ТАГИЛЬСКИЙ КОЛЛЕКЦИОНЕР

№ 4(12) (апрель 2010 г.)

 

Ежемесячный информационный альманах
Нижнетагильского Клуба коллекционеров
АЛЬМАНАХ № 4(12) (апрель 2010 г.)

Нижнетагильский Клуб Коллекционеров (сокращённо НТКК)

работает с 9-00 каждое воскресение в помещении Школы РОСТО Дзержинского района.

Школа находится рядом с кинозалом ДК им. Окунева напротив стадиона "Спутник".

Проезд от вокзала трамваями №№ 1 и 8 до "конечной УВЗ" или маршрутным такси № 7 до "китайского рынка".

Приглашаем в клуб всех желающих, поможем решить любые вопросы, касающиеся коллекционирования, купли, продажи и обмена любого коллекционного материала.

Всегда рады новым знакомствам.

Ждём вас!

 

КОНСУЛЬТАНТЫ:

- по филателии – Жиловский В. С.

- по нумизматике – Малозёмов В.В.

- по фалеристике – Галимов Р.Ф., Русанов М.Л.

     

     

     

АЛЬМАНАХ ВЫПУСКАЕТСЯ НА ПРАВАХ КЛУБНОЙ СТЕНГАЗЕТЫ

     

Номер альманаха подготовил и напечатал Ю. Согрин

Особая благодарность за помощь в подборке материала М. Русанову и К. Иванченко

Особая благодарность за помощь в подборке материала М. Русанову и К. Иванченко

На первой странице обложки фотография фигурки тигра-пожарного из коллекции    Ю. Согрина

 

СОДЕРЖАНИЕ АЛЬМАНАХА

 

Содержание

    Слово редактора

    Праздничное ассорти

    Медаль "За юмор"

    Нумизматический курьёз

    Филателия

    Космос на значках

    Филокартия

    Тагильская бирофилия

    Бранд-календаристика

    Бранд-филателия

    Чернобыль

    Прикольные коллекции

    Из фотосундучка

 

Слово  редактора

    "Первый апрель – никому не верь!" Всем нам ещё со школьных лет известно это жизне-утверждающее изречение. И действительно, чего только не случается 1-го апреля, как только люди не разыгрывают друг друга. Но, всё по-доброму!

    Наш очередной альманах -  это не розыгрыш, хотя сделать его мы постарались весёлым. В любом материале вы найдёте хоть немного да весёлого, юморного. Будь то материал о дне юмора как таковом, или о Дне космонавтики, или о вещах коллекционных. А уж о Дне пожарной охраны, о пожарных вообще без улыбки говорить сложно. Ведь не зря говорят, "кто в цирк не прошёл, тот в пожарники пошёл".

    Об одном только мы поговорим серьёзно – о трагедии в Чернобыле. Как и было обещано несколько номеров назад, в апрельском номере помещается подборка коллекционного материала, посвящённого трагедии на Чернобыльской атомной электростанции. Это наша боль, это святое, об этом не говорят с улыбкой.

    А во всём остальном – улыбайтесь чаще. Смех, говорят, жизнь продлевает. Тем более что за окном всё сильнее пригревает солнышко и всё больше распускается всё – от цветов до женщин.

    Наверно есть смысл рассказать обо всём этом на страницах альманаха. Ведь в любом коллекционном материале, если хорошо поискать, можно найти что-нибудь весёленькое. И значков весёлых много, и календариков, и открыток, и много чего другого. Не обойдём стороной и курьёзы в коллекционировании, анекдотические случаи. Даже артистов наших вспомним и их увлечения на ниве коллекционирования. Разве это не интересно?!

    Короче говоря, уважаемый читатель, перед тобой лежит очередной номер альманаха "Тагильский коллекционер", номер, не побоюсь этого сказать, интересный и весёлый.

    Так что не трать время на чтение вступительных речей, а приступай к чтению альманаха. Не пожалеешь.

      Ю. Согрин

    Анекдот: - Коллекционеры – это глупые и странные люди. Всё время что-то собирают, собирают, собирают… Скоро нам собирать нечего будет, - ворчала грязная женщина неопределённого возраста извлекая из мусорного бака очередную бутылку.

 

Праздничное ассорти

    Думали мы думали и придумали такую вещь: не секрет, что в каждом месяце у нас большое количество разных праздников, и почти ко всем праздникам выпускались ранее и выпускаются сейчас значки. Вот и решили мы попробовать отражать это в нашем новом разделе "Праздничное ассорти", рассказывать о праздниках на примере значков. А как получится - судить вам.

