Воспоминания о Тагильском цирке

    В 1931 году в Нижнем Тагиле был построен цирк. Это было деревянное одноэтажное здание на 1800 человек. По тем временам сооружение великолепное. Если в таких крупных городах, как Свердловск, Челябинск, Магнитогорск и др., представления в цирках проходили только летом, наш цирк имел свою котельную и функционировал круглый год. Находился он на улице Шамина (сейчас Карла Маркса) на площадке за современным театром кукол.

    Вокруг стандартной арены был кольцевой проход шириной 1 метр, затем два ряда партера, за партером на значительном возвышении были расположены вместительные ложи. За ними двухметровый кольцевой проход, и дальше амфитеатром 17 рядов.

    Цирк имел вместительный вестибюль со многими буфетами, в которых шла бойкая торговля пирожными, бутербродами, минеральной и фруктовой водой, пивом и тому подобным.

    Представление, как правило, было из двух отделений, но иногда было и три. Программа составлялась разнообразная и очень интересная. Выступали многие знаменитости тех лет, например: известнейшие иллюзионисты Кио (старший), Клео Паротти, знаменитый гипнотизер Гутман. Жонглеры, эквилибристы, акробаты. Особенно запомнился номер воздушных гимнастов "Четыре черта". Один из гимнастов совершал полет под куполом цирка с одной трапеции на другую без страховки с завязанными глазами. Приезжали дрессировщики со всевозможными животными. Был и всемирно известный Дуров.

    Зрители очень любили музыкальных сатириков, сейчас такого номера в цирке нет, а жаль. Часто приезжали квалифицированные клоуны, был и знаменитый Карандаш.

    В довоенные годы и во время войны в цирках выступала большая группа человек 50-60 специалистов по классической борьбе, тогда она называлась французской. Борцы пользовались особой любовью. Когда в цирке не было выступлений борцов, уменьшалось и число зрителей. Как только в афишах появлялись фамилии борцов, цирк преображался и был всегда полным. Многие зрители ходили исключительно на борьбу. Борьба всегда была во втором отделении и начиналась в 10 часов вечера. Если в первом отделении иногда были свободные места, то во втором цирк был полон, и часто заядлые болельщики борьбы покупали входные билеты и стояли в проходах.

    Иногда борцов съезжалось по 25-30 человек. Чтобы заинтересовать зрителей, в афише указывалось, какие пары борются (две или три) и обязательно объявлялась "борьба-реванш до полного поражения и без ограничения времени".

    В Нижнем Тагиле в годы войны было два генерала: Дремлюга, начальник полигона, и Максарев, директор танкового завода (УВЗ). Оба были страстными любителями борьбы, имели свою постоянную ложу. Вот уже на второе отделение звонок, все зрители на своих местах, смотришь (я тоже часто ходил на борьбу): заходят два красавца генерала в серых папапах и занимают свою ложу.

    Вначале выходит судья и свистком вызывает всех борцов на парад. Борцы встают на арене в круг, и арбитр называет фамилию каждого и кратко рассказывает о нем. Потом начинается борьба.

    Из борцов, которые выступали на тагильской арене, удалось вспомнить только 13 человек. Это Иван Поддубный, Михаил Боров, Иван Колосов, Василий Ярков, Калишевич, Франк Гуд, Бенаа Шаф, Али Мухамед, Пугнер, Самарин, Егоров, Ян Цыган (Иван Куксенко), Верден (Николай Жеребцов). Каждый борец имел свою особенность: свой стиль борьбы или какие то оригинальные приемы.

    Всем известен Иван Максимович Поддубный. Многократный чемпион мира по французской борьбе. Я его знал лучше других, так как он, приезжая в Тагил, всегда останавливался у моей тети, проживающей в своем доме по улице Ломоносова. В жизни он был очень простой человек. При нем я почаще ходил к тете, чтобы послушать рассказы.

    Последний раз я видел его в Челябинске, в 1940 году. По городу он ходил уже с тросточкой, но в цирке еще продолжал выступать, хотя ему было уже 70 лет. Конечно, некоторые сложные приемы (например, держать мост) он провести не мог, но его масса в 160 кг и мастерство позволяли положить соперника на лопатки.

    Миша Боров - бывший грузчик волжских пристаней, красивый брюнет при высоком росте и весе 140-150 кг. Хорошо владея техникой борьбы, он почти всегда выходил победителем. Но однажды с ним был курьезный случай. Он вышел на борьбу с немецким борцом Бенаа Шаф, владевшим классической техникой. Вышли они на арену, подали друг другу руки. Миша в этот момент, как обычно, кланяется своим поклонникам, а его очень любили зрители. Арбитр же в это время дал знак к началу борьбы, а Боров этого знака не заметил. Бенаа Шаф схватил его за вторую руку, дернул на себя и мгновенно бросил через себя и припечатал на лопатки. Арбитр зафиксировал победу Бенаа Шаф, а Миша поднялся на одно колено, развел руки и стоял в растерянности, на глазах чуть ли не выступили слезы.

    Второй случаи вспомнился такой. В те годы трамваи из города на Вагонку ходили только до железнодорожного переезда у товарного двора.

    Пассажиры переходили через железнодорожную насыпь, а за ней пересаживались в трамвай, который шел до УВЗ. То же проделывалось и на обратном пути от УВЗ до центра Тагила. Электронная версия historyntagil.ru Миша Боров возвращался в город после выступления в клубе Вагоностроителей. Во время перехода через насыпь на него напали два молодчика и хотели раздеть. Один из них был с ножом.

