    5.Разобрать чугунный пол, вместо него – деревянный.

    6.Убрать иконостас, иконы, люстры

    7.Разобрана паперть и боковые чугунные лестницы, взамен сделаны деревянные крыльца.

    Всего будет сделано пять классов, раздевалка и учительская. Из всех классов выход будет в общий зал, освещаемый из среднего купола. Общая площадь церкви около 625 кв. метров. Значит по норме школ первой ступени можно одновременно обучать 125 человек.

    Зав. Горместхозом Пунтус

    Зав. Строительством Ефимов

    *СМЕТА переоборудования Никольской церкви на Вые под школу. Сумма по смете – 11840 рублей.

    *ПИСЬМО от января 1930 года в Тагильский Окрисполком от приходского совета религиозной общины Выйско-Никольской церкви. "Получив словесный отказ от помощника начальника Горадмотдела на свое заявление от 31 декабря за №25 о разрешении на сбор общего собрания общины 6 января 1930 года для регистрации, в связи с регистрацией храма. Считаем это решение неправильным, просим разрешить собрание".

    *ЗАЯВЛЕНИЕ от 6 декабря 1929 года в Н.Тагильский Окрисполком от церковно-приходского совета Выйско-Никольской религиозной общины г. Н.Тагила. (Попытка отстоять храм)

    а). Несправедливо не считаться с религиозными убеждениями верующих

    б). О большом количестве прихожан

    в). Другие церкви не подходят, так как обновленческие

    г). Для школы Выйско-Никольская церковь не подходит

    д). Храм представляет из себя величайшую ценность, как памятник архитектуры и искусства

    е). Все налагаемые на общину обязательства выполняются

    ж). Отношение неверующих к Выйско-Никольскому храму – это стяжательство.

    *ЖАЛОБЫ от 9 января 1930 года в горсовет от Выйской общины в связи с закрытием церкви.

    *ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА от 11 января 1930 года от начальника Окрадмотдела Гейнемана в Уралобладмотдел. "В связи с быстрым ростом промышленности и увеличением населения в Нижнем Тагиле 21 школа соцвоса помещается в 16 зданиях. Специальных помещений всего – 9, остальные – 7 приспособлены в частных домах, которые не отвечают требованиям гигиены. Горсовет не может удовлетворить просьбу верующих Выйско-Никольской церкви".

    *ПОСТАНОВЛЕНИЕ Облисполкома № 0615 от 14 февраля 1930 года о закрытии Выйско-Никольской церкви.

Обзор составила О.К. ЛАПИНА.

 

 

Главная страница