Театр балета: 40 лет спустя

    Щедр май в этом году на праздники и юбилеи. Вот и у народного театра балета Дворца культуры имени Окунева круглая дата - 40 лет со дня основания.

    Когда говорят об этом театре, то приоритет отдают слову "первый". "Это был первый балетный кружок в Нижнем Тагиле, первый народный театр балета в области, - читаю в театральной летописи. - Он стал первым дипломантом I областного фестиваля музыки и танца. Первым из самодеятельных коллективов поставил такие значительные спектакли, как "Бахчисарайский фонтан", "Тщетная предосторожность", "Эсмеральда", "Жизель" и "Щелкунчик". Народному театру балета ДК УВЗ первому было доверено воплотить на сцене балетный спектакль "Красная Шапочка", созданный его первым руководителем А. Мальцевым и тагильским композитором В. Куплетским, "Синюшкин колодец", авторами которого являются свердловский композитор В. Горячих и балетмейстер В. Белобородое".

    Поведает летопись и о том, что за 40 лет было поставлено два десятка балетных спектаклей, множество миниатюр, что полсотни самодеятельных артистов ушли в профессионалы. Перечислит поименно солистов и всех, кто помогал превращать каждый спектакль в великолепное зрелище. Все это стало уже историей. Но без прошлого не бывает будущего и настоящего. Поэтому разговор с представителями двух поколений театра - его нынешним руководителем Ириной Евгеньевной Ташлановой и руководителем хореографической студии Анной Васильевной Медведевой, связавшей свою судьбу с балетом без малого 40 лет назад, мы закономерно начали с воспоминаний.

    Корр.: 50-е и 60-е годы были "золотым веком" народного театра балета ДК им. Окунева. Об этом свидетельствуют статьи, рецензии, фотографии. А какими видятся те годы тем, кто создавал театру его славу?

    А. В. Медведева: Наверное, как и мне, чудесными. В 1955 году еще не было Дворца культуры, а было барачное здание - Центральный клуб УВЗ, куда я ходила заниматься акробатикой. В перерывах самодеятельные артисты выходили из своих классов в общий коридор, и вот там-то мы имели возможность видеть балетных танцоров. Они появлялись в хитонах, говорили о чем-то своем... В общем, люди из иной Галактики. Затаив дыхание, мы следили за их репетициями, а потом осаждали Александра Васильевича Мальцева просьбами взять нас к себе. Какое-то время он еще сопротивлялся, но в конце концов сдался и создал детский коллектив.

    Сейчас многое кажется фантастичным. Представить только: в первый год существования кружка поставить с людьми, пришедшими от производственного, а не от балетного станка, спектакль "Вальпургиева ночь". Еще через год на открытии Дворца культуры исполняется "Бахчисарайский фонтан"! Каждый год - новый спектакль. Эта традиция сохранялась в лучшие для театра годы.

    Корр.: Но ведь были и далеко не лучшие...

    А.В. Медведева: Очень тяжело театру приходилось, когда он расставался с сильными, талантливыми руководителями. Таким был Виталий Андреевич Белобородов. С его именем связан период реформирования театра, появления новых спектаклей -"Штраусиана", "Барышня и хулиган" и др. К тому времени относится и поездка коллектива с творческим отчетом в Москву, выступление на сцене Кремлевского Дворца съездов.

    Корр.: С тех лет берут свое начало и контакты театра с артистами, педагогами "балетных столиц" России?

    А.В. Медведева: Да еще с какими! Солист Свердловского театра оперы и балета В. Вычегжанин поставил на нашей сцене "Эсмеральду". Солист Московского Академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко В. Пашкевич помог поставить "Жизель". Значительную помощь оказал нам В. Давыдов, преподаватель классического танца при Большом театре. А работа с Н. Спасовской, солисткой Большого театра, В. Преображенским, партнером знаменитых балерин Г. Улановой, О. Лепешинской, вспоминается теперь, как волшебный сон.

    Корр.: О прошлом вагонского театра балета говорят сейчас хоть и восторженно, но с явной ноткой ностальгии. Хотелось бы знать, чем живет коллектив сейчас. Ведь последний балетный спектакль - "Буратино, или Приключения Золотого ключика" был поставлен уже лет пять назад.

    И.Е. Ташланова: У балета наступили трудные времена. Сложно живут не только народные коллективы, но и академические. Творческие разногласия, ощущение своей невостребованности - все это им очень характерно сегодня. И все-таки удивительно: приезжали к нам выступать мастера балета - в городе было продано считанное число билетов. А на своих балетных вечерах, посвященных 40-летию театра, мы неожиданно увидели много молодежи, совсем юных ребят. Значит, наше искусство живет, оно по-прежнему нужно, интересно.

    Тем не менее очевидно, что новый расцвет балета произойдет только с общим подъемом культуры. Конечно, ждать этого времени опустив руки мы не можем. Участвовали, и участвуем в городских хореографических смотрах, в областных фестивалях, получаем дипломы, лауреатские звания. Сама труппа народного театра небольшая - 15 человек. Все совмещают занятия балетом с работой и учебой.

    Наши солистки - Ольга Зивахина, Елена Пономарева, Ольга Попова - тоже.

    А.В. Медведева: Мы продолжаем выполнять свою миссию воспитания эстетически развитых людей, умеющих чувствовать и ценить прекрасное. Я думаю, что сейчас это особенно важно: дать возможность человеку, взрослому или юному, понять, что есть другой мир чувств, общения, взаимоотношений, отличающийся от того, какой окружает нас ежедневно.

    Природа хореографии поэтична, она связана с устремленностью к красивым поступкам, благородным, чистым чувствам. Поэтому, наверное, в нашем театре всегда было много хороших людей. И это непроходяще. Много лет назад я, тогда еще начинающая балерина, восхищалась нашими солистками Луизой Поляковой, Натальей Лопатенко - их талантом и чисто человеческими качествами. А сегодня замечаю, что и совсем еще юные воспитанники нашей хореографической студии уже отличимы от сверстников своим душевным складом, мягкостью, интеллигентностью. Подрастают новые "звездочки" - Юля Рагозина, Оля Окишева. Очень трудолюбивые девочки. Балет - это же, прежде всего, труд. И еще раз труд.

    Корр.: Последние хореографические конкурсы, проходившие в области, показали, что среди балетмейстеров есть горячив поклонники классического танца. И есть те, кто считает, что танцоры в России чрезмерно зажаты канонами классики и вместо того, чтобы "самовыражаться", по-прежнему "балетно лгут". Занимаете ли вы в этом споре какую-то определенную позицию или стоите, судя по последним балетным выступлениям, за прочный альянс классики и экспрессии?

    И.Е. Ташланова: К вечерам балета мы восстановили картины из спектаклей "Жизель", "Бахчисарайский фонтан". Стараемся сохранить золотой фонд театра -классические миниатюры.

    Но сегодня мы можем показать зрителю и нечто отличное от традиционного классического стиля - жанр современной пластики. Наиболее удачной публика признала одну из наших последних работ - "Черная роза, белая роза", в которой солируют Ольга Зивахина и Светлана Симаходская.

    Новые тенденции в театре - символ прихода нового времени. И это нормально. Меняется способ мышления - меняется техника танца. Они должны соответствовать современному миру, его преобразованию.

И. ДМИТРИЕВА.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 20.05.1995.

Главная страница