Часовни или молельные дома Нижнетагильского завода

    [Екатеринбургские Епархиальные ведомости, № 10 за 1901 г.]

    "Молельные дома в Нижнем Тагиле в 1900 году"

    1) Поповщинская австрийская каменная молельня с алтарем. Как часовня она построена с разрешения начальства в 1882 г. на усадьбе П.Т. Аксенова. Попом в ней состоит Д.С. Колегов, а певцом Д.Л.Хлопотов.

    2) Безпоповщинская Красильниковская молельня, наставником при ней состоит Е. Коряков, а певцом Ф. Тернов.

    3) Молельня на Вые, построенная в 1879 г. крестьянином Бобровым, уклонившимся в раскол. Наставником состоит крестьянин Голдобин, а певцами: Ф. Клюев, Ф. Бурашников, М. Широков.

Аксеновская часовня

(Белокриницинская или Австрийская)

    Здание существует поныне. В Екатеринбургских епархиальных ведомостях за 1906 год записано: "Здание храма каменное, одноэтажное, стоит в тесноте среди различных построек; с алтарной стороны примыкают вплоть к нему какие-то надворные постройки: каретник, кладовые и прочие.

    С северной стороны – жилые дома. С улицы ведут ворота, самые простые, даже без изображения на них креста.

    Вход с южной стороны. С запада же не позволяла сделать вход какая-то капитальная стена.

    На западной стороне внутри часовни, в нише подпись, гласящая, что старообрядцы, приемлющие священство (но какое именно, почему-то не упомянуто), соорудили храм сей с разрешения Министра Внутренних дел за № 162 и освящен храм 1 октября 1882 годы в честь ПОКРОВА БОГОРОДИЦЫ. Через 23 года соорудили крест".

    4 октября 1905 года произошло поднятие креста над австрийским храмом. Этот чин совершает "их областной настоятель Антоний (Епископ Пермский и Тобольский). Деревянный крест, обитый железом и покрытый золотом на "марданный лак" был обильно убран зеленью и массой искусственных цветов. (Был фотограф с фотоаппаратом на крыше).

    [ЕЕВ № 1-2 за 1904 г.]

    Д.С. Колегов (австрийский священник, принявший единоверие)

    Приехал в Н.Тагил для службы в часовне австрийцев и его встретили Н.Гущин и А. Малофеев- церковный староста. Прихожан насчитывалось около 80 человек. Как выстроили часовню рассказывал попечитель – Павел Тарасович Аксенов: " Разрешения на строительство не дают, если нет 600 прихожан, а у нас всего 60 душ, Написали заголовок, а затем сряду всех и заставляли подписываться: приказчиков, дворников, стряпок и кучеров и всякую соседнюю прислугу. Кто бы не пришел в магазин, давай подписывайся. Так набрали около 600 подписей. К нашему счастью проверки не было, а то мы провалились бы".

    [ЕЕВ № 4 за 1906 год.]

    В Нижнетагильском заводе проживают последователи австрийской иерархии – большей частью коммерсанты со своими семьями и служащими у них приказчиками. Имеется наставник. Совершающий службы в храме, построенном на усадьбе купца А. и, кажется, пользующийся его покровительством.

    Недавно разнесся слух, что 4 октября 1905 года состоится поднятие креста на австрийском храме. Чин этот совершит их областной настоятель Антоний ( Епископ Пермский и Тобольский, именуемый у них )

    Здание храма каменное, одноэтажное, стоит в тесноте среди различных построек; с алтарной стороны примыкают вплоть к нему какие-то надворные постройки: каретник, кладовые и прочие. С северной стороны – жилые дома. С улицы ведут ворота, самые простые, даже без изображения на них креста.

    Вхожу через калитку в ограду очень тесную, отворяю дверь в прихожую, оказалось зашел с южной стороны, с запада же не позволяла сделать вход какая-то капитальная стена.

    На западной стене в нише подпись, гласящая, что старообрядцы, приемлющие священство ( но какое именно, почему-то не упомянуто) соорудили храм сей с разрешения г. Министра Внутренних дел за № 162 и освящен храм 1 октября 1882 года в честь ПОКРОВА БОГОРОДИЦЫ. Через 23 года соорудили крест. Крест деревянный с главою, обит железом и покрыт золотом на марданный лак. Это все обильно убрано зеленью с массой искусственных цветов. [Был фотограф с фотоаппаратом на крыше].

