Поиск и находки (К. Брюллов)

    У почитателей "волшебников живописи" Карла Брюллова - праздник: издательство "Знание" выпустило книгу И.Н. Бочарова и Ю.П. Глушаковой "Карл Брюллов. Итальянские находки".

    Одной ив отправных точек к поискам работ К. Брюллова в Италии стали письма будущего музыкального и художественного критика, сыгравшего большую роль в судьбах многих деятелей русского искусства В.Б. Стасова.

    Владимир Васильевич, служивший секретарем у уральского магната А.Н. Демидова, находился в последние годы жизни К. Брюллова в Риме. Вскоре после смерти художника Стасов производил изыскание последних его творений, созданных в Италии. Письмо критика "Последние дни К.П. Брюллова и оставшиеся в Риме после него произведения" было опубликовано в 1852 году в журнале "Отечественные записки", позже стали известны письма В.В. Стасова родным. Эти письма, по свидетельствам авторов книги "Карл Брюллов", являются основным источником сведений о жизни и творчестве художника последних лет жизни.

    В Манциане, в тридцати километрах от Рима, сохранился дом, где много раз останавливался и умер Карл Павлович Брюллов. И.Н. Бочаров и Ю.П. Глушакова побывали там. Их потрясла обстановка и та любовь, с которой хозяйка дома Мария-Джулия Титтони сохраняет все, что связано с К. Брюлловым. Анджело и Винченцо Титтони, друзья великого художника, были видными деятелями революции 1848 года и итальянского национально-освободительного движения. Мария Джулия, правнучка знаменитых братьев, хорошо знает историю своей семьи. Она показала историкам комнату, где умер Карл Брюллов. "Сто лет назад Анджело Титтони с семьей жил как раз в этом доме, - сказала хозяйка. - Согласно его завещанию в комнате все оставлено без изменений, как было в день смерти художника".

    Многолетние поиски авторов книги увенчались успехом: обнаружены многие ранее неизвестные работы последнего периода жизни Брюллова. Но И.Н. Бочарова и Ю.П. Глушакову заинтересовали и поиски более ранних итальянских работ мастера.

    Например, ими найдены росписи, выполненные Брюлловым в 1828 году для русской посольской церкви в Риме шести цинковых медальонов, вмонтированных в царские врата На одном из них внимание привлекает образ богоматери, который, по свидетельству авторов книги, написан под влиянием Рафаэля. Тагильчанам знакомо это изображение: они видели его на мозаичной копии под названием "Дева-Мария", выполненной талантливым учеником К. Брюллова, крепостным мальчиком Демидовых пятнадцатилетним художником Александром Дмитриевым и находящейся в экспозиция историко-революционного музея. Судя по репродукции в книге можно признать значительное сходство тагильской мозаики с оригиналом.

    Кисти Брюллова принадлежит и незаконченный большой парадный портрет А.Н. Демидова, находящийся сейчас во Флоренции в музее Питти, и портрет его свояченицы, знаменитой светской красавицы Авроры Карловны, урожденной Шернваль, воспетой в стихах Е.А. Баратынским и П.А. Вяземским, который ныне украшает Нижнетагильский историко-революционный музей.

    Дочь П.П. Демидова, прожившая всю жизнь в Италии, как пишут авторы: "не жаловала родину..., не пожелала передать Советскому Союзу оставшуюся во Флоренции часть богатейшей художественной коллекции Демидовых. Виллу и имение Пратолино она завещала своему племяннику Павлу, отпрыску югославской королевской семьи Карагеоргиевичей" A ему и вовсе не было дела до далекой России - в 1969 году Пратолино было продано с молотка. Среди вещей, представленных на аукционе во Флоренции, оказалось несколько работ русской художественной школы. Среди них авторы книги отметили портрет Павла Григорьевича Демидова кисти Федора Рокотова, который написал также портрет Никиты Акинфиевича Демидова (это полотно хранится в Пермской государственной художественной галерее), пейзаж П. Верещагина "Вид Нижнего Тагила" и другие работы русских художников.

    Благодаря находке И.Н. Бочарова и Ю.П. Глушаковой из-за рубежа удалось вернуть два мраморных бюста работы Федота Ивановича Шубина: портреты Никиты Акинфиевича Демидова и его жены Александры Евтихиевны. Их приобрела в Англии Государственная Третьяковская галерея.

    Большой удачей авторов книги была находка акварельного портрета двух молодых офицеров. Это оказались ранее неизвестные изображения М.Ю. Лермонтова и А.Н. Карамзина. Лермонтов познакомился с Карамзиным в 1838 году и постепенно сблизился со всем семейством. Хотя портрет и до сих пор не атрибутирован окончательно, но это не умаляет значения находки, ведь изображения Лермонтова так редки. Среди вероятных авторов портрета есть и имя Карла Брюллова. Эта находка вновь привела к демидовскому собранию, именно оттуда Карагеоргиевич продал акварель.

    Трудно переоценить столь кропотливую, столь многосложную работу ученых и великолепных рассказчиков Ивана Николаевича Бочарова и Юлии Петровны Глушаковой. Чтение именно такой литературы по-настоящему обогащает и воспитывает в каждом из нас мерило непреходящих ценностей.

А. СМИРНОВ.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 30.01.1985.

Главная страница