Нижнетагильский театр кукол

Нижнетагильский театр куколНижнетагильский театр кукол

Визитная карточка

1. Имя

Нижнетагильский театр кукол

2. Дата рождения

Военный 1944 год

3. Место рождения

Богатейший рудный край, воспетый Павлом Бажовым и Дмитрием Маминым-Сибиряком, бывшая вотчина Демидовых, город горняков, металлургов, машиностроителей, крупнейший промышленный центр Урала Нижний Тагил

4. Творческая деятельность

Поставлено около 400 спектаклей, которые посмотрело около 8 миллионов зрителей, в сводной афише театра – почти вся "кукольная классика" от "Принцессы и свинопаса" и "Божественной комедии" до "Прекрасной Галатеи", "Золушки", "Буратино", "Чебурашки".

5. Каким языками владеет

Практически всеми. Говорит на языках Ганса Христиана Андерсена, Джанни Родари, Братьев Гримм, Шарля Перро, Алана Милна, на языках разных народов мира.

6. Особые увлечения

Любит путешествовать. Побывал со своими спектаклями в Улан-Удэ, Харькове, Самарканде, Челябинске, Кирове, Николаеве, Перми, Воронеже и многих других городах. Был участником фестивалей театров кукол в Оренбурге, Абакане, Рязани, двух областных фестивалей.

7. Главное пристрастие.

Куклы! Самые разные – перчаточные, тростевые, планшетные, марионетки! Куклы могут многое, но не все, поэтому коллектив пытается создавать синтетический театр, где есть место и куклам, и маскам, и живому актеру.

8. Награды, почетные звания

Масса почетных грамот, дипломов, призов и подарков. Но... главная награда – любовь маленьких тагильчан, высшее почетное звание – любимец юных зрителей.

9. Взаимоотношения со взрослыми

Завязываются в репертуаре театра три спектакля для взрослых зрителей – это "Романтики" Э.Ростана, "Собачье сердце" М. Булгакова и "Чисто французская история" Ж. Ануя. Все эти спектакли впервые на кукольной сцене поставлены в Нижнем Тагиле.

10. Постоянное место жительства

622001, Свердловская область, город Нижний Тагил, проспект Ленина, 14.

Я хочу рассказать о театре...

О. ЦИБИЗОВА    В этом особенном театре живут куклы! Они герои сказок, веселых приключений, смешных и грустных историй – самых разных и очень интересных представлений для ребят и взрослых.

    Нашему театру 46 лет. Он родился в суровые годы Великой отечественной войны, и для многих малышей его спектакли были чуть ли не единственной радостью в ту суровую пору. Первой сказкой, которую увидели юные зрители на сцене Нижнетагильского кукольного, была "Принцесса и свинопас" Ганса Христиана Андерсена. А вслед за нею наши актеры освоили почти всю кукольную классику, они играли "Буратино", "Золушку", "Чебурашку и его друзей", "Божественную комедию", "Прекрасную Галатею"...

    Многие из этих спектаклей, кончено, видели родители наших маленьких театралов, когда сами были мальчишками и девчонками. Но они встречались с куклами в детских садах, в школах, в клубах, потому что больше 20 лет у нас не было своего дома. А в 1969 году мы отметили новоселье в уютном театральном здании в самом центре Тагила, куда теперь спешат ребятишки со всего города, чтобы встретиться с нашими героями.

    Не только юным тагильчанам знакомы спектакли Нижнетагильского театра кукол, в разные годы мы показывали свои работы в Свердловске, Улан-Удэ, Воронеже, Харькове, Николаеве, Сыктывкаре, Самарканде и многих других городах, где бывали на гастролях, а также в Оренбурге, Краснотурьинске, Абакане и Рязани, куда наши актеры приглашались участвовать в больших кукольных фестивалях.

    По-разному складывалась жизнь театра, были в его истории и неудачные сезоны, и настоящие победы. Мы чувствуем, что сегодня театр на подъеме. Пусть и сейчас не всем нашим спектаклям сопутствует удача, быть может, нам пока не все удастся, но мы идем интересным путем открытий.