    Священник Сергей Стахеев

Вогульская часовня

(Стариковская)

    Часовня стояла на Вые, на пересечении улиц Вогульской и Поперечной.

    Раскольничья часовня была устроена в 1815 году из маслобойной фабрики жителем Выйского завода Ефремом Карповичем Сиротиным – во имя Божией Матери "КАЗАНСКАЯ".

    Часовня находилась на самом берегу реки Тагил и к ней в половодье вода подходила. В 1851 году часовню перенесли на более удобное место, пристроили колокольню, устроили иконостас в два яруса. В 1853 году часовню обили тёсом и окрасили. В 1859 году внутри отштукатурили и лепные украшения сделали. Вокруг часовни высадили 60 кустов рябины.

    Иконописец Матвей Чёлышев, потомок основателей и ревнителей часовни был в ней старостой до 1863 года.

    [ЕЕВ №6 за 1902 год]

    10 февраля 1901 года Нижнетагильский миссионерский комитет вел собеседование с раскольниками в Вогульской часовне на Вые на тему: составляют ли старообрядцы Апостольскую церковь.

    Возражал молодой крестьянин Троицко-Алескандровской волости Афанасий Трофимович Кузнецов. Присутствовали: священник единоверческой Казанской церкви Н. Кокшарский и миссионеры: Г.Ф.Орлов, И.В. Зверев, П.И. Киреев.

    (На пересечении улиц Вогульской и Поперечной у А.Ф. Кожевникова)

    [Т.В. Смирнова "История Вогульской часовни" из сборника "Тагильский край в панораме веков" Издания НТГПИ 2001г.]

    В начале улиц Поперечной и Вогульской стояла старообрядческая часовня ( подтверждено археологическими раскопками). "Раскольническая часовня, состоявшая в деревне Вогульской, была устроена в 1815 г. из маслобойной фабрики жителем Выйского завода Ефремом Карповым Сиротиным". 15 августа 1821 г. в деревне случился пожар, во избежание распространения огня на усадьбу Сиротина часовня была "много поломана", а затем "исправлена".

    [ЕЕВ №51 за 1912 год]

    ВОГУЛЬСКАЯ ЧАСОВНЯ И ТОРЖЕСТВО В НЕЙ 16 сентября 1912 года

    В версте от Выйского завода находилась Вогульская деревня. Ныне эта деревня слилась с прочим заводским селением. Остались лишь "Вогульские улицы". В конце главной Вогульской улицы находится часовня во имя Божьей Матери "Казанская". Об этой часовне Иоанн Пырьев – первый священник единоверческой Троицкой церкви и основатель всех приходов единоверческих в Нижнем Тагиле записал: " В начале 19 столетия проживала в Вогульской улице девица раскольница Мартемьяна Андреевна Чёлышева, которая перед этим временем некоторое время жила в Керженском монастыре. Привезла с собой кн иги, иконы и совершала у себя в молельной богослужения. Вогульские раскольники почитали Мартемьяну, прибывшую из святого монастыря и собирались к ней на молитву. Скоро молельня стала тесна, перенесена к Андрею Челышеву в храмину на усадьбе, где до моленья находилась фабрика по выделке подносов. Но и здесь стало тесно. Тогда Вогульский раскольник Ефрем Сиротин предложил перенести богослужение в в его маслобойню, которую в 1815 году и преобразовали в Вогульскую часовню.

    Иоанн Пырьев прибыв в Н. Тагил 8 октября 1837 года официально назначен был к Выйской раскольничной часовне. В день приезда вступил в "свою" часовню. Раскольники только что отслужили вечерню. Горела свечка перед иконой. Огня не было. Собралось около 1000 человек, в основном женщины. Единоверцам свет не дали, подняли шум: "Служить в часовне не позволим, часовню не отдадим!" Свеча догорела. Стало темно. Пырьева в тычки вытолкали из часовни. Между тем Никита Сиротин, поддерживающий отца Иоанна склонил общественников Вогульской часовни уступить её священнику Пырьеву. С 10 марта 1838года часовню отдали единоверцам. Но не надолго. 16 марта произошло то же, что и в Выйской часовне. Сначала просили уйти, а затем стали снимать с Пырьева облачение и тащить его из часовни. Часовню опечатали до 17 июня 1847 года, когда передали единоверцам.