     

    1 апреля – День смеха.

 

    5 апреля – День геолога

 

     

 

      Пасха в середине апреля 12 апреля – День космонавтики

     

    Конечно же в одной подборке сложно рассказать о многом, но и это многого стоит. Во всяком случае, для расширения вашего кругозора. И нужно помнить, что для ряда праздников значки найти трудно, например, для Дня военкомов.

 

Медаль "За юмор" от ВАСЮ

Случается так, что человек в одночасье становится знаменитым. Так, можно сказать, произошло и с нашим земляком Юрием Степановичем Шишонковым. Известности ему добавило награждение медалью "За юмор", учреждённой одним из руководителей издательского дома "Уралтранс"  В. Вилисовым. Кстати, сам лауреат узнал о столь радостном для себя событии от соседки, прочитавшей в Уральском рабочем" список награждённых.

    - Как докатились до такой смешной жизни?

    - Да началось всё с Баранчи, где несколько лет назад работал начальником охраны штаба гражданской обороны. Сидим как-то, выпиваем, и вдруг местная библиотекарша заявляет: "А я публикуюсь в "Кушвинском рабочем". Ну, я возьми да и брякни: "Ты в "Кушвинском", а я в "Уральском"! А потом уж на попятную идти стало неудобно, пришлось поднапрячь воображение. Стал посылать юмористические рассказики в рубрику "Веселухин ложок", потом и в различных тагильских изданиях публиковался. Пожалуй, за последние годы около сотни произведений выдал на суд читателей.

    - Кстати, чей это лик на медали изображён?

    - Ни в жизнь не догадаетесь. Это ж Козьма Прутков, знаменитый предок нынешних сатириков.

    - А вот ВАСЮ – это сокращённое от Васюков?

    - Нет,  всё гораздо проще. Переводится или расшифровывается как Всемирная ассоциация сатиры и юмора. Президент – уже упоминавшийся Владимир Петрович Виллисов. На его личные деньги изготовлены эти медали, кстати, весьма ограниченным тиражом.

    - Похоже, весёлая у вас житуха?

    - Особенно сейчас, когда стал безработным. Да и раньше нескучно было. Где я только не учился: и в Уральском университете, и в нашем пединституте, и на сценарном факультете ВГИКа. Ума-разума набрался столько, что хоть отбавляй. Не поверите, однажды за одну ночь восемь юморесок написал, шесть потом опубликовали.

    - Что же, плодовитость – сестра таланта. Остаётся пожелать вам дальнейших добрых урожаев на необъятной ниве сатиры и юмора.

Андрей  Старков

     

Анекдот: Коллекционеры, которые собирают крышечки от пива и напитков, пачки из-под сигарет, фантики от конфет, шоколада и жвачки, бутылки из-под спиртного  –  делают наш город чище.

 

Нумизматический курьез

 (что такое "ногата")

    Просматривая на днях один сборник трудов по археологии и нумизматике начала прошлого века, я обратил внимание на статью В.К. Туровского "Что такое ногата?" ( "за Сиромои без двух ногат гривна..." - Долговая Грамота N 526, XI век).
  В статье автор убедительно доказывает происхождение этого слова от арабского "накд" и формы множественного числа "нукуд", обозначавших, соответственно, наличные деньги. По мнению В.К Туровского, в период активной торговли Руси с арабами "ногатами" обозначали целые или фрагменты абиссинского дирхема (арабская версия принята и сейчас).
После доклада В.К. Туровского началось обсуждение. Один из представителей научного совета высказал контр-версию, смысл которой состоял в следующем.
По его мнению, название денежной единицы "ногата" относится ни к чему иному как к сребренникам великого Киевского князя Владимира I Святого на котором, цитирую, "святой князь изображен с очень большими ногами".
ps. Или я что-то путаю, но на монете скорее "ножки", поэтому и логичнее русичам называть денежные единицы не "ногаты", а "ножаты" или "ножатки". Ох уж эти "ученые", такое иногда несут …
  А вообще вот из словарей немного :

