Вокзал не для двоих

   Старое уютное здание железнодорожного вокзала станции Н. Тагил. Именно оно изображено не снимке, выполненном со старинной почтовой открытки - издании книжного магазина М.А. Ахаимовой.

   Вокзал был оригинален своим исполнением. Он имел крытый перрон, и пассажиры садились в поезд в любую погоду, не намокнув от дождя. Перрон, да и вся территория станционных путей освещалась газокалильными керосиновыми фонарями, свет от которых был не хуже современных ртутных ламп. Слева от вокзала стояли ларьки, справа, где на снимке видна изгородь, был большой сквер со столетними липами, в середине его - водоразборная будка - из нее брали воду... А по ту сторону железнодорожных путей за паровозным депо потом было футбольное поле... В тридцатые годы к старому-вокзалу, изображенному на фотоснимке, было пристроено слева двухэтажное, где размещались руководство, дежурные по станции, военный комендант и две кассы. Недалеко, тоже с левой стороны, находилось здание кубовой - там за копейку можно было купить чайник кипятку, так как не во всех пассажирских вагонах он был... На перрон проходили тоже за деньги, по перронному билету, и там всегда был порядок... Справа от старого вокзала - железнодорожная баня, между ними располагалась поликлиника, а между баней и грузовым (товарным) двором, тоже построенным в 70-х годах прошлого века, стоял деревянный дом: в 30-40-е годы здесь находились райпрофсож и редакция газеты тагильских железнодорожников "Сталинский локомотив"... Старый вокзал простоял 90 лет, а его соседи: баня, товарный двор, дом службы пути около Дома культуры имени Горького - живут уже более века".

    С вводом в действие нового вокзала в 1966 году, прежнее деревянное здание было снесено. Материалы от почти 100-летнто "старца" были еще годны для постройки других зданий - на станции Перегрузочная (это Басьяновское торфопредприятие) и жилого дома для железнодорожников на Анатольской.

    Вокзал был построен в 1878 году в связи с пуском горнозаводской железной дороги Пермь - Екатеринбург - Гороблагодатская - Нижний Тагил. В фондах музея-заповедника хранится старое фото, запечатлевшее торжественное его открытие. Находился старый вокзал рядом с современным зданием, приблизительно там, где сейчас расположена платформа 1 пути. Особым его удобством было наличие крытого дебаркадера - платформы для отхода и прихода поездов.

    На снимке рядом с вокзалом видна часть сквера. По воспоминаниям старожилов, в нем в тени вековых лип дожидались своих поездов, редких тогда, немногочисленные пассажиры. Это было излюбленное место гуляний жителей города. Зимой в сквере заливали каток для любителей катания на коньках. В любое время года здесь было людно, часто устраивались празднества, да и просто было приятно пройтись по тенистым дорожкам сада.

    Наверное, сквер у здания вокзала - не случайность. Ведь само слово "вокзал" происходит от английского "Воксхолл" - названия небольшого селения, находившегося в предместье Лондона, где в середине XVIII века существовал большой сад для фешенебельной публики, в нем устраивались театрализованные представления, фейерверки, гулянья. В России название "вокзал" стало нарицательным и пошло от здания в Павловске, поначалу бывшего одновременно увеселительным местом и железнодорожной станцией.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 25.01.1991.

Железнодорожный вокзал

Железнодорожный вокзал. 1973.

Железнодорожный вокзал

Железнодорожный вокзал.

Железнодорожный вокзал

Железнодорожный вокзал. 2006

Железнодорожный вокзал. 2008

Железнодорожный вокзал. 2008

Главная страница