    Часовня находилась на самом берегу р. Тагил. К ней в половодье вода подходила. В 1851 году часовню перенесли в более удобное место, пристроили колокольню, устроили иконостас в 2 яруса. В 1853 году обили тёсом и окрасили. В 1859 году внутри отштукатурили и лепные украшения сделали. Вокруг часовни высадили 60 кустов рябины. Ревностным сотрудником Пырьева оказался Матвей Чёлышев, один из первых единоверцев, честнейший человек. Он стал старостой часовни до 1863 года. Он был иконописцем. Во время Крымской компании соорудил КРЕСТ для отправки на фронт ( в ПЕВ № 45 за 1856 год об этом есть статья).

    Во время Японской войны 1904-1905 г.г. староста Вогульской часовни Г.И. Чёлышев, потомок основателей и ревнителей часовни тоже призвал общественников своих соорудить КРЕСТ и отправить его на войну.

    16 сентября 1912 года отмечали 100-летие Отечественной войны в Вогульской часовне. Дьякон Троицкой церкви Савва Чёлышев (сын Г.И. Чёлышева) участвовал в службе.

    Священник В.Конин

    [ЕЕВ № 6 за 1913 год. "Из дневника Екатеринбургского епископа Митрофана", декабрь 1912 год]

    Вогульская часовня во имя иконы Божьей Матери "Казанская" построена в память Отечественной войны 1812 года.

Иова часовня

    [Со слов Елены Никитичны Епанчинцевой, проживавшей по ул. Трудовая и Эммы Николаевны Овечкиной, у которой жила бабушка по ул. Трудовая]

    Станция "Узловая" Демидовской узкоколейки находилась юго-западнее современной станции Кедун-Быково. На карте 1828 года видны 2 кладбища старообрядцев за Свято-Троицкой церковью. Кладбище третье – о. Иова находилось около станции "Узловая".

    В 19 веке Треухов пытался на этом месте добывать руду, наткнулся на могилы и сразу же прекратил. Яма, оставшаяся от его действа называлась " Треуховская яма".

    В 1958 году ВЖР разрабатывает карьер и уничтожает кладбище Иова. Эксковаторы ковшами захватывают домовины, которые как орехи трескают, вываливаются кости, мумии, одежда, вода… Из горы торчат домовины, так как яму роют глубже 2 метров захоронения. Кости сгребли в одну кучу.

    Густомесовская часовня, не без препятствий со стороны раскольников, была перенесена на кладбище о.Иова, к ней пристроена была колокольня, иконостас ее подновлен и благоукрашен; ибо имелось в виду преобразовать эту часовню в кладбищенскую церковь. Со временем эта часовня убрана с кладбища неизвестно куда. Даже память о ней почти изгладилась.

    А) Могила отца Иова у подножья Голого Камня – В. Синцов – краевед.

    Б) А.П. Бондин в произведении "Моя школа" пишет об уроках законоучителя А. Сахарова.

    " Батюшка, я вчера ходил на могилу к отцу Иову.

    - Ну, это туда к Голому Камню, на ихнее мольбище"

    ( Отец Иов был перезахоронен на Голый Камень, а не на Веселые горы, как пишет Ганьжа)

    В) Голокаменское кладбище – могила отца Иова. Старообрядческая часовня у завода. Делали крестные ходы от часовни до могилы.( Петрухина Т.А.)

    Кладбище отца Иова в Нижнем Тагиле

    В Екатеринбургских Епархиальных ведомостях за 1912 год записано [ЕЕВ №34 за 1912 год]:

    Большинство старообрядцев в Н.Тагиле – часовенные (стариковщина), окормлявшиеся в прежние времена беглым священством. До сих пор чтят Иова, Архипа и двух Петров, служивших их предкам.

    Могилы означенных попов находятся на древнем, ныне закрытом, раскольничьем "большом" кладбище. Прежде оно было покрыто лесом находилось на значительном расстоянии от селения к западу; ныне со всех сторон окружено обывательскими постройками. Над могилами попов почти в 20-е годы прошлого столетия выстроена деревянная ЧАСОВНЯ в виде шатра с высокою крышею без потолка и поставленным на ней деревянным крестом. Длина часовни около 4-х сажень, а ширина около 31/2 сажень. Стены часовни с восточной и западной сторон глухие, а с северной и южной - не доведены до крыши четверти на 3. В эти места во всю длину вставлены стеклянные рамы, которые во время служения открываются. Входы имеются с трех сторон: запада, севера и юга. К северной и южной частям часовни пристроены небольшие навесы. Внутри над могилами попов "голбчики" (деревянные гробницы, окрашенные в синий цвет) с приделанными к ним деревянными крестами с восточной стороны.