   
  НОГАТА - (араб. "накада" - сортировать деньги, отбирать хорошие экземпляры; "нагд" - полноценная отборная монета в отличие от монеты меньшей стоимости) - денежная единица, вместе с куной и резаной составлявшая кунно-денежную систему Древней Руси. Весила она ок. 2,5 г. В XI в. Н. = 1/20 гривны. [size="4"][size="5"][size="6"]Н. - это реальная серебряная монета высокой пробы - куфический дирхем. (Нумизматический словарь. 4-е издание. / Зварич В.В. / Львов, 1980)
 

    НОГАТА - (от араб. "накада" - сортировать, отбирать хорошие монеты) - одна из денежно-весовых единиц домонгольской Руси, использовавшаяся с X в. (Современный экономический словарь. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2005)

    Просто часто филологи без должной исторической подготовки страшнее историков, пренебрегающих филологией. Вот так и получаются - "Владимир с большими ногами"!

 

Филателия

ОШИБКИ

    Графическое отображение жизни всегда сопровождалось ошиб­ками. Лишь фотография с помощью беспристрастного объек­тива почти устранила источники ошибок. С рождением почтовой марки начали встречаться и ошибки в их рисунках, допущенные художниками, в резуль­тате чего различные несообразности стали распространяться миллионными тиражами.

    В Чили Колумб в течение многих лет изображался с красивой бородой. Лишь на рубеже XX столетия было замечено, что рисунок противоречит историческим сведениям. Поэтому на новом выпуске стандартных марок 1901—1902 гг. Колумб оказался бритым. Во Франции долгое время выходили марки с изображением женской фигуры — символа республики Марианны — в виде сеятельницы. Любой крестьянин по развевающимся волосам Марианны сразу заметит, что она сеет против ветра. В течение 35 лет (с 1903 по 1938 гг.) французская почта не исправляла ошибки. Другая неточность увековечена на первых марках Чехословац­кой республики (1918—1919 гг.). За Пражским Кремлём — Градчанами — видно восходящее солнце. Всякому же знатоку Праги бросается в глаза, что Градчаны изображены со сто­роны востока, из-за чего солнце восходит с запада. На после­дующих выпусках этих марок (1920—1921 гг.) солнце не изо­бражалось. Ещё одна ошибка имеется на марке из серии, выпущенной Контрольным советом в 1947 г. Сеятель бросает семена при шаге вперёд правой ногой, а не левой, как изобра­жено на рисунке.

    Иногда при гравировании печатной формы не учитывалось, что рисунок должен наноситься в зеркальном изображении. В результате получилось, что кузнецы, изображённые на одной из марок немецкой серии 1921—1922 гг., оказались левшами. Горняк, изображённый на другой марке этой серии, также по всей видимости левша, так как он держит клин пра­вой рукой и ударяет по нему кувалдой, зажатой в левой руке. На более поздних выпусках ошибка исправлена. На марке в 2 лева из болгарского памятного выпуска 1931 г. футболист бьёт по мячу левой ногой. Зато фехтовальщик на 30-франковой марке, входящей во французскую серию "Побе­дителю Олимпийских игр 1952 г. в Хельсинки", изображён левшой преднамеренно, так как Кристиан д'Ориола, завоевав­ший две золотые медали в фехтовании на рапирах, на самом деле левша.

      Египет выпустил в 1925 г. памятную серию, посвященную международному географическому конгрессу в Каире. На ри­сунке показано, как бог Луны Тот пишет на доске имя Фуа-да I. Имя на доске уже написано, а Тот на рисунке ещё только приставляет грифель к начальной букве!

    В качестве примера ошибки в надписях на марках следует упомянуть Колумбийскую марку в 20 сентаво (1886/1888 гг.), надпись на которой гласит: "REPULICA DE COLOMBIA". Марка находилась в обращении и только через два года была заменена другой, с правильной надписью: "REPUBLICA". В Болгарии получилось так, что в 1948 г. в надпись "NARODNA REPUBLIKA" по ошибке попала славянская буква "Н" и получилось: "NARODHA REPUBLIKA". Слу­чаются ошибки даже в надписях, указывающих номинал мар­ки. В 1948 г. румынская почта на одной из марок вместо 0,50 лей обозначила номинал в 0,50... бани!

