Встречи в "каминном" зале

    В конце пятидесятых - шестидесятые годы, мы, журналисты "Тагильского рабочего", как это пишут в старинных романах, жили открыто. В отделах постоянно толпились люди: посетители со своими проблемами, рабкоры, многотиражники. А раз в неделю, обычно по четвергам, в старом доме становилось особенно многолюдно. После работы каминный зал превращался в место интересных встреч или профессиональной учебы.

    "Каминный зал"... Звучит громко. И камин, действительно, был. Но по существу, зал - огромная, на четыре окна, проходная комната, куда выходили двери секретариата и двух отделов. И тем не менее это было самое любимое место. Сборы и разговоры за большим столом оставались в памяти и, как это не покажется наивным, помогали лучше делать газету.

    ...Однажды выяснилось, что в отделе культуры и быта не знают о почине скоростников-мартеновцев. Решили пригласить инициатора движения Петра Болотова. Оратором он, откровенно говоря, оказался не из сильных. Однако разговор пошел всем на пользу. Да и как, рассуждали мы, тагильскому журналисту не знать о почине, родившемся в городе и облетевшем всю страну? На такой же встрече из первых уст услышали о новом методе футеровки печей, предложенном Степаном Барином с Уралвагонзавода.

    Помимо деловых, производственных проходили и другие вечера, так сказать, с художественным оформлением. Прошли успешно гастроли местного театра - и сотрудник Елена Буйко, которую читатели знали и любили за острые фельетоны, теплые зарисовки, привела группу актеров во главе с режиссером. Помимо сообщения о том, как жилось и работалось на выезде, "на десерт" - исполнение отрывка из нового спектакля, чтение стихов, пение под гитару...

    Время что ли было такое, но газетчики - и стар и млад -считали обязательным бывать на всех спектаклях. Поэтому споры и обсуждение очередной премьеры растягивались на недели и опубликованная рецензия зачастую выражала коллективное мнение. Если же в городе начинались гастроли "чужого" театра, редакция почти в полном составе ежедневно появлялась в зрительном зале. В дальнейшем знакомство с труппой закреплялось в редакции. Еще не было моды на кофе. О спиртном даже думать не смели. Но общались, спорили, обсуждали - с великим удовольствием!

    Кто только не переступал порог сначала старого двухэтажного дома на улице Карла Маркса, а потом краснокирпичного здания на Газетной! Столичные маяковцы и артисты Театра Ленинского комсомола, великолепные мастера сцены из Иркутской и Челябинской драм, Таджикского театра оперы и балета... И, конечно, свои, родные - из Свердловского оперного и музыкальной комедии с несравненными В. Нестягиной, М. Заикой, с еще не заслуженной, но уже заслужившей признание в дальнейшем примадонны оперетты Алисой Виноградовой...

    Как-то приехал на гастроли Московский театр драмы. А из прессы уже знали о съемках трехсерийного "Тихого Дона" с Э. Быстрицкой, П. Глебовым, Л. Хитяевой... Что не имя - то звезда первой величины! В роли Пантелея Прокофьевича снимался актер драмы Дмитрий Ильченко. Конечно же, его пригласили в редакцию! Вопросов москвичу - масса. На все он отвечал подробно, с уважением к собеседникам. И даже сделал комплимент представительницам слабого пола, сказав, что лично он нашел бы исполнительницу роли Аксиньи в нашем коллективе!

    Долго помнили приезд редактора "Огонька", драматурга и поэта Анатолия Сафронова, многогранно талантливого Константина Симонова, полярника Евгения Рябчикова, журналистов из "Крокодила", которые, кстати, перечитав фельетоны, что появлялись еженедельно в нашей газете, дали хорошую оценку творчеству сатириков.

