Образ родного города

    У тагильских художников уже стало традицией готовить к большим праздникам страны и родного города творческие отчеты. Проходил он и нынешней осенью. Более месяца в залах музея изобразительных искусств экспонировалась выставка, посвященная 260-летию Нижнего Тагила и 60-летию образования СССР. Около 15 тысяч тагильчан и гостей города познакомились с ее экспозицией.

    263 произведения представили на суд зрителей 63 автора. Портреты тагильчан, тематические полотна, обращенные к современной жизни нашего города, пейзажи уральского края составили ядро экспозиции.

    Особенность выставки в том, что большинство работ выполнено по специальным заказам. В начале, года художниками были заключены договоры с Высокогорским механическим заводом, объединением "Уралхимпласт", Нижнетагильским отделением железной дороги, "Тагилстроем" и некоторыми другими предприятиями. Конечно, нельзя сказать, что только с появлением таких договоров стали рождаться и произведения на производственную тему. Художники, живя в большом индустриальном городе, не могли не обращаться к этой теме и раньше. Вспомним хотя бы деятельность творческих бригад, работавших на предприятиях Тагила в прошлом году. Такие творческие договоры и творческие бригады дали художникам возможность более длительных и обоюдно интересных контактов с людьми труда.

    Самый представительный на выставке - живописный раздел, основу которого составили портреты и пейзажи.

    С интересом приняли зрители картину Л. Зудова "Монтажники Качканара в совхозе "Горноуральский". По своей композиции это групповой портрет. Панорамно показана стройка, где трудится ударная бригада монтажников. Крупным планом даны образы рабочих.

    Наделяя индивидуальными чертами каждый персонаж, автор подчеркивает сплоченность коллектива, которому подвластно решение больших задач. Реалистически убедительный рисунок, звучный колорит полотна способствуют жизнеутверждающему характеру картины.

    В последнее время в советском искусстве возрос интерес к портрету в "среде". Именно такому портрету отдают предпочтение и тагильские художники. На выставке подобных произведений несколько: "Портрет заслуженного строителя РСФСР А.А. Горинова" Е. Хорева. "Хозяйка салона" В. Кузнецова, "Портрет строителя Вахрушева" В. Могилевича и другие. Среда, то окружение, в котором живет и работает человек, помогает художнику полнее охарактеризовать свою модель.

    Заметное место в экспозиции живописи занял пейзаж. Рядом с лирически решенными работами "Пихтовые горы" Л. Колмакова, "Весенний мотив" Ю. Платонова, "К незамерзающим озерам" И. Мальчикова здесь представлены городские пейзажи "Утро моего города" Г. Шадрина и "Проспект Мира" Н. Оношкина, индустриальные мотивы звучат в полотнах Е. Седухина, В. Караваева, Г. Горелова.

    К сожалению, почти отсутствует на выставке многоплановая тематическая картина. А ведь именно ей подвластно решение сложных проблем современности и отражение историко-революционного прошлого страны.

    Малочисленнее, чем обычно, на сей раз раздел графики. Преобладание портретного и пейзажного жанров стало характерным на выставке и для этого вида искусства.

     Благородно сдержанной тональностью отличается "Портрет первого начальника цеха стиральных машин ВМЗ А.И. Кициса" В. Наседкина. Совсем в ином ключе решены исполненные пастелью работы В. Могилевича. Его жизненно точные портреты создают облик современного рабочего.

    Динамически решена тема труда в листах "Новый цех" Л. Воврженчика и "УБС. Вторая очередь" Г. Маркина. Оба художника на протяжении многих лет производственной теме уделяют далеко не последнее место в своем творчестве. Графические пейзажи М. Дистергефта, Е. Вагина, Н. Левченко, Н. Алябьева дополняют художественный образ родного города, созданный живописцами.

Скульптурная композиция А. Неверова "Тагильским металлургам" - проект памятника    Реалистической убедительностью проникнуты скульптурные портреты " М. Крамского, А. Неверова, В. Стеканова. Внимание тагильчан привлекла динамичная в своей пластике скульптурная композиция А. Неверова "Тагильским металлургам" - проект памятника. Желание многих зрителей - осуществить этот проект.

    Все больше тагильских скульпторов-прикладников обращается к медальерному искусству. Заметны достижения И. Боголюбова и А. Неверова, давно работающих в этой области искусства. Вместе с тем нельзя не отметить творческую удачу медальера П. Болюха, выступившего с серией плакеток "Пороки и добродетели".

    Впервые в городскую выставку включены произведения театрально-декорационного искусства. Сценографические произведения С. Якуповой и Н. Бортновой рассказывают об их работе на сцене Нижнетагильского драматического театра имени Д.Н. Мамина-Сибиряка.

    На днях в музее побывали художники-свердловчане, члены областного выставочного комитета. Лучшие работы наших земляков отобраны для областной выставки, посвященной 60-летию образования СССР, которая откроется 5 декабря в Свердловской картинной галерее.

    Заканчивая разговор об экспозиции, хотелось бы выразить надежду, что положительный опыт организации творческих бригад и работы по творческим договорам послужат основой для дальнейшею укрепления связей художников Тагила с трудовыми коллективами города. Об этом говорилось и на торжественном закрытии выставки 22 ноября, где были подведены ее итоги и вручены почетные грамоты горкома КПСС художникам Л. Зудову, В. Могилевичу, Л. Колмакову. Еще девять участников выставки были отмечены грамотами городских отдела культуры и комитета профсоюза, а также горкома ВЛКСМ.

М. АГЕЕВА.

    На снимке: скульптурная композиция А. Неверова "Тагильским металлургам".

Литература: Газета "Тагильский металлург", 1982.

Главная страница