    Между прочим, надо иметь в виду, что на старых марках встречаются преднамеренные ошибки гравёров, которые слу­жили защитой против подделок. Было замечено, что изгото­вители фальшивок ,как правило, этих ошибок не замечают и поддельные марки выглядят более "совершенными", чем на­стоящие. Кстати сказать, фальсификация почтовых марок на Западе не столь уж редкое явление. При этом можно различать три вида подделок: в ущерб почте, в ущерб коллекционерам и в целях пропаганды и шпионажа. Вскоре после выпуска первых почтовых марок появились и мошенники, которые изготовляли и использовали фальшивые марки в ущерб почте. Одной из наиболее удивительных под­делок является фальшивая марка Ганновера 1859 г. достоин­ством в 1 грош. До настоящего времени не обнаружено ни одного экземпляра этой подделки. Факт же её существования подтверждается тем, что ганноверская почтовая администра­ция уже в 1860 г. разослала циркуляр с предупреждением о появлении фальшивки. К циркуляру, ни одного экземпляра которого пока также не обнаружено, был приложен картон с изображениями настоящей и фальшивой марок. Сейчас извест­ны три таких картона. Таким образом, проблема "ганновер­ской фальшивки" до сих пор ждёт своего исследователя. "В Германии неоднократно подделывались марки в 10 пфенни­гов, что соответствовало тарифу за простое письмо, пересылаемое внутри страны. Известны фальшивые 10-пфенниговые марки выпусков 1889 (орёл), 1900 (Германия с надписью "Reichspost"), 1902 (Германия с надписью "Deutsches Reich" на бумаге без.водяного знака) и 1905—1911 гг. (тот же ри­сунок на бумаге с водяным знаком "ромбы"). Эти фальшивки теперь попадаются очень редко по той причине, что почта всегда очень быстро распознавала подделку и принимала свои меры.

    В Испании в середине XIX века дело дошло до того, что почтовая администрация оказалась вынужденной ежегодно выпускать в обращение новую серию марок, так как вскоре после каждого выпуска в обращении появлялись его фальсификаты. Первыми были подделаны марки выпуска 1855 г. с портретом Изабеллы II. Особенно "не повезло" серии 1873 г. — из десяти номиналов с изображением символической фигуры Испании — были обнаружены подделки шести номи­налов. Страницы каталога "Липсия", который указывает на наличие фальшивок специальным значком, кишат предупреж­дениями о фальшивых марках Испании 1856—1859 гг. В настоящее время почтовые администрации проверяют "на выдержку" подлинность марок, наклеенных на корреспонден­цию. Знаки почтовой оплаты в большинстве стран приравни­ваются к банкнотам, и подделка их преследуется по закону. Страны в рамках Всемирного почтового союза поддерживают тесное сотрудничество в борьбе с фальсификаторами. Особые соглашения оговаривают право изымать корреспонденцию, которая франкирована фальшивыми марками.

Материал взят из Интернета

     

Серия из 15 значков "Вехи в освоении космоса."

Значок серии состоит из 2-х частей: основы (круг диаметром 4 см из материала томпак, покрытый слоем пятицветной перепончатой горячей эмали с фоновым изображением фрагментов полушария Земли, слоя атмосферы и звездного неба) и металлической накладки с изображением конкретного события. По окружности основы сделана пояснительная надпись на русском и английском языке. Застежка -винт. Художник В.Григоренко. Автор идеи и инициатор проекта С.А.Марушкин.

Лайка – первый пассажир в космосе "Спутник-2". 3 ноября 1957 г.

Первый советский спутник. 4 октября 1957

Белка и Стрелка в космосе. 19  августа 1960 г.

Полет Юрия Гагарина.  12 апреля 1961.

А.Шепард - первый американец в космосе.5 мая 1961.

Валентина Терешкова. Восток-6.16-19 июня 1963 г.

Первый полет многоместного космического корабля типа Восход 12-13 октября 1964 с экипажем:В.М.Комаров, К.П.Феоктистов,Б.Б.Егоров

Певый выход советского космонавта Е.Леонова в открытый космос.Корабль Восход-2, 18-19 марта 1965г.

Первая мягкая посадка аппарата Луна-9  на Луну. 31 января 1966 г.

Полёт В.Комарова Союз-1. 23 апреля 1967 г.

Высадка американских космонавтов Н.Армстронга и Э.Олдрина на Луну на кораблях Аполло-Сатурн-11.21 июля 1969 г.

Первый совместный полет СССР-США на кораблях Союз19(экипажА.А.Леонов,В.Н.Кубасов) и  Аполлон (экипажВ.Брандт,Т.Стаффорд,Д.Слейтон) 15-21 июля 1975 г.