    В этом заслуга одаренного и увлеченного главного режиссера театра Г. Гольдмана. В этом заслуга его единомышленников – художников И. Данилевской и О. Матусевич, заслуженной артистки РСФСР С. Шибневой, актеров Г. Уманского, А. Берговиной, В. Шибнева, З. Кошкаровой, В. Иванова, чье мастерство радовало не одно поколение зрителей, Л. Банниковой, В. Черных, О. Каровского, В. Севрюкова, работы которых полюбились всем, а также молодых – О. Александровой и С. Пименовой, только начинающих свои актерские биографии.

    Но успех наших лучших спектаклей принадлежит не только актерам, художникам, режиссерам. Над созданием театрального кукольного чуда трудятся настоящие волшебники: заведующий художественно-постановочной частью А. Сухинин, механик кукол Е. Воронцов, бутафор Е. Дрямина, швея И. Богданова, столяр С. Байбаков, радист В. Епанчинцева, осветитель С. Шишин и многие, многие другие, кого не видят зрители, но кому аплодируют каждый раз, когда им нравятся декорации, куклы, маски, костюмы наших героев, когда им нравятся спектакли.

    Театр – это не только репетиции, спектакли, гастроли и фестивали. Это и серьезная работа по пропаганде искусства – творческие встречи в школах, учебных заведениях, на предприятиях города, зрительские конференции, организация выставок, праздников, конкурсов. Это театральные уроки для детей и родителей в Воскресной школе Буратино, которые проходят на сцене. Это цикл абонентных занятий "В гостях у великих сказочников" и "Театральная азбука", на которые мы приглашаем ребят в 1990-91 учебном году – в 47-м театральном сезоне.

    А вообще, Театр – это праздник. Праздник радостного сотворчества актеров и зрителей – маленьких и больших, ради которых трудится наш коллектив.

О. ЦИБИЗОВА.

Интересно и увлекательно

    Каждый театр, как человек, проходит через младенчество, отрочество, юность. Наш театр подошел к своей зрелости. В мае 1989 года ему исполнилось 45 лет.

Сцена из спектакля Иван-Царевич и Серый волк. Кукла тантамареска – голова и руки актера остальное кукла.    Свой первый театральный сезон мы открыли спектаклем "Принцесса и свинопас" по сказке Андерсена. Это было начало долгого пути с его неизвестностью и открытиями, заблуждениями и творческими удачами.

    За 45 лет поставлено более 230 спектаклей.

    На нашей гастрольной карте есть Харьков и Улан-Удэ, Николаев и Сыктывкар, Воронеж, Пермь, Киров, Курган, Челябинск, Самарканд и многие другие города страны.

Сцена из спектакля Иван-Царевич и Серый волк. Иван-Царевич (артист О. Каровский) и Баба-Яга.    Возраст – это тоже капитал, который рано или поздно начнет давать свои плоды. Мы не хотим обольщаться, но нам представляется, что именно сегодня наш театр переживает переломный момент в своей биографии и поднимается на новый качественный уровень.

    Труппа театра немногочисленна, но каждый актер интересен по-своему. Такие актеры, как Григорий Уманский, Владимир Шибнев, Алина Берговина, работают более 20 лет в театре и хорошо знакомы тагильским зрителям. Есть у нас и заслуженная артистка РСФСР Светлана Шибнева, творческие успехи которой неоднократно отмечались на областных и республиканских фестивалях.

    И хотя еще полностью не укомплектована труппа, хотя продолжается поиск своего репертуара, но самое главное – наш театр можно назвать коллективом единомышленников во главе с главным режиссером театра Г. Гольдманом. Мы четко определили свою цель и пути ее достижения.

    Отзывы, реакции зрителей, прессы подтверждают правильный выбор и придают уверенность в нашей не легкой, но бесконечно интересной и увлекательной работе.

О. ЦИБИЗОВА.

Театр кукол – это волшебное искусство

    Театр кукол для меня – это волшебное искусство, которому под силу воплотить то, что недоступно никакому другому театру. В каком театре можно мечтать о столь полном соответствии актера образу, который видится режисеру и художнику, кроме как в театре кукол?

Нижнетагильскому театру кукол - 45 лет    Везде это более или менее приблизительная подгонка живого актера, такого, как он есть, под этот образ.