    Сколько помню, конкретного ответственного за проведение встреч в клубе журналистов и рабкоров (КЖР - так именовала газета, приглашая на очередное четверговое мероприятие) не было. Но каждый, или, по крайней мере, большинство, считали долгом найти яркого человека или коллектив и познакомить с ним. Например, Героя Советского Союза летчика Михаила Девятаева, бежавшего из плена на фашистском самолете, "привлек" Анатолий Николаевич Поторочин. Узнав в обществе "Знание" о его выступлениях в городе, он договорился о визите к нам, и после работы мы увлеченно слушали прямо-таки детективный сюжет. Вопросы, расспросы... Узнаем, что живет в Казани. В мирные дни водит по Волге суда. Женат. Двое детей. Обыкновенный человек с необыкновенной биографией. Помогли Девятаеву написать воспоминания и опубликовали их. И потом он не раз приезжал в Тагил и в редакцию шел, как к друзьям.

    Благодаря Константину Николаевичу Сазонову, много лет возглавлявшему отдел культуры, состоялось знакомство с мастером художественного слова Сергеем Балашовым. Но не как с заслуженным артистом РСФСР, а человеком, подарившим в годы войны армии танк. Делали его в Тагиле. Отсюда отправляли с экипажем на фронт, и потому вдвойне интересно было услышать историю подвига от самого Балашова. Тем более что все связанное с войной было еще так живо в сердце и памяти...

    В те годы мы много фотографировались: в редакции, на воскресных выездах за город, рыбалке, в театре, во время выполнения задания... Штатные и нештатные фотокорреспонденты любили подкараулить миг и щелкнуть! Через день-два на столе сюрприз: фото на фоне картофельного поля или в момент дискуссии с коллегой в... купальнике! Когда же однажды получили премию, равную стоимости "Зоркого", все решили приобрести аппараты. Фотокор Юрий Хренов провел серию занятий с "новобранцами", и началась вакханалия: снимали все и всех! Вот только повести фотолетопись почетных гостей додумались с опозданием.

    В апреле 1964 года первый лист объемистой красной книги заполнил Булат Окуджава, имя которого в то время было у всех на слуху. В Москве, в политехническом, звучали его стихи, песни. Ни один концерт не проходил без "Алешки с Малой Бронной", без "Любви и разлуки", "Синего троллейбуса". "С самыми добрыми чувствами к тагильчанам от бывшего тагильчанина", - писал он, связанный с нашим городом самой драматичной страницей жизни семьи.

    Популярная актриса Валентина Владимирова. Танцовщик с мировым именем Махмуд Эсамбаев. Человек-загадка Вольф Мессинг, "который все мог", как писали о нем. Автор коротких юмористических рассказов и исполнительница Елизавета Ауэрбах. Первый помощник капитана теплохода "Нижний Тагил" Ионас Волосявичус... И еще многие и многие известные на всю страну люди были гостями городской газеты, рассказывали о себе, своей профессии, расширяли горизонты провинциальных газетчиков. Впрочем, никакого снобизма, скидки на провинцию никогда не ощущалось, потому что их попросту не было и в помине. Не в пример сегодняшним заезжим светилам, которые позволяют себе даже отказываться от интервью, а на беседы "не имеют времени", те люди с желанием приходили к газетчикам, с удовольствием общались. И не однажды знакомство перерастало в дружбу.

    Однако более всего записей, и это, естественно, сделали в книге журналисты. Не только "свои", но и из-за рубежа. Коллеги из Чехословакии (тогда единой), Польши, Германии, Франции, будучи в городе, считали своим долгом познакомиться с собратьями по профессии. И оставляли автографы в, книге, которая заполнялась пятнадцать лет.

    И сегодня, правда, реже, в редакцию приходят интересные люди, общественные деятели. Но, к сожалению, фотолетопись не ведется. Может быть, в честь грядущего векового юбилея возобновить ее? Ведь каждая страничка повествует не только об одном человеке, но и о времени.

Маргарита ЛИТВИНОВА.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 30.04.1996.

Главная страница