Интернациональные полеты по программе "Интеркосмос" на кораблях Союз 1978-1984.

15 ноября 1988 г. запуск универсальной ракетно-космической транспортной системы "Энергия-Буран".

27 июня 1995 г. первая стыковка орбитального комплекса(ОК)"Мир" и МТКК "Атлантис" (США). Впервые российский экипаж(А.Я.Соловьев и Н.М.Бударин) доставлен на ОК "Мир" американским кораблем системы "Спэйс Шаттл".

Материал взят из Интернета

     

БРАНД - Филокартия


 

     


Надеемся, представленные здесь  открытки на пожарную тематику поднимут ваше настроение

 

Тагильская бирофилия

    Продолжаем показ пивных этикеток Н.Тагильского пивзавода. Сегодня расскажем о этикетак на буквы "В" (Вечернее) и "Д" (Для вас).

 

Продолжение  следует…

 

ТАГИЛЬСКАЯ бранд - КАЛЕНДАРИСТИКА

 


 

Бранд – ФИЛЛУМЕНИЯ

На подборке спичечных этикеток показано, что и о Правилах пожарной безопасности можно говорить языком весёлого рисунка.

Использованы этикетки из коллекции Ю.Согрина

 

Ч Е Р Н О Б Ы Л Ь

    О трагедии Чернобыля, о людях, боровшихся с вышедшей из под контроля атомной стихией, сказано много. Сняты фильмы, написаны книги… Не обойдена эта тема и в фалеристике, в филателии.

    Я не собирал специально материал по этой теме, но когда решил написать данную статью, то оказалось, что в моей коллекции показать есть что, и есть что рассказать.

    В апреле 1986 года я как большинство молодых людей, особо не разобравшихся во всей страшной сути случившегося,  был готов немедленно предложить свою помощь. Однако с моей инвалидностью (с которой к тому времени я уже ходил два года) сделать это оказалось невозможно. Как я ни переживал, реальность оказалась сильнее…

    Прошли годы, десятилетия. И сегодня у меня появилась возможность внести свою маленькую долю в дело борьбы с атомной трагедией Чернобыля. Я не смог принять участия в тушении пожара или строительстве бетонного саркофага, но я сегодня могу рассказать об этом посредством медалей, значков, почтовых марок.

    Начну свой рассказ с наградных медалей. Их у меня всего две, а  выпущено наверняка значительно больше. Но повторюсь: я никогда не ставил перед собой цель собирать материал о Чернобыле. Всё что попало в мою коллекцию, попало можно сказать случайно. Каждую медаль я покажу с двух сторон – аверс и реверс. Выпущены медали в Самаре, выполнены из тяжёлого металла.

В память чернобыльской трагедии. 26 апреля 1986 г.

 

И помнит мир спасённый.  Х Х   "Союз – Чернобыль" России. В память о катастрофе на Чернобыльской АЭС. 1986 - 2006

    На аверсе первой медали хорошо видна фигура пожарного, проводящего тушение пожара на  АЭС. На реверсе – надпись в четыре горизонтальных строки: "В память Чернобыльской трагедии 26 апреля 1986 г.".

    На аверсе второй медали слева по дуге надпись, справа – на фоне общепринятого изображения атома цветок из стилизованного изображения земного шара. В центре – римская цифра "ХХ".

    На реверсе вверху по дуге и в центре в пять горизонтальных строк надписи. Внизу – лавровая веточка.

    Какие-либо положения о медалях у автора отсутствуют, поэтому я не могу сказать, кто и в каком порядке награждал и награждался медалями.

    Помимо наградных в моей коллекции есть и несколько настольных, памятных медалей. Одна из них посвящена музею Чернобыля и выполнена из лёгкого металла. Две другие посвящены международным соревнованиям по пожарно-прикладному спорту, в честь памяти  жертв Чернобыля. Медали немного отличаются друг от друга: одна бронзового цвета, вторая серебристая и год на реверсе у медалей разный. Всё остальное – одинаково. Выполнены медали из тяжёлого металла. В верхней части предполагается крепление кольца для ленты (имеются отверстия в торцевой части).

  Международные Соревнования ППС

  Москва – 96 Т.м.

 Москва – 94 Т.м.

  Музей Чернобыль Л.м.

     

    Далее расскажу о немногих значках посвящённых Чернобылю, попавших в мою коллекцию.