    Театр кукол свободен от этого – художник создает куклу не примерно, а именно такой, каким представляется ему данный герой, максимально ярко заостряя те черты, которые работают на создание образа. А какие только чудеса не возможны в теаре кукол? Наверное, все помнят ту сцену в "Мастере и Маргарите" М. Булгакова, когда во время представления в варьете негодяй Коровьев отрывает голову надоевшему всем конферансье, а потом возвращает ее на место. Где, кроме театра кукол, это может быть сделано прямо на глазах у зрителя?

    И таких примеров можно привести множество.

    Да, куклы могут многое, но не все. Поэтому мы пыталисьсоздавать синтетический театр, в котором есть место и куклам, и маскам, и живому актеру. Мы пытаемся работать в самых разных театральных жанрах. Это делает театр кукол интересным и для детей, и для взрослых.

    Юные зрители могут увидеть в нашем театре и спектакль, в котором использован принцип "черного кабинета" (Котенок по имени Гав") и спектаел "на столе" ("Еще раз о Красной шапочке", и такой серьезный спектакль, как "Каштанка" по А. Чехову, в котором играют живые актеры рядом с планшетными куклами. Есть в нашем репертуаре и традиционный спектакль на ширме ("Солдатская школа"), и детская оперетта, которую разыгрывают куклы-марионетки ("Считаю до пяти"). Спектакль "Иван царевич, Серый Волк и другие" решен в жанре балаганного представления, а "Серебряное копытце" П. Бажова – в жанре домашнего театра. В спектакле "Здравствуй, Муха Цокотуха!" по К. Чуковскому может принять участие любой желающий из зрительного зала, ибо почти все роли в спектакле играют дети. Короче говоря, для каждого спектакля мы ищем свой язык. Синтетический театр, как я его понимаю, - это постоянный поиск, эксперимент, и, самое главное, отсутствие скуки.

    Такой театр дает нам возможность полноценно работать и для взрослого зрителя, обращаясь к лучшим протзведениям мировой классики, сложным современным пьесам.

    В репертуре театра "Романтики" Э. Ростана, "Собачье Сердце" М. Булгакова. В планах – "Макбет" В. Шекспира.

    Актер синтетического театра должен постоянно быть в форме, отлично владеть и куклой, и своим телом. Он должен и петь, и танцевать, и фехтовать на шпагах, и работать как драматический актер. Это делает работу актера театра кукол хоть и сложной, но зато очень интересной, давая ему возможность проявить себя в самых разных жанрах, выявляя все его потенциальные возможности.

    В общем, мы стараемся сделать наш театр интересным, неожи данным, увлекательным. Мы очень хотим, чтобы зрители, и большие, и маленькие, полюбили наш театр, и им хотелось снова и снова приходить к нам. Мы очень ждем вас, дорогие друзья!

Г. ГОЛЬДМАН.

Отзывы о спектаклях

    Мы с детьми пришли в театр кукол первый раз. Дети в восторге от спектакля "Еще раз о Красной Шапочке". Да и нам, взрослым, понравилось. Спасибо вам, артисты театра кукол, за хороший досуг. Нам очень и очень понравилось. Будем сейчас почаще приходить. Желаем вам успеха!

    Семья Соболевых.

    Мне очень понравился спектакль про Красную Шапочку.

Павлик Нечаев

И в шутку, и всерьез

    Обращение Нижнетагильского театра кукол к "Романтикам" свидетельствует прежде всего о зрелости творческого коллектива, стремлении к разговору со взрослым зрителем о непроходящих человеческих ценностях. Это не первое знакомство тагильчан с пьесой известного французского драматурга. В 1979 году драматический театр имени Д.Н. Мамина-Сибиряка уже ставил "Романтиков". Но сегодняшний спектакль мне представляется гораздо более интересным. Режиссер Григорий Гольдман использует здесь все приемы театра кукол и "живого" театра, смело совмещая их и доводя до такого синтеза, который захватывает внимание зрителя и рождает истинное искусство.

