Первая "Иллюзия"

    Впервые кинематограф появился во Франции. В 1895 году братья Луи-Жан и Огюст Люмьер изобрели киноаппарат для съемок и проекции "движущихся фотографий", и первый публичный платный сеанс состоялся 28 декабря того же года в подвале Гран-кафе на бульваре Капуцинов в Париже. Оттуда и начало свой путь по миру самое массовое искусство - кино.

    Уже через несколько месяцев, весной 1896 года, перспективную новинку показывали в Петербурге, затем в Москве и в Нижнем Новгороде. В мае 1896 года в Москве состоялась первая в России киносъемка коронации Николая II, через два года - первая научная киносъемка в стране, произведенная адмиралом С. Макаровым для исследования работы построенного ледокола. Однако съемки, эпизодически производившиеся иностранными и русскими-операторами, а также придворными фотографами ("Царская хроника") на экран в то время не попадали.

    Лишь в начале XX века, в 1904-1906 годах, в России открываются "электротеатры", "синема", "иллюзионы". И организуется система проката фильмов.

    В Нижнем Тагиле в начале нашего столетия действовало несколько кинематографов. Первым предпринимателем в этом деле был сын местного купца Викул Карпович Хлопотов. Будучи человеком культурным, предприимчивым, он оценил и просветительскую роль кинематографа, и выгоду от его эксплуатации. Хлопотов решил открыть его в своем доме на улице Александровской (проспект Ленина) в торговом центре Тагила. Дом этот выделялся и размерами, и архитектурой. Здесь на первом этаже была открыта в 1910-1911 годах "Иллюзия". А на втором этаже находилась гостиница "Александровская". Сюда вечерами собирались толстосумы и шулеры для игры в карты. Предприятие давало реальный доход.

Для освещения зрительного зала, фойе и работы кинопроектора требовалось электричество, а оно имелось только на Тагильском заводе и никуда больше не подавалось за маломощностью электростанции. Хлопотов построил свою, во дворе дома. Электричества вырабатывалось достаточно, здание внутри и снаружи ярко освещалось. На карнизе фасада горело слово "театр" с периодическим переключением красного и белого цвета.

    Вход в зрительный зал был слева от экрана, где, кроме контролера, первое время стоял швейцар в кафтане с золотыми позументами и картузе с золотым околышем. Левее входа угол был отделан в виде старинной крепостной башни, там поставили пианино. В конце большого зрительного зала - ложи, по пять-шесть мест в каждой. В правом углу - рояль, на котором тапер Мария Владимировна Смирнова сопровождала музыкой показ немого фильма. Ситуация на экране менялась многократно и неожиданно, от музыканта требовалась импровизация, экспромт. Если на экране показывали взрыв, в зале ударяли в большой барабан, имитируя звук взрыва.

    В фойе было большое трюмо, на столе лежала стопка программ с кратким описанием содержания кинокартины. Программы выдавались сначала бесплатно, потом их не стало, как и швейцара.

    Сеанс состоял из трех показов: первый - драматический, повествовательного содержания фильм, второй - видовой, третий - комический. Сеанс шел без перерыва при смене картин. Стоили билеты в кинематографе "Иллюзия": для взрослых - 20-50 копеек, для учащихся - 15 копеек, для детей -10 копеек.

    Кинокартины демонстрировали только свежие. По поселку расклеивались красочные афиши, извещающие о новинках кино. О сеансах печатались сообщения в местной газете, которая ежедневно издавалась типографией Т.А. Кузнецовой под названием "Нижне-Тагильский листок объявлений и извещений".

    Для привлечения публики Хлопотов решил пригласить оркестр. Пианист Попов создал оркестр балалаечников из 12-15 молодых людей (А. Кожевников, С. Телевин, З. Швецов и др.). Репетировали они в квартире Попова на улице Большая - Фокинская (ныне Передовая) в доме С.Н. Панкратова. В антрактах на небольшой эстраде исполнялись русские песни, танцы, вальсы. Оркестр работал в 1912-1913 годах на добровольных началах, зато музыканты бесплатно смотрели картины.

В.К. Хлопотов.     Народ с большой охотой шел на сеансы, билеты раскупались мгновенно. На афишах кинематографа "Иллюзия" в 1912 году указывалось, что оркестр балалаечников играет ежедневно с двух часов дня. По сведениям М.Ю. Петрова, в "Иллюзии" выступал также оркестр русских народных инструментов под руководством М.И. Ильина и Е.И. Катаева.

    Как только провели электросеть от Тагильского завода по Александровской улице, торговец Андрей Иванович Капустин в своем двухэтажном каменном доме на Высоковской (Первомайская), третьем от угла Александровской, открыл собственный кинематограф и назвал его "Волшебные грезы". Фойе было внизу, а зрительный зал на втором этаже, туда вели широкие лестницы: одна для входа в зал, другая -на улицу. Фойе - большое, свободное, хорошо обставленное мебелью, с двумя трюмо и комнатными цветами - скорее походило на гостиную.

    У Капустина в фойе оркестра не было, а стоял красивый большой электромузыкальный аппарат. Стоило опустить пятикопеечную монету, как он автоматически включался. Звуки его, довольно громкие, приятные, напоминали струнную музыку. После каждого проигрывания, также автоматически, менялся рулон с записью, и аппарат ждал следующего пятака.

    О начале сеанса извещал электрический звонок-колокольчик, его держал в клюве беркут с распростертыми крыльями над дверью на лестницу. Когда колокольчик звенел, глаза птицы загорались изнутри.

    Зрительный зал, как и а "Иллюзии" Хлопотова, был просторный, высокий, с большим экраном и площадкой перед ним для разных аттракционов и выступлений. Слева от экрана, за занавесками - пианино для музыкального сопровождения фильмов.

    Капустин ежегодно перестраивал свой кинематограф и называл его каждый раз иначе: "Волшебные грезы", "Буфф", "Одеон", "Одеон-паде".

    Продолжительность сеанса была такой же, как в "Иллюзии", с тремя кинокартинами, но больше комедийного характера. Бывали и те, на которые дети, учащиеся не допускались. Временами перед началом сеанса выступали артисты, иллюзионисты, гипнотизеры.

    В 1912-1913 годах на улице Александровской, в доме торговца П.П. Аксенова, открылся еще один кинематограф под названием "Буфф". Тут же после "Буффа" появилась "Заря". Но оба кинотеатра оказались недолговечными, не выдержали конкуренции с предприятием Хлопотова и Капустина.

    В Тагиле прижились в дореволюционные годы лишь "Иллюзия" и "Одеон". Ну, а в советское время "Иллюзию" национализировали, и она получила новое имя - "Искра", хорошо знакомое нашим современникам.

Т.СМИРНОВА.

Главная страница