 

Все значки выполнены из лёгких металлов, имеют крепление – булавку. Второй значок значительно меньше трёх остальных. Первый значок выпущен в Киеве, где выпущены остальные автору неизвестно.

    Я знаю, что существуют и другие знаки и значки, посвящённые Чернобылю, в том числе и наградные, но в мою коллекцию они пока не попали.

    Следующий коллекционный материал, который я позволю себе предложить вашему вниманию и на котором изображена трагедия Чернобыльской атомной электростанции, трагедия людей живших в её окрестностях - это почтовые марки и конверты. Все они выполнены очень красочно и выпускались к очередным датам со дня трагедии. Начнём рассказ по порядку.

       

Украина. 10 лет                  Беларусь. 15 лет               Беларусь. 20 лет

    На украинской марке, выпущенной к 10-летию чернобыльской катастрофы, труба погибшей АЭС показана в виде вечного огня, каждую секунду напоминающего всем живущим на планете о цене беспечности в обращении с энергией атома, о людях, отдавших свои жизни в борьбе с катастрофой.

Беларусь. 10 лет

    На белорусской марке выпущенной в 2001 году к 15-летию трагедии центральное место отведено горькой слезе, текущей из глаза человека, вспомнившего о страшных днях и последствиях случившейся катастрофы.

    Одновременно красива и трагична белорусская марка, выпущенная к 20-й годовщине Чернобыльской беды в 2006 году. Апрель, весна, цветёт яблоня и в то же время от цифры 20 идут волны радиационного излучения.

    Четыре белорусские марки 1996 года пронизаны одной темой: горящая АЭС и рядом человек, в глазах которого знак атомной радиации; наполовину зелёный, а наполовину уже жёлтый лист с таким же знаком; и логически завершающее подборку изображение накрест заколоченного окна, в осколках стекла которого также отсвечивает знак радиационного заражения.  Всё это предупреждает – люди, будьте бдительны, не забывайте об опасности и не забывайте о произошедшей катастрофе!

    Я не исключаю возможности того, что марок посвящённых этой трагедии выпущено больше, но в моём распоряжении имеются пока эти. То же самое я могу сказать и о почтовых конвертах приведённых ниже. Их у меня только два и посвящены они героям – пожарным, первыми вступившим в битву с атомной стихией и отдавшим в этой битве свои молодые жизни.

    Конверты выпущены Министерством связи СССР в 1987 году с разницей в одну неделю: первый – 22 мая, второй – 29 мая.

    На первом конверте изображён портрет Героя Советского Союза лейтенанта Владимира Павловича Правика, начальника караула пожарной части по охране Чернобыльской АЭС, караула, первым бросившимся навстречу беде. Владимир окончил Черкасское пожарно-техническое училище. Звание Героя Советского Союза присвоено ему посмертно. Он был первым Руководителем Тушения Пожара на той страшной катастрофе, целых 21 минуту и от его первых приказов зависело дальнейшее течение борьбы с пожаром, дальнейшая жизнь тысяч, а то и миллионов людей.

 

   

    На втором конверте портрет Героя Советского Союза лейтенанта Виктора Николаевича Кибенка. Он, как и лейтенант Правик, был начальником караула, только в другой пожарной части, в г.Припяти, и также окончил Черкасское пожарно-техническое училище. Да и звание Героя ему тоже присвоено посмертно, ведь прибыл со своим караулом на тушение пожара он всего на несколько минут позднее и был практически на передовой линии до тех пор, пока его, как и Правика, как и их подчинённых не покинули силы.

    Два совсем молодых парня, почти одногодки (В. Правик – 1962, а В. Кибенок – 1963 годов рождения). У обоих остались жёны, дети. Помнится первое время после аварии, очень часто можно было услышать разговоры о том, что пожарные действовали наобум и ничего не знали о радиационной угрозе. Это не так. Все они прекрасно знали, на что идут, но сумели мобилизовать все свои силы и умения на борьбу со стихией. Просто в тот момент от них зависело очень много. А подтверждением того, что действия пожарных были осознанными, служат слова В. Правика перед тем, как его обессиленного увезла "Скорая":

    - Передайте Наде (жене, прим. автора) и всем – всем. Пусть плотно закрывают окна, двери и не выходят на улицу…

    И эти слова передавались по цепочке от одного к другому…

    Продолжают тему Чернобыля два карманных (малоформатных, малогабаритных) календарика.