    Режиссер и художник (Ю. Ширман) нашли интересные сферы сферу обитания персонажей и способ существования актеров на сцене. Открытый прием ведения куклы (когда перед нами и она сама, и актер, который ее ведет; когда понятен и логически оправдан переход от живого плана в кукольный) является как бы камертоном спектакля. С первого же появления актеров на сцене он предлагает зрителю своеобразную эстетику данного театрального представления. Все это в немалой степени определило успех постановки.

    Несуществующая стена между домами Пескино и Бергамена, которую то сносят, то вновь выстраивают герои, повинуясь замысловатому сюжету драматурга, становится стержнем спектакля. Это тот стержень, на который нанизывается интрига, разыгрываемая хитроумным Страфорелем, подлинным "творцом счастья" юных влюбленных.

    Артист В. Шибнев в роли Страфореля успешно балансирует на острие ножа, малейший сход с которого в одну сторону превратил бы образ в гротескный, в другую – сделал бы его просто скучным. Актер обладает незаурядными пластическими данными, большим сценическим обаянием, точно выполняет поставленные режиссером задачи, что и приводит его к успеху.

    Заслуженная артистка республики Светлана Шибнева наделяет свою Сильветту безудержной силой романтической страсти, утонченным изяществом, поэтичностью, искренностью. Зритель сопереживает ее героине с безотрывным вниманием и сочувствием следит за перипетиями ее судьбы. Правда, чуть-чуть не хватило в Сильветте способности и характерности к розыгрышу, не хватило прозаичности. Впрочем, это был бы, вероятно, уже другой спектакль.

    Молодой актер О. Каровский (я впервые увидел его на сцене) очень хорошо, с полной верой в предлагаемые обстоятельства отдается во власть романтической стихии. Их дуэт с Шибневой естественен, лиричен и интересен.

    Яркие характеры создали в ролях Паскино и Бергамена артисты В. Севрюков и Г. Уманский. Зритель смеется над их наивными "сочинениями", огорчается их огорчениям, радуется их радостям. На мой взгляд, это серьезный успех – заставить публику сопереживать не бытовым, вовсе не сегодняшним героям и событиям.

    Что касается остальных – второстепенных действующих лиц, то их подробных характеристик в спектакле нет. Все они (исключение составляет только В. Черных, яркими комедийными красками рисующая свой образ) являются только "функциональными" для режиссера. И не будь у них точных действий (драка, игра на музыкальных инструментах и т.д.), они стали бы на сцене не нужны.

    Появление "романтиков" заслуживает уважения к коллективу театра кукол и рождает надежды на продолжение завоевания им взрослого зрителя.

Д. ДРАЛЮК, главный режиссер театра-студии "ВАМ!"

Репертуар театра на 1990 год

Каштанка

А. Чехов

Здравствуй, муха-цокотуха!

К. Чуковский

Айболит против Бармалея

К. Чуковский

Серебряное копытце

П. Бажов

Винни-Пух

А. Милн

Гусенок

Н. Гарнет

Солдатская школа (Русская народная сказка)

 

Еще раз о Красной Шапочке

С. Ефремов, С. Коган

Котенок по имени Гав

Г. Остер

Считаю до пяти

М. Бартенов

По щучьему велению

Е. Тараховская

Иван-царевич, серый волк и другие...

С. Маслов

Спектакли для взрослых:

 

Собачье сердце

М. Булгаков

Романтики

Э. Ростан

Чисто французская история

Ж. Ануй

Готовится к постановке:

 

Снежная королева

Е. Шварц

Зрители о театре

Айболит против Бармалея

    Наташа Алексеева, ученица школы №32. Мне понравились яркие и веселые декорации художника И. Данилевской. Они быстро менялись, то превращались в корабль, то в горы, то в Африку. Очень красивые и подвижные куклы, прямо как живые собака Авва, обезьянка Чичи и особенно Осел – над ними вообще все хохотали! (Этих персонажей играют А. Берговина, З. Кошкарова, Н. Стерензон и О. Каровский).

    Наташа Францева из школы №18. Спектакль во многих местах смешной. Хороши пираты, один здорово похож на мальчишку из нашего класса. Он тоже задира и трус. (Роли пиратов исполняют заслуженная артистка РСФСР С. Шибнева и В. Черных). А еще мне было грустно и страшно, когда Бармалей напал на айболита.

