Внимание, снимаем!
"Вот ведь, исторический
момент, при Сталине ставили, а мы снимаем", -
примерно так высказался заместитель главы
города В.А. Белов, наблюдая с крыльца здания мэрии
за тем, как с крыши драматического театра большим
автокраном спускают одну из украшавших ее
скульптур.
Владимир Алексеевич немного ошибся: бетонные аллегории Науки, Труда и Искусства появились на храме культуры уже после смерти Отца всех народов и простояли там чуть более полувека. Однако их возвращение на землю, вызванное необходимостью капитального ремонта разрушающихся под влиянием времени и воздушной атмосферы фигур, событие и впрямь историческое. Когда еще придется увидеть подобное?
Уникальная операция по демонтажу превратилась в самое настоящее зрелище, приковавшее к Театральной площади внимание десятков людей. Задрав головы, забыв на время о других делах, невзирая на палящее солнце, граждане с любопытством наблюдали за тем, что происходит на высоте более 20 метров.
Первой головокружительное
путешествие вниз совершила статуя,
олицетворяющая Науку. Ученая дама оказалась
легкой на подъем, в смысле на спуск, и не
доставила особых хлопот
стропальщикам-верхолазам и крановщику из
"Востокметаллургмонтажа", основным
исполнителям сложных работ. Вблизи трехметровая
бетонная женщина выглядит весьма потрепанной:
левая рука отсутствует по локоть, по телу
расползлись трещины. Зато не потеряла гордой
посадки головы, в отличие от своего
аллегорического собрата Труда. Будто оправдывая
свое название, он почти два часа упорно не желал
сдвигаться с места. Едва над ним начали
натягиваться стропы, у скульптурного паренька в
рабочей спецовке голову буквально свернуло на
сторону. Публика внизу забеспокоилась, не
отвалится ли она вообще и не разобьется
вдребезги об асфальт. Но альпинисты-монтажники
из екатеринбургской фирмы "Архитек" Кирилл
Литвинов, Дмитрий Пьянков, Андрей Вилисов и их
напарник из ООО "Тагильское литье" Леонид
Смоляк, лазающие по крыше и по фигурам с
ловкостью кошек, так прочно упаковали второго
путешественника, что ни сама голова, ни один
волос с нее при транспортировке не упал.
Не возникло проблем и с демонтажем центральной скульптуры ансамбля, символизирующей Искусство. Хотя с учетом ее роста в 4 метра 10 сантиметров, высоты конька крыши и постамента, цеплять девушку с лирой к стреле 63-тонного крана приходилось уже на верхотуре порядка 30 метров. Так же, как и предшественников, ее опускали по частям, правда, в обратном порядке. У Науки и Труда первыми коснулись земли отпиленные по колено ноги, а у Искусства - верхняя половина туловища "по пояс".
На то, чтобы после благополучной посадки вся троица в разобранном виде была доставлена в мастерские "Тагильского литья", где скульптурам суждено пережить второе рождение, понадобилось несколько дней. На это время Театральная площадь превратилась в фотосъемочную площадку с открытым доступом для всех желающих. Народ с удовольствием щелкал камерами себя, любимого, на фоне временно поверженных символов. Входил в Историю.
Вероника ЧЕРНЯВСКАЯ.
Литература: Газета "Тагилка", №14 (17) от 19.07.2007.