 

    Первый выпущен в 1996 году УГПС Московской области. На переднем плане как бы на надгробии лежат традиционная каска пожарного и букет роз, а на заднем плане – памятник погибшим чернобыльцам на Митинском кладбище Москвы.

    Второй выпущен в 2001 году к 15-летию со дня катастрофы организацией "Заслон Чернобыля" и с высоты птичьего полёта показывает общий план взорвавшегося реактора.

    Этим я заканчиваю показ материала, посвящённого катастрофе на Чернобыльской АЭС, который имею в своих коллекциях.

    Напоследок предлагаю вашему вниманию стихотворение, написанное мной в память о погибших пожарных-чернобыльцах.  

Пожарным Чернобыля

 

Стоят монолитом надгробия в ряд.

Лежит под гранитом пожарных отряд.

Ушедшие в вечность, в небесную высь,

За чью-то беспечность отдавшие жизнь.

Они на реактор смотрели в  упор,

И трусости фактор для них не в укор.

Расплавленный битум струил из-под ног,

Из крыши разбитой встал атомный смог.

Шли парни лихие, держась за рукав,

На бой со стихией, все силы собрав.

Совсем обессилели, лица белы,

В последнем усилии сжали стволы.

Они на переднем краю бой вели,

Чтоб в схватке последней отдать, что могли.

Не ведая страха, не чувствуя боль,

Планету от краха прикрыли собой…

На Митинском тихо, надгробия в ряд.

На памятных плитах гвоздики горят.

Деревья уныло листвой шелестят –

Здесь в этих могилах пожарные спят.

    Это интересно! В июле 1986 года пожарным Чернобыля была передана памятная доска от пожарных американского городка Скенектади, штат Нью-Йорк. Она посвящена памяти шестерых пожарных: В. Правика, В. Кибенка, Н. Ващука, В. Игнатенко, Н. Тытенка, В. Тишуры. На доске текст: "Часто на самом переднем крае опасности находятся пожарные. Так было и в Чернобыле 26 апреля 1986 года. Мы, пожарные города Скенектади, штат Нью-Йорк, восхищены отвагой наших братьев из Чернобыля…" Такая же памятная доска установлена  в далёком  американском городке.

    При работе над статьёй использовались:

    - фотоматериал коллекций автора;

    - повесть А. Черненко "Владимир Правик", Сборник "Огненные страницы", Москва, Стройиздат, 1990 г.;

    - книга Г. Ковтун "Жизнь и письма лейтенанта Правика", библиотека журнала "Огонёк", Москва, 1987 г.;

    - журнал "Кругозор" № 12, 1986 г.

Ю. Согрин

Ниже представлены награды, которых в коллекции автора пока нет. Причина в том, что я специально за "Чернобылем" не гоняюсь, а беру в первую очередь тот материал, на котором есть изображения или надписи показывающие непосредственно работу на ЧАЭС пожарной охраны. На представленных ниже наградах, как вы видите, такого нет. Тем не менее, если подобный материал будет мне попадаться – я от него не откажусь.

 

 

Телефонокартия: предмет прикладной геральдики и коллекции

    Держу в руке частичку истории. Нет, это не камешек из Кремлевской стены и даже не гильза времен Второй мировой войны. Это обычная пластиковая телефонная карта. На ней — фотография собора Александра Невского, что в городе Ижевске. На московских и подмосковных картах редко появляются подобные вещи. Странно, ведь у нас очень богатое культурное наследие: древние архитектурные сооружения, памятники, произведения живописи, выдающиеся личности, прославившие тот или иной город. Но все это практически никаким образом не отражается на оформлении телефонных карт. Основная масса — так называемые стандартные карты, которые используются во всех регионах и отличаются только количеством единиц и номером оператора (он служит для определения района хождения карты). Естественно, они не несут в себе глубокой смысловой нагрузки и имеют чисто технический или рекламный характер. Зачастую из-за дешевизны полиграфия лицевой стороны одно- или двухцветная. Поэтому приятным исключением становятся те редкие выпуски телефонных карт, которые радуют глаз не только коллекционеров, но и обычных людей.

    В Уфе, например, выходила серия под названием "Художники республики Башкортостан", где было представлено современное творчество. Также уфимцы гордятся здравницами (7 карт с фотографиями санаториев Башкортостана: Юматово, Красноусольск и т. д.) и столицей (красочные видовые снимки Уфы).