    Гробница Иова впереди часовни с правой стороны, влево от неё – гробница Архипа, к западу против них – двух Петров.

    Иов почитается за святого, поэтому к его могиле особое отношение. К ней с незапамятных времён старообрядцы, как местные, так и из окрестных селений ежегодно к 29 мая совершают паломничество. Этот день – Иоанна – юродивого Устюжского, (значит Иова до иночества звали Иоанн). Кто и откуда Иов сведений не сохранилось. Известно только, что он был уроженцем Московской губернии и был православным священником в одном из сел или монастырей. В виде странника проживал на Иргизе (Старообрядческий писатель Иона Курносый подтверждает, что Иов, постриженный неким Никифором, был беглый священно-иерей Иоанн). Около времени основания Н.Тагильского завода в 1720-30-х годах Иов с Иргиза пришел на Урал и поселился в лесу при Н.Тагильском раскольничьем кладбище в выстроенной им келье. Строгое постничество, любовь к нищим, детям. Этим Иов привлек к себе расположение раскольников. Прибыл в Н.Тагил ради уединенной жизни, но служил людям, обращавшимся к нему с требами. В келье была молельня, где он по старопечатным книгам правил службы.

Фото приблизительно 1880 г. Ещё не построена каменная Троицкая церковь, только колокольня. Видна Николаевская церковь

Фото приблизительно 1880 г. Ещё не построена каменная Троицкая церковь, только колокольня. Видна Николаевская церковь

(Снимок от того же камня) Видна часовня, вместо Николаевской церкви, в которой была недавно эл.трансформаторная подстанция

(Снимок от того же камня) Видна часовня, вместо Николаевской церкви, в которой была недавно эл.трансформаторная подстанция

    6 января и 1 августа он ежегодно совершал из молельной на речку Рудянку, поблизости протекающую, крестный ход для освящения воды. Существует предание, что Иов пришел в Н. Тагил не один, а с какими – то иноками. Живя в Н. Тагильских лесах, он и сам постригал в иночество приходящих к нему отшельников. Иов дожил до глубокой старости (свыше 100 лет) и скончался в своей келье около 1740 года. По смерти был погребён на кладбище, где жил. Над могилой его была устроена деревянная часовня. Раскольники приглашали к себе с Иргиза беглых попов. В Синоднике Свято-Троицкой церкви сохранились имена беглых попов, служивших в Нижнем Тагиле: Петр, Петр, Игнатий, Афанасий, Василий (до 1820 года), Алексей, Матвей, Симеон, Иоанн и Архип (после 1820 года). Из них свою жизнь в Н. Тагиле закончили два Петра и Архип. О Петрах никаких сведений не сохранилось. Архип же (уроженец Саратовской губернии, Вольского уезда, села Корбуллак) был последним беглым попом и скончался в 1835 году. Старообрядцы больше не смогли достать себе беглого попа. Одни присоединились к единоверию, а другие образовали часовенное согласие (или стариковщину).

    До открытия в Нижнем Тагиле единоверия ежегодное стечение раскольников на могилу Иова было весьма многочисленное, до 500 человек. Шли крестным ходом их Троицкой часовни на могилу.

    В 1912 году 26 мая из старообрядческой часовни со Старобазарной улицы во главе со своими монахами Галактионом и Уаром и местным часовенным наставником крестьянином Елисеем Ивановичем Коряковым на могилу Иова пошли крестным ходом при незначительном количестве богомольцев (человек 20).

    Монахи эти проживают в деревне Шумихиной Бродовской волости. Приходят в Н.Тагил ежегодно к этим праздникам.

    Миссионер С.С.Х.

    Когда в 1900 году в Нижнем Тагиле Св. Троицкое-Николаевское общество собирались праздновать столетие единоверия в России, то решили ознаменовать это событие устройством часовни, школы и богадельни для престарелых женщин на упразднённом кладбище "отца Иова", находящимся внутри селения Нижнетагильского завода за медным рудником.