    Миша схватил их обоих, выбил нож, ударил головами друг о друга и отбросил в разные стороны. Потом зашел в железнодорожное отделение милиции, представился и сказал: "Вот вам нож. У переезда двое хотели меня раздеть. Они там ползают по снегу, подберите их, а то они могут замерзнуть".

    У Борова была жена под стать ему: высокая, красивая брюнетка. Когда она шла по городу, все обращали на нее внимание. Если заходила в магазин, женщины говорили: "Смотрите, жена Борова в магазин точно верхом на лошади въехала".

    Хорошими борцами были сибиряк Иван Колосов и двухметровый гигант, "косая сажень в плечах", семипалатинец Василий Ярков.

    Белорусского борца Калишевича прозвали "железные клещи". Во время борьбы он захватывал соперника за кисти рук и держал так до тех пор, пока руки не побелеют, затем он проводил прием и припечатывал соперника на лопатки.

    Оригинальным борцом был американский гигант негр Франк Гуд. У него был также свой прием. Когда борец, намереваясь применить "двойной Нельсон", просовывает свои руки сопернику подмышки, а потом зажимает их на затылке противника в замок и начинает сильно давить. По правилам так разрешается держать не более 3 минут, после чего арбитр разнимает борцов. Франг-Гуд позволял сопернику свободно просунуть руки себе подмышки, затем сильно прижимал их к своим бокам, и противник оказывался в ловушке. Гуд прижимал его руки до тех пор, пока они не онемеют, затем проводил прием, и противник оказывался на лопатках.

    Борец из Прибалтики Пугнер бросался на победителя с кулаками, применяя приемы бокса. И арбитру приходилось останавливать драчуна.

    Исключительно техничным борцом был Бенаа Шаф, публика его очень любила. Хотя он был легковес, но часто справлялся с соперниками на 30-50 кг тяжелее себя.

    Борец из Башкирии Али Мухамед весом 170 кг вначале выступал в маске и его объявляли непобедимым борцом. Но после победы над ним М. Борова, В. Яркова, И. Колосова маску он больше не надевал. Он обладал сильно развитым брюшным прессом, и когда попадал в объятия сильного противника, отталкивал его своим животом.

    Хорошим борцом был молодой наш земляк свердловчанин Самарин. Егоров, попадая в критический момент, вставал на голову и штопором уходил в другой угол ковра, за что публика всегда награждала его дружными аплодисментами.

    Кумиром зрителей был Ян Цыган (Иван Куксенко), мастер спорта СССР. Его борьбу особенно любили смотреть девушки: он был красивого телосложения и выступал как атлет.

    Отличным борцом был Верден (по паспорту Николай Георгиевич Жеребцов).

    В годы войны на все продукты были карточки, нормы были минимальными, и борцам, чтобы не потерять форму, приходилось прирабатывать. Почти все они работали грузчиками на товарном дворе. Однажды я был очевидцем, как двое борцов разгружали вагон с мукой. Каждый из борцов брал под правую руку и левую руку по мешку, играючи их переносил и укладывал в высокий штабель. Если обычно двое грузчиков тратили на разгрузку вагона 3-4 часа, то двое борцов расправлялись с этой работой за 30-40 минут.

    Потом борьбы в цирках не стало.

    В 1951 г. в Нижнем Тагиле с силовым номером выступал Верден. "Поднятие двух живых бычков весом более 1000 кг". Я видел этот номер в клубе на Тагилстрое. На сцену выносились две деревянные площадки прямоугольной формы. По углам были ввинчены кольца, в которые заплетены тросы, сведенные вверху в одну точку, и прикреплены к концам специального дугообразного коромысла. На каждой платформе с трех сторон были сделаны перила высотой около метра. На сцене между площадками было установлено сооружение, наподобие вышки для прыжков в воду.

    На площадки с перилами заводили двух бычков, Верден поднимался на верхнюю площадку-вышку, на плечи клал специальную подушку-хомут, наклоняйся, надевал сверху на подушку коромысло, руками упирался в перила своей вышки, выпрямлялся. И в этот момент нижние площадки с бычками отрывались от пола сцены на 15-20 сантиметров. Это силач проделывал 2-3 раза.

    После выступления Верден рассказывал, что начал заниматься с бычками, когда они были небольшими и весили по 200 кг.

    "Сейчас, - говорит Верден, - мне обязательно нужно поднимать их каждый день, так как они прибывают в весе ежедневно по килограмму. На курорт мне сейчас уехать нельзя, через месяц мне их уже не поднять". Публика этот номер награждала обильными аплодисментами. Сколько времени Верден выступал еще с этим номером, не знаю: в печати не встречал.

    В 1947 году в цирке стала протекать крыша. При ремонте обнаружили, что одна из стропильных деревянных ферм прогнила. Поэтому решили, что эксплуатировать цирк опасно, и его демонтировали (главным архитектором города в то время был Комшилов И.И.). Наш цирк функционировал всего 16 лет, а мог бы жить еще столько же.

Л. ЗВЕРЕВ.

Литература: Газета "Тагильский металлург" от 31.10.1992.

Первоначально опубликовано в журнале "Тагильский краевед" №13, май 1992.

Главная страница