    Просто прекрасна серия другого региона — "Современное искусство Удмуртии" с фотографиями изделий из дерева и металла, вышивки, холодного и огнестрельного оружия, картин старинных и современных мастеров этого края.

    В Оренбурге целый выпуск посвящен знаменитым личностям, которые в той или иной степени были связаны с этим городом: портреты Пушкина, Гагарина, Перовского на фоне зданий, имеющих отношение к данным людям.

    На Урале можно было встретить карты с изображением местных монастырей, церквей, соборов и других памятников архитектуры.

    А серия "Пермский балет" из пяти карт выпускалась как сувенир — к ней прилагался красочный буклет, выполненный на высочайшем полиграфическом уровне. Некоторые туристы покупали набор и, не используя по прямому назначению, увозили с собой в качестве подарка.

    В 2001 году МГТС выпустила серию "Слава России. Награды", состоящую из 6 карт, благодаря которой можно полюбоваться самыми известными и почетными наградами Российской Империи.

    Особняком стоит выпуск под названием "Из истории пермского телефона", который показывает развитие телефонии этой области: от самых первых, внешне неказистых аппаратов, до современных цифровых. Кстати, в Москве похожую серию в 1998 году выпустила МГТС.

    В Санкт-Петербурге картина немного иная: тиражи карт сравнительно небольшие, но практически все они посвящены культурной жизни северной столицы. Даже в рекламных выпусках используются фотографии мостов, зданий, памятников Петербурга. С эстетической точки зрения это одни из самых красивых карт не только в России, но и во всем мире.

    Если же рассматривать города Московской области, то в плане культурного просвещения можно отметить Раменское, Химки и Дзержинский. Тамошние жители имели удовольствие видеть на телефонных карточках герб и достопримечательности родного города. К 70-летию Московской области был приурочен одноименный выпуск с гербами городов Подмосковья. Очень полезное начинание, особенно если учитывать тот факт, что не всякий, к сожалению, знает герб своего города, не говоря уже о значении каждого символа.

    Также интересна серия из пяти карт, посвященная 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина, с красочными гравюрами и отрывками стихотворений великого поэта. Вероятно, многих это заставило вспомнить или еще раз перечитать его произведения, а может, даже вдохновило на написание собственных.

    Столица же порадовала нас серией "850-летие Москвы" с изображениями герба, гравюр художников XVIII века, памятников истории, такими, например, как Третьяковская галерея и храм Христа Спасителя. А карты, посвященные автомобилестроению, познакомили москвичей с развитием этого вида промышленности на примере 10 различных видов автомашин.

    Несложно заметить, что подобные выпуски чаще всего связаны с памятными датами. Основная же часть средств предоплаты телефонных разговоров (а это не только пластиковые, но и картонные индуктивные карточки) оформлена стандартно: реклама или инструкция по эксплуатации. Геральдические символы и собственно гербы появляются тут редко, и это имеет характер случайности. С одной стороны — ничего странного, ведь это всего лишь кусок пластика или картона, который после использования отправляется в мусорную корзину. Но в то же время, как приятно держать в руках карту, на которой изображен герб, собор или памятник родного города; человек, прославивший эти места; произведения искусства или бессмертные строки. Не у каждого есть время или возможность сходить в музей, на выставку, ознакомиться с культурной жизнью прошлого и настоящего. А красивая фотография местной достопримечательности может побудить найти эту возможность, выкроить время. Или, хотя бы, сформирует общее представление о том, чего не суждено увидеть.

    Хотелось бы верить, что дизайну карт будет уделяться более пристальное внимание, и каждый день мы сможем любоваться не абстрактными картинками или рекламными объявлениями, а тем, к чему это слово более применимо.

По материалам альманаха "МАРС"

 

Прикольные коллекции

     

     У народного артиста СССР Спартака Мишулина была огромная коллекция значков, которую он собирал много лет. Значки в его коллекции были не абы какие, а выпущенные по случаю каких-либо дат тех или иных предприятий, учреждений, организаций. Без сомнения коллекция уникальная. Она занимала 7 квадратных метров стены и, по словам жены артиста, два ведра по 20 килограммов каждое. Сам  Спартак Васильевич был не в восторге от измерения своего богатства на вес и мог часами рассказывать истории про эти металлические штучки под названием значки.

 

 

     

Из фотосундучка

Стенд космонавтики в  музее Лицея № 86 (Дзержинский район Н. Тагила)

Фото Ю. Согрина

Главная страница