Бумажные цветы Востока

    Среди бытовавших в Нижнем Тагиле способов декора лакированных подносов настоящей жемчужинкой можно назвать трафарет. Это техника нанесения золотного орнамента через затейливую вырезку из бумаги.

    Трафарет появился в Тагиле очень давно и уже в XVIII веке был широко распространен. Знаменитый ученый и путешественник П.С. Паллас, доктор медицины, профессор естественной истории, член Российской императорской Академии наук, посетив тагильские заводы Демидовых летом 1770 года с научной экспедицией, в своих "Записках" этой технике уделил особое внимание: "Для помещения живописи вырезывают они (ремесленники) ножом разные украшения, картины, деревца, птицы и протчее, будучи многие из обывателей к сему искусны; вырезанную бумагу положив на лак, помазывают золотом, обыкновенно для сего употребляемым, из чего желаемые изображения представляются". Мастера называли свои кружевные вырезки - "украшения". Термин "трафарет" появился позднее.

    До сих пор загадкой остаются истоки тагильского трафарета. Безымянны мастера, принесшие на Урал это дивное занятие, аналогов которому нет в других российских центрах лакового дела. Небольшая выставка, разместившаяся в Музее истории подносного промысла (Тагильская, 23), дает возможность сделать предположение о его родине.

    Выставка "Художественная вырезка из бумаги" подготовлена преподавателем Нижнетагильского пединститута, доцентом кафедры рисунка Л.К. Васильевой. В экспозиции - вырезки китайских мастеров и работы самой Лидии Киприяновны. Художник по профессии, она вызывает восхищение не только глубокими профессиональными знаниями, но и трогательной влюбленностью в предмет исследования.

    Интересен рассказ Лидии Киприяновны о древнем китайском искусств":

    "В Китае вырезкам из бумаги принадлежит особое место. Еще в третьем веке нашей эры, на Новый год, который в этой стране считается праздником весны, из золотой фольги и пестрого тонкого шелка вырезались цветы для украшения, а позже, в седьмом веке, из бумаги и шелка - праздничные весенние флажки. Вырезками украшали окна домов, потолки, стены, двери; наклеивали на фонари, веера, посуду, клали в упаковку для подарков; служили они и образцами выкроек для вышивок. "Бумажные узоры" всегда были проникнуты неистощимым народным оптимизмом, отличались изяществом и красотой, ведь их первое назначение - порадовать человека в праздник. Большая часть вырезок носила символический благожелательный характер: сосна означала долголетие, рыба - удачу в делах, бамбук -стойкость и благородство. Очень популярны были цветы, так как каждый месяц года связывался с определенным цветком; Хризантема считалась символом осени, дикая слива - зимы, пион - весны, лотос - лета.

    Часто народные мастера вырезали рыбок. Изображение одной означало пожелание богатства, двух, плывущих вниз, - единства и гармонии, рыбки, плывущей вверх, - пожелание успехов в учебе и работе.

    Вырезкой обычно занимались на досуге крестьянки. А в провинции Шаньдун умение вырезать узоры из бумаги служило своеобразным экзаменом для девушки-невесты. Однако среди ведущих мастеров немало резчиков-мужчин.

    Процесс изготовления состоял из нескольких этапов: выполнение эскиза узора, приготовление образца-трафарета, вырезание и раскрашивание, наклеивание. Лучшие мастера делали вырезки без трафарета. Свободно импровизируя, они создавали удивительно цельные декоративные композиции, владея ножом, как художник -кистью.

    Наиболее авторитетными центрами традиционного искусства с давних пор считались деревни Хэбей, Шаньдун, Цзянсу, Чжензян, Гуандун. Вырезки каждого района и каждого мастера отличались своей специфической прелестью, своими темами. Но характерно и общее: непосредственное восприятие и выразительное обобщение, лаконичность, декоративность. В прозрачно-кружевном рисунке не допускаются разрывы. Обязательны симметричность построения, приближение всех действующих лиц к первому плану, плоскостность и силуэтность рисунка, четкое отделение главных фигур от второстепенных.

    Специфическую особенность "бумажных цветов" северо-западного Китая составляет довольно плотный рисунок с небольшими прорезями, массивными перепонками. Композиции не обрамлены, а свободно расположены на плоскости. В провинции Гуандун вырезки сложны, замысловаты, более совершенные орнаменты похожи на тончайшее кружево. Легкий линейный ритм шуаньдунских мастеров воссоздает то причудливый многоярусный храм, то изящные фигурки птиц и животных, то элегантные вазоны с цветами и бабочками. Мельчайшие детали, чувственный каприз контура и красивая вязь форм рисуют образ вольной природы с мягким ветерком и щебетаньем птиц".

    Рассказ окончен, а ощущение праздника остается. Мы приглашаем вас оценить очарование, совершенство художественной чистоты работ китайских мастеров и поразмышлять над проблемными вопросами истории лакового дела. Подумаем вместе: как появился тагильский трафарет?

О. СИЛОНОВА.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 06.09.1994.

Главная страница