Рабочие играют Островского

    В книге "Из музыкального прошлого" Б.Г. Манжора писал: "Заводские служащие Петерюхин, Л. Петров, Шушпанов, Вишневский облюбовали для "домашних спектаклей" большой деревянный дом, стоявший около завода, у самой реки, на спускавшейся под гору улице Нижней Ерзовке (ныне имени Папанина). Заводоуправление отдало им этот дом в аренду. Помещение переоборудовали, сделали зрительный зал на 108 мест, расписали занавесы и задники, приготовила семь перемен декораций".

    30 декабря 1862 года впервые открылись двери Нижнетагильского театра. На этой любительской сцене шли водевили, пьесы Шпажинского, комедии и драмы Островского.

    Театр очень быстро завоевал симпатии зрителей. В свою очередь и полиция не оставляла его без "внимания", досаждала придирками. Из-за полицейских рогаток, неустроенности помещения и опасности давать представления в деревянном доме в 1877 году пришлось прекратить.

    Любители добились от заводоуправления нового помещения: им предоставили каменную заводскую конюшню. Ее переоборудовали в театр и клуб заводских служащих. Самодеятельные артисты организовали в восьмидесятые годы кружок любителей сценического искусства. В марте 1889 года была учреждена дирекция Нижнетагильского театра. Появилась и специальная театральная библиотека.

    Имеются точные сведения о спектаклях за 1884-1887 годы. В среднем в этот период ставилось восемь спектаклей в год с благотворительными целями. Кроме того, приезжие труппы и концертанты дали сорок восемь выступлений.

    В статье Г.М. Лебедева "К истории народного театра в Нижнем Тагиле" в "Ежегоднике Государственного исторического музея (1963-1964 гг.)" есть такое сообщение: "В отделе письменных источников Государственного исторического музея хранится интересное письмо о деятельности народного рабочего театра в Нижнем Тагиле в период 1902-1908 гг., написанное его организатором и руководителем Александром Федоровичем Бургером".

    Революционная интеллигенция придавала большое значение деятельности народных театров, в которых видела, несмотря на все ограничения, одно из действенных средств для расширения кругозора широких слоев народа и постепенного приобщения их к знанию, культуре и в конечном итоге к революционной деятельности.

    В этом плане представляет интерес и тот театр, которому посвящено письмо А.Ф. Бургера, так как основное ядро труппы составляли рабочие Тагильского завода. Александр Федорович отмечает как одно из главных, достижений, что рабочие-актеры заметно развились за шесть лет участия в деятельности театра, в котором удалось поставить даже "Власть тьмы" Толстого - пьесу, имеющую сложную цензурную историю.

    Актерам народного театра было негде собираться. Старожил Нижнего Тагила А.Ф. Кожевников вспоминает, как в доме родителей часто происходили репетиции и спевки, а в 1905 году молодежь разучивала революционные песни.

    Самодеятельность среди заводских рабочих возникла еще в 1892 году, когда Николай и Федосий Кожевниковы с группой товарищей поставили спектакль "Шайка разбойников" ("Лодка"). Его играли в частных домах и с успехом. Но, видно, настоящего и знающего руководителя еще не было. Им стал бухгалтер заводских железных дорог Александр Федорович (Фридрихович) Бургер.

    Родился он примерно в 1868 году в семье врача Фридриха Ивановича Бургера. Детство провел в Казани, здесь учился в гимназии, где и подружился с Н.Н. Фирсовым. которому адресовано упоминаемое письмо. По окончании гимназии А.Ф. Бургер перебрался в Петербург, стал студентом университета, но так и не закончил ни медицинский, ни юридический факультет, на который потом перешел.

    В Нижний Тагил Бургер переехал в 90-х годах, очевидно, был выслан за политическую неблагонадежность. Наблюдая тяжелую жизнь рабочих, лишенных какой бы то ни было духовной пищи, Бургер, человек живой, деятельный, обладающий сценическими способностями, решил дать им возможность скрасить свое существование интересным и увлекательным делом - организацией своего театра. Созданной им труппе был предоставлен пустовавший барский дом на Выйской площади, возле медеплавильного завода. Позднее театр получил помещение в большом каменном доме, где, кроме него, размещались заводской музей и так называемый Авроринский детский приют. Когда в 1908 году в Тагиле начались волнения, и в город были направлены войска, именно это здание отвели под казармы, а театр, музей и приют из него были выселены. Спектакли стали устраивать в заводском театре, находившемся в центре города. А.Ф. Кожевников так характеризует его: "Он был театром интеллигенции, и его руководство не очень жаловало труппу выйских рабочих, но следует сказать, что дорогу туда труппа пробила и свои спектакли в нем ставила, и не без успеха".

    В историко-революционном музее хранится афиша 1902 годя, в которой значится: "В помещении заводского театра от кружка народных развлечений Нижнетагильского общества трезвости заводскими рабочими будет исполнено "Чужое добро в прок не идет". Билеты заблаговременно можно записывать у А.Ф. Бургера".

    Актеры Выйского театра - рабочие - сами шили костюмы, делали декорации и афиши, приносили из дома мебель, заготавливали дрова и билеты. Средства от продажи билетов шли на отопление, освещение помещения и парики. Спектакли ставили не только в городе, но и выезжали в Черноисточинск, Висимо-Шайтанск.

    Бесконечные гонения и нужды труппы вынудили А.Ф. Бургера оставить театр. Но он продолжал существовать, его новым руководителем стал Петр Никитич Бурнашевский. В труппе насчитывалось 57 человек. Помимо постановки очередных спектаклей у руководителей была еще одна главная цель - отвлечь от пьяных вечеринок молодежь, превратить театр в очаг культуры.

Н. ОХОТЕНКО.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 26.03.1986. 

Главная страница