    "Ещё в 1833 году, когда начали строить первую в Нижнем Тагиле единоверческую Св. Николаевскую церковь, то Густомесовскую часовню, в которой прежде проводили богослужения единоверцы, перенесли на кладбище отца Иова. К ней пристроили колокольню, иконостас подновили и благоукрасили, ибо имелось в виду преобразовать эту часовню в кладбищенскую церковь. Со временем эта часовня убрана неизвестно куда. Даже память о ней почти изгладилась", писали в епархиальных ведомостях.

    В 1958 году ВЖР разрабатывает карьер и уничтожает кладбище отца Иова. Сегодня на этом месте добывают железную руду.

Выйская часовня

    Стариковщинская построена в 1879 году Иос. Ил. Бобровым без разрешения начальства. Наставник в ней – Ф.С. Голдобин, а певцами – Фил.Ер. Клюев, Ф.Е. Бурашников и М.Е. Широков. ( Часовня деревянная в переулке по улице Черепанова по А.Ф. Кожевникову)

Железковых часовня

    Домовая старообрядческая в переулке по ул. Большая Рудянская (ныне ул. Кирова) (по А.Ф. Кожевникову)

Казанская часовня

    Часовня, приписанная к Введенской церкви, стояла на Сенной площади (ныне Пионерский сквер).

Красильниковская часовня

    [ЕЕВ № 16 за 1902г.]

    Стариковщинская, построена с разрешения начальства, Наставником в ней Елисей Ив. Коряков, а певцом Ф.К. Жернов.

Николаевская часовня

    На пересечении улиц Малой Рудянской и Коммунальной, около отвалов ВЖР, на месте первой единоверческой церкви Николаевской, построенной в 1833г., а освященной в 1834г. В настоящее время в ней электрическая трансформаторная подстанция, устроенная после ВОВ.

    Подстанцию перенесли. 1 июня 2010 года часовню передали в комитет по муниципальному имуществу. Ключи отдали председателю комитета Вадиму Владимировичу Хватаеву. Передал начальник ПТО Арсеньев В.В. ( Звонила начальнику ПТО в "Тагилэнергосети" Арсеньеву Владимиру Валерьевичу, тел. 44-65-32).

Пантелеймона исцелителя

    Больничная при Земской больнице. ( В Справочной книжке Екатеринбургской епархии она называется Пантелеймоно-Николаевская и до 1909 года относилась к Входоиерусалимской церкви, а затем к Выйско-Никольской)

Пермяковская часовня

    Пермская духовная консистория своим указом от 21 марта 1867 года разрешает построить в Нижнем Тагиле часовню в память чудесного избавления от гибели императора Александра II 4 апреля 1866 года.

    Каменную часовню на Александровской площади, (ныне Комсомольский сквер) строит на свои средства оптовый торговец мукой Пермяков.

    [Пермские Епархиальные ведомости № 18 за 1880 год]

    Пермская Духовная Консистория слушали указ Св. Синода от 28 декабря 1879 года № 4539 следующего содержания: по указу его Императорского Величества Синод слушал рапорт его Преосвященства от 24 октября сего года за № 917 о разрешении открыть ежегодный крестный ход из Входо-Иерусалимской церкви 2 и 4 апреля и 25 мая в устроенную купцом Пермяковым часовню для совершения благодарственных молебствий. По грамоте Синода крестный ход не разрешен. Молиться 2 и 4 апреля и 25 мая разрешили.

    ( Может быть о ней пишет А.Ф. Кожевников: Часовня каменная на Александровской площади – филиал Входоиерусалимского собора).

Покровская церковь

    [ЕЕВ № 25 за 1914 год]

    Попечитель реального училища – видный представитель местного коммерческого мира И.Ф. Уткин.

    [ЕЕВ №32 за 1914 г.]

    Старостой при Покровской церкви Нижнетагильского реального училища – крестьянин И.Ф.Уткин.

    "РОССТАНИ"

    [ЕЕВ № 41 за 1910 год]

    Часовня каменная заложена 8 сентября 1910 года на "Патраковом кладбище" по Кушвинскому тракту во имя Целителя Пантелеймона. Относится к Выйско-Никольской церкви.

    [ЕЕВ № 41 за 1910 год] " Из приходской жизни Н.Тагила"

    8 сентября в Выйско-Никольском приходе с большою торжественностью, при громадном стечении народа. Совершен был из местного храма в час пополудни крестный ход на так называемое "Патраково кладбище". Здесь причтом Выйско-Никольской церкви с участиеми священника Казанской единоверческой церкви о. Н.К. отправлено было последование водоосвящения и освящено было место для каменной часовни во имя св. Великомученика и Целителя Пантелеймона. После окропления святою водою вырытых канав под фундамент часовни, настоятелем Выйской церкви сказано было поучение, в котором он призывал своих прихожан с полною готовностью и сочувствием отнестись к делу постройки часовни на месте упокоения их праотцов, отцов и братий, возложить " общий венок" на могилы их. Не жалея посильных на это начинающееся святое дело средств своих.

