Внимание, снимаем!

    "Вот ведь, исторический момент, при Сталине ставили, а мы снимаем", - примерно так высказался заместитель главы города В.А. Белов, наблюдая с крыльца здания мэрии за тем, как с крыши драматического театра большим автокраном спускают одну из украшавших ее скульптур.

    Владимир Алексеевич немного ошибся: бетонные аллегории Науки, Труда и Искусства появились на храме культуры уже после смерти Отца всех народов и простояли там чуть более полувека. Однако их возвращение на землю, вызванное необходимостью капитального ремонта разрушающихся под влиянием времени и воздушной атмосферы фигур, событие и впрямь историческое. Когда еще придется увидеть подобное?

    Уникальная операция по демонтажу превратилась в самое настоящее зрелище, приковавшее к Театральной площади внимание десятков людей. Задрав головы, забыв на время о других делах, невзирая на палящее солнце, граждане с любопытством наблюдали за тем, что происходит на высоте более 20 метров.

    Первой головокружительное путешествие вниз совершила статуя, олицетворяющая Науку. Ученая дама оказалась легкой на подъем, в смысле на спуск, и не доставила особых хлопот стропальщикам-верхолазам и крановщику из "Востокметаллургмонтажа", основным исполнителям сложных работ. Вблизи трехметровая бетонная женщина выглядит весьма потрепанной: левая рука отсутствует по локоть, по телу расползлись трещины. Зато не потеряла гордой посадки головы, в отличие от своего аллегорического собрата Труда. Будто оправдывая свое название, он почти два часа упорно не желал сдвигаться с места. Едва над ним начали натягиваться стропы, у скульптурного паренька в рабочей спецовке голову буквально свернуло на сторону. Публика внизу забеспокоилась, не отвалится ли она вообще и не разобьется вдребезги об асфальт. Но альпинисты-монтажники из екатеринбургской фирмы "Архитек" Кирилл Литвинов, Дмитрий Пьянков, Андрей Вилисов и их напарник из ООО "Тагильское литье" Леонид Смоляк, лазающие по крыше и по фигурам с ловкостью кошек, так прочно упаковали второго путешественника, что ни сама голова, ни один волос с нее при транспортировке не упал.

    Не возникло проблем и с демонтажем центральной скульптуры ансамбля, символизирующей Искусство. Хотя с учетом ее роста в 4 метра 10 сантиметров, высоты конька крыши и постамента, цеплять девушку с лирой к стреле 63-тонного крана приходилось уже на верхотуре порядка 30 метров. Так же, как и предшественников, ее опускали по частям, правда, в обратном порядке. У Науки и Труда первыми коснулись земли отпиленные по колено ноги, а у Искусства - верхняя половина туловища "по пояс".

    На то, чтобы после благополучной посадки вся троица в разобранном виде была доставлена в мастерские "Тагильского литья", где скульптурам суждено пережить второе рождение, понадобилось несколько дней. На это время Театральная площадь превратилась в фотосъемочную площадку с открытым доступом для всех желающих. Народ с удовольствием щелкал камерами себя, любимого, на фоне временно поверженных символов. Входил в Историю.

Вероника ЧЕРНЯВСКАЯ.

    Литература: Газета "Тагилка", №14 (17) от 19.07.2007.

Главная страница