Нижнетагильскому Театру кукол 60 лет

    Первый театральный сезон начался с казуса. 13 июня 1944 года на премьеру "Принцесса и Свинопас" не пришёл зритель. "И это несмотря на уйму афиш!" - сокрушались артисты. И тогда они пригласили с улицы мальчишек - просто так. Через пару часов весь Тагил знал о новом театре. А на следующие два спектакля билетов уже не хватило.

    "Вживую" рассказывают историю театра удивительные актёры-кукольники Алина Берговина, Зоя Кошкарова, Григорий Уманский, заслуженные артисты России Светлана и Владимир Шибневы - звёздная пятёрка тагильского кукольного. Другие приходили и уходили, а они - костяк, основа театра - вот уже сорок лет поддерживают доброжелательную и творческую атмосферу в труппе. Ведь каждый спектакль - целая жизнь, Волк ты в ней или Красная Шапочка, Вий, Ассоль или Дед Мороз...

    Речь о создании в городе первого профессионального театра зашла еще в 1940 году. Во время войны в Нижний Тагил были эвакуированы актеры и режиссеры ленинградских театров. Одна из них, режиссер Ленинградского нового театра Юлия Матвеева, и стала организатором театра кукол в Нижнем Тагиле в 44-м. Расположился юный театр в Ленинском переулке, в Доме учителя. Актеры - в первой труппе было всего 9 человек - сами монтировали декорации и изготовляли кукол. После того, как ленинградцы возвратились на родину, молодой театр продолжал стремительно развиваться. Успешно выступали на областных смотрах детских театров, а на всесоюзном, в Москве, стали лучшими. Это был громкий успех - всего лишь четвёртого сезона! В 1957-м актёры снова подтвердили высокое звание: вновь - всесоюзный смотр, и вновь - диплом первой степени.

    В 1969 году театру подарили новое собственное здание (которое нынче мы и называем кукольным) в самом центре города. Труппа пополнилась новыми интересными актерами, но опирались они на традиции, зародившиеся в нашем театре четверть века назад. Остроумные пародийные пьесы - "Романтики" Э. Ростана, "Генералы в юбках" Ж. Ануя - с улыбкой вспомнит каждый, кто ходил на наши "взрослые" спектакли.

    С приездом Олега Васильевича Зарубина - режиссёра из Воронежа - "кукольная" жизнь Тагила вышла на новый профессиональный уровень. Какие жизнерадостные, весёлые постановки! "Новые приключения Пифа", "Царь-Водокрут", "Тоськины каникулы", "Наследство Бахрама"... Потом были режиссёры с Украины: Ващаев и Янкелевич. Ващаев был первым, кто начал ставить в нашем театре кукольные спектакли для взрослых: "Божественная комедия" И. Штока, "Прелестная Галатея" Гадора и Дарвиша. Для "Божественной комедии" изобразительный ряд и музыкальное сопровождение взяли из театра кукол Сергея Образцова - у тагильчан давние связи с "главным кукольником страны", - но поставили абсолютно по-своему. В "Прелестной Галатее" задействовано аж 56 кукол! И в каждую из них нужно было вдохнуть жизнь...

    Янкелевич обратил пристальное внимание на художественное оформление спектаклей. Начало 80-х запомнилось нам великолепной сценографией и детских, и "взрослых" кукольных постановок: "Алые паруса", "Вий", "Чудо-юдо", "Пурпурный конь"... Последние два спектакля были потрясающе оформлены талантливым московским художником Сергеем Таракановым. На сцене происходили такие невероятные превращения - куда там нынешним компьютерным спецэффектам!

    В конце 80-х театр возглавил Григорий Гольдман. Он - один из тех немногих режиссеров, кто сразу нашёл общий язык с актёрами, он всех нас искренне полюбил. Плюс сразу возник творческий альянс Гольдман-Цибизова. Мы стали много выезжать на фестивали, поставили (впервые в России - на кукольной сцене!) "Собачье сердце" Булгакова. Это было золотое время тагильского кукольного!

    Народный артист Украины Сергей Ефремов приезжал и прилетал к нам целых десять лет. Вместе с супругой, заслуженной артисткой Украины Элеонорой Смирновой, они подарили городу множество ярких постановок: "Ты, я и кукольник", "Метёлыч и Бантик"... и, конечно же, сложный и красивый "Вертеп", идущий на нашей сцене вот уже одиннадцатый год. Может быть, благодаря им нашему театру удалось сохранить своего зрителя и в те времена, когда на экран хлынули черепашки - ниндзя и покемоны...

    Мы и сегодня, несмотря ни на что, верим в зрителя! Тем более что ребенок не следит каждые пять минут, как взрослые на дорогих концертах: а смешат ли меня в данный момент на уровне тех деньжищ, что я заплатил? Дети просто верят. Но ошибок или фальши они не прощают - ведь "для детей нужно играть так же, как для взрослых, только немного лучше", - поэтому требования к детским спектаклям даже выше, чем ко "взрослым". В нашем театре ребятам особенно интересно оживление предметов, таинство на сцене. Ребёнок уже не удивляется битве в "Матрице", но он изумлён ведрами в лаптях, бегающими от Емели по сцене!

    Кстати, о Емеле. Совсем недавно у театра родился новый спектакль. Точь-в-точь, как в Москве, в легендарном театре Образцова. Даже куклы "исторические" - копии тех, что придумал сам Мастер. Смешные и яркие. А название уникального проекта режиссёра Бориса Ходырева знакомо любому - "По щучьему велению"!

    Театр по-прежнему постоянно гастролирует. Невероятное количество городов, где куклы нужны людям - Улан-Удэ и Москва, Сыктывкар и Харьков, Чита и Самарканд, Рязань и Киев... На карте театра также Украина, Польша, Чехия, Италия, Израиль. Прошлой осенью были в Сочи, буквально на днях вернулись из Чехии, с гастролей в городе-побратиме Хебе...

    Театр растит смену: отделению "Актер театра кукол" на театральном факультете Нижнетагильского училища искусств - два года. Студенты давно уже стали непременными участниками спектаклей и театрализованных программ. И это тоже подготовка к очередному "золотому периоду", который обязательно наступит. Нынешнее увлечение виртуальными зрелищами не вечно: реальный мир намного интереснее, ведь вся жизнь - театр!

    Вот взмывает солнце под облака - не без помощи механика и электрика. Многие люди работают в поте лица, пока мы смотрим на сцену из зрительного зала: бутафоры и художники, скульпторы и плотники, звукорежиссеры и осветители... Все они - пружинки в волшебной шкатулке, имя которой - театр кукол.

Ольга МЕХОНОШИНА.

Литература: Журнал "Максималист", №11, 2004.

Главная страница