    Юля Калинина, тоже ученица школы №18. Правда, когда Бармалей начал драться, некоторые ребята закричали, чтобы доктор ему дал сдачи. Тогда мне стало страшно. Айболит спросил: "Разве добро должно быть с кулаками?" И какие-то мальчишки закричали: "Да!" А я подумала и стала кричать: "Нет!" И многие тоже так ответили. Ведь нельзя быть добрым и драться.

    Оксана Гладкова из школы №32. В спектакле необычный Бармалей (в этой роли зрители видели О. Каровского). Он злой и жестокий, но не хочет, чтобы это видели окружающие, скрывает. А потом, в конце спектакля, совсем перестает быть Бармалеем и говорит: "Только в сказке добро сразу побеждает, а в жизни так бывает не всегда".

    Оксана Новикрова, ученица школы №32. Я не поняла, на митинге или на демонстрации в Лимпоповии Айболит кричит: "Вы свободны!" Он кому это объясняет? Обезьянкам? Тогда почему смортит в зал? Значит, он это нам говорит? Правильно, что он выбрал профессию доктора, он хочет лечить не только болезни, но и злых перелечивать в добрых и порядочных. (Айболита играет артист В. Севрюков).

    Л.И. Самохина, медсестра. С удовольствием смотрели с дочерью сказку. Ей восемь лет, но, по-моему, она все поняла. Спектакль очень добрый, хотя жесткий, неподслащенный, честный. У меня в конце даже слезы выступили, так узнаваемы все события. Прекрасно работают артисты В. Севрюков и О. Каровский, да и все остальные. Хорошее музыкальное оформление очень оживляет действие.

    И.Н. Моторин, архитектор. Наши дети пяти и шести лет на все очень правильно реагировали, с интересом наблюдали. Сынишка даже не садился, оба действия стоя смотрел, чтобы ничего не пропустить. Но финал у меня вызвал недоумение: зачем уже после развязки актеры устроили эту философскую беседу, рассуждения о добре и зле? И так все понятно.

    Г.Ф. Ермилова, библиотекарь. Театр поставил умный, современный спектакль. Он выходит на серьезнейшие социальные проблемы. Здесь много юмора, доступного детям, и такого, который понятен только взрослым. Конечно, ребята не всегда поймут смысла лозунгов: "Станем счастливыми досрочно!" и заученных возгласов: "У нас все есть! Мы живем хорошо!" Но они поймут, что обезьянки настолько запуганы диктатором Бармалеем, что не способны от страха самостоятельно думать и откликнуться на добрый зов Айболита. Надо, чтобы сказку смотрели дети с родителями, пусть взрослые помогут малышам глубже понять происходящее на сцене и в жизни.

Со зрителями беседовала О. Павлова.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 07.03.1990

М. Бертенев

Считаю до пяти

Детская оперетта

Режиссер: Г. ГОЛЬДМАН

Художник: О. МАТУСЕВИЧ

Композитор: Л. ЭТИНГЕР

    Вопрос: Чем отличаются куклы, которых вы видели в спектакле "Считаю до пяти", от тех, которые играют в других наших спектаклях?

    Ответы: - Они поют как настоящие артисты.

    - Они очень маленькие и красивые.

    - В других спектаклях куклы водят актеры, мы их видим. А тут куклы все делают сами.

    - Не сами, их Марья какая-то за нитки дергает. Они потому и называются: Марьи нитки.

    - Марионетки, а не Марьи нитки! Артисты сверху прячутся и нитями управляют этими куклами!

(Из беседы со зрителями)

К. Чуковский

Здравствуй, Муха-Цокотуха

Капустник для детей в одном действии

Режиссер: Г. ГОЛЬДМАН

Художник: И. ДАНИЛЕВСКАЯ

    Говорят, "Муха-Цокотуха" не кукольный спектакль. А по-моему, очень даже кукольный. В нашем деле важно выбрать систему кукол, приступив к работе. Здесь актеры выбрали "куклами"... детей из зрительного зала. И управляют ими, включая свою обычную роль кукловода.

В. Веселов, режиссер. Ленинград.