    Затем отправлена была общая панихида по всем православным христианам, покоящимся на кладбище, с упоминанием по имени рабов Божьих - Иоанна и Петра – первых жертвователей на построение часовни на своем приходском кладбище. Кладка здания часовни начнется с весны будущего года. Площадь кладбища, с согласия Выйско-Никольского общества будет увеличена и ограда ( предполагается каменная, если дозволят средства) кладбищенская с западной стороны будет отнесена сажен на десять ближе к дороге ( Кушвинский тракт). См. снимок из 3 фото.

Рябовская часовня

    "Дом - часовня староверов" стояла по улице Старобазарная, дом 2; (ныне ул. Носова) около Тагильского чугунолитейного и железоделательного завода (ныне музей).

    [ ЕЕВ № 34 за 1912 год]

    До открытия в Нижнем Тагиле единоверия ежегодное стечение раскольников на могилу Иова было весьма многочисленное, до 500 человек. Шли крестным ходом их Троицкой часовни на могилу.

    В 1912 году 26 мая из старообрядческой ЧАСОВНИ со Старобазарной улицы во главе со своими монахами Галактионом и Уаром и местным часовенным наставником крестьянином Елисеем Ивановичем Коряковым на могилу Иова пошли крестным ходом при незначительном количестве богомольцев (человек 20).

    Монахи эти проживают в деревне Шумихиной Бродовской волости. Приходят в Н.Тагил ежегодно к этим праздникам.

    Миссионер С.С.Х.

    [Архив г. Н.Тагила , 1928 год, фонд 69-1-31 ( перепись по адресам) ]

    ул. Старобазарная,2 "дом – часовня староверов"

    Со слов Марии Германовны Будоль, 1908 года рождения. Разговаривала с ней 30.08.2006. "Часовня на улице Старобазарной была на противоположной стороне от предприятия глухих. В ней сделали проходную на завод им. Куйбышева".

    Часовня была закрыта Постановлением облисполкома № 33 от 3 января 1930 года. (Архив Н.Тагила: Ф.70, оп. 2, ед.хр. 8)

    В советское время её использовали как проходную на завод.

Сидоровская часовня

    [ЕЕВ № 22 за 1902 г.]

    В Нижнем Тагиле у приказчика Григория Сидорова в доме часовня, где потаенные попы отправляли тайнодействия

Чеусовская церковь

(Австрийская)

    [ЕЕВ № 23 за 1909г.]

    Австрийский "архимандрит Викентий" (Василий Михайлович Носов, крестьянин княгини Волконской, Нижегородской губернии) был арестован в 1864 г. в церкви, устроенной при доме купца Василия Петровича Чеусова. (Может быть Челышевская, так как Петр Чеусов жил в Н. Тагиле в 1840-х годах и входил в попечительский совет Св. Троицкой часовни стариковского согласия? А может быть сын перешел к австрийцам?)

Чёлышевская австрийская часовня

    По улице Поперечной на Вые в доме Чёлышевых. Со слов Натальи Леонидовны Пустобаевой, мать которой Чёлышева была крещена в Аксеновской часовне, ее было видно с моста через реку Тагил с Выи на Красный Камень.

Возможно, фото сделано Паулем Риккертом. Его родственники передали такую фотографию в городской архив. (В новостях по "Телекону" показали 17.04.2012.)

Возможно, фото сделано Паулем Риккертом. Его родственники передали такую фотографию в городской архив. (В новостях по "Телекону" показали 17.04.2012.)

Николаевская часовня при горнозаводском госпитале.

    *[Из дневника Екатеринбургского епископа Митрофана, декабрь 1912 года]

    "На станции Шайтанка я был встречен благочинным В. Черепановым. На станции Нижний Тагил встречали духовенство, старосты церквей, управляющий заводами Н.Тагильского округа инженер Бабенко, члены строительного комитета по постройке церкви в местности "Кочковатка" в Нижнем Тагиле".

Обзор составила О.К. ЛАПИНА.

 

Главная страница