    (из выступления на II областном фестивале театров кукол)

А. Милн

Винни-Пух

Четыре истории из жизни медвежонка и его друзей

Перевод и текст песен Б. ЗАХОДЕРА

Инсценировка М. КОРОЛЕВА

Режиссер В. САВРЮКОВ

Художник М. МАЛЬЦЕВА

Композитор В. ГЛЕМБОЦКИЙ

Музыкальный руководитель постановки А. СУШКОВ

    Насмешил меня до коликов

    Медвежонок Винни-Пух,

    С пятачком ходил он к кролику

    От обжорства там опух!

    Куклы очень все забавные,

    Сам собою ездит лес.

    И актеры очень славные

    В "Винни-Пухе", правда, есть!

Роза ВЫЧЕГЖАНИНА, 13 лет

(Из письма в театр)

Литература: Газета Нижнетагильского театра кукол. 1990 год.

Кукольный: начало большого пути

    В мае 2014 года театр кукол отметил своё 70-летие. Созданный в трудном военном 1944-м, он стал первым профессиональным театром Нижнего Тагила.

    Театральные традиции Нижнего Тагила берут своё начало ещё в XVIII веке, когда силами учеников Выйского училища ставились отрывки из оперы Сальери. Образование самодеятельного театра служащих завода в 1842 году и Выйского народного театра в 1902 году сделало доступ к Мельпомене более постоянным, и не только для взрослого населения. Силами этих самодеятельных коллективов ставились спектакли и праздники для детей. Кроме того, при Выйском театре А.Ф. Бургером была организована детская студия, в которой юные артисты разыгрывали отрывки из сказочных спектаклей.

    В советский период агитплощадки, самодеятельные театры существовали практически при всех заводских клубах. Видимо, вопрос о создании театра в городе волновал и местные власти. Ещё в 1920-е гг. самодеятельный "театр горсовета" пользовался большой популярностью и поддержкой тагильского руководства, но вряд ли самодеятельные труппы могли стать основой профессионального коллектива. В 1932 году в Свердловске были созданы два театра для детей: театр кукол и театр юного зрителя, которые посещали с гастролями Нижний Тагил раз в два-три года. Но этого было явно недостаточно.

    Интересно то, что документы Нижнетагильского исторического архива свидетельствуют: в нашем городе кукольный театр мог появиться гораздо раньше, ещё до войны.

     

Н.А. Шольц и З.В. Гуськова

Н.А. Шольц и З.В. Гуськова

    В 1940 году исполком Нижнетагильского совета депутатов принял решение № 911 от 20.11.1940 г. "О кукольном театре", предполагая создать его в качестве "самостоятельной хозрасчётной организации" и определив местоположение ему в клубе пионеров. Была даже утверждена смета на содержание театра в размере 39 600 руб. доходов и 39 558,4 руб. расходов, разрешалось открыть текущий счёт в Госбанке и "распорядителем утвердить директора театра Андарова Андрея Павловича". Других документов, касающихся актёрского состава, здания театра и его возможной деятельности, в архивном фонде исполкома не обнаружено, что вполне понятно, так как через семь месяцев началась Великая Отечественная война.

    Нижний Тагил принял более 40 промышленных предприятий, несколько учебных заведений, а также труппу Ленинградского Нового театра. Его актриса Ю. К. Матвеева организовала кукольный кружок и предложила в 1944 году создать в городе театр для детей. 19 апреля 1944 года городская газета сообщала: "Областной комитет по делам искусств организует в Тагиле кукольный театр, задачей которого будет обслуживание детей Тагильского района". Хотя многие организационные вопросы ещё не были решены, директором театра уже назначили т. Слонимскую, художественным руководителем – т. Матвееву. Через месяц, 17 мая 1944 года, "на основании решения исполкома областного Совета депутатов трудящихся исполком городского совета решил: 1) Организовать в г. Н. Тагиле профессиональный театр кукол; 2) Утвердить директором и распорядителем кредитов по театру т. Слонимскую Д. Л.". (Решение исполкома Нижнетагильского городского совета депутатов трудящихся № 286 от 17 мая 1944 г.). Через две недели в связи с переводом театра кукол с областного бюджета на городской (Решение № 329 от 31.05.1944 г.) городской финансовый отдел открыл кредит театру на май и июнь 1944 года.

    Появление театра для детей в непростые военные годы было огромным шагом в развитии культуры Нижнего Тагила и Свердловской области. Первую прописку театр получил в Доме учителя по адресу: Ленинский переулок, 2 (Ремонтный переулок, 2, здание не сохранилось).

    Сразу началась работа, Ю. К. Матвеева собрала небольшой творческий коллектив, всего девять человек, которые и начали готовить первый спектакль. Их имена мы можем видеть на одной из первых афиш театра – Р.Л. Быковская, Е.Р. Заславская, Л.П. Козлова, М.И. Крылова, М.Г. Логиновская, К.Н. Тихонова, Н.А. Шольц, А.И. Червякова и, конечно, Ю. К. Матвеева, художественный руководитель театра и постановщик спектаклей.

    Для премьеры была выбрана пьеса по сказке Андерсена "Принцесса и свинопас". Кукол с помощью актёров делала сама Матвеева. Актрисы приносили свои старые платья, чтобы сшить для них костюмы. Большая заслуга Ю. К. Матвеевой в том, что за сравнительно короткий срок ей удалось обучить актёров почти профессиональному мастерству кукловождения, заразить их настоящей любовью к делу. Сцену оформил художник В. А. Казанович.

    В газете "Тагильский рабочий" от 6 августа 1944 года в небольшой заметке сообщалось: "Завтра (7 августа) открывается Нижнетагильский кукольный театр".

    Вот как об этом вспоминала Л. П. Козлова: "По городу развешаны афиши, а зрителей нет, тогда мы отправились на улицу и пригласили ребят на спектакль. Следующие представления прошли при полном зале".

    Вскоре о работе театра узнал весь город. Спектакли шли часто, так как у детей были каникулы, и на 50-й спектакль устроили торжественное представление. Успех, как говорится, был полный. К концу лета стало уже понятно, что нужно готовить новый спектакль. Для этого выбрали пьесу известной детской писательницы Н. Гернет "Гусёнок". Чуть позже по басням И.А. Крылова режиссёром В.И. Бельтихиным был поставлен "Театрализованный доклад".

    К деятельности кукольного подключались и другие работники Нового театра. В газете "Тагильский рабочий" от 23 марта 1945 года отмечалось: "Артист Александр Ададуров по мотивам русских сказок написал пьесу "Морозко", которую поставила Ю. К. Матвеева. Роли исполняли: Елена – арт. Крылова, Дед Мороз – арт. Логиновская, Иван-Царевич – арт. Козлова, Матрёна – арт. Тихонова". Премьера была сыграна в весенние каникулы.

Афиша театра

    В 1945 году создательница и вдохновительница тагильского театра кукол Ю. К. Матвеева вернулась в Ленинград. Художественным руководителем вместо неё стала Мария Георгиевна Логиновская, которая уже имела режиссёрский опыт. Её дебютом стала постановка спектакля "Сказки бабушки Татьяны" в 1945 году. В конце 1945-го коллектив труппа активно готовился к Всесоюзному смотру детских театров, заключительный этап которого должен был проходить в Москве.

    Мария Георгиевна написала пьесу "Огневушка-поскакушка" по мотивам сказов П.П. Бажова. Именно её коллектив готовил к смотру. Оформляли спектакль известные в Тагиле художники О. Бернгард и М. Крамской. Заведующая музыкальной частью З. В. Гуськова специально для этого спектакля проехала по деревням, чтобы собрать народную музыку.

    В феврале 1946 года состоялась премьера, а уже в конце месяца в Тагиле работала областная комиссия по отбору детских и кукольных спектаклей для участия во всесоюзном смотре. Посмотрев "Морозко" и "Огневушку-поскакушку", комиссия отметила несомненную художественную ценность спектаклей и большие перспективы театра для дальнейшего творческого роста. Областной отдел по делам искусств пригласил театр кукол на гастроли в Свердловск. Таким образом, спектакль "Огневушка-поскакушка" был отмечен областной комиссией и выдвинут на смотр в Москве. Это было первое признание творческой деятельности тагильских кукольников.

    Театр жил своей жизнью. Ставились новые спектакли, но актёрам часто приходилось играть на выезде, в рабочих и сельских клубах, в школах и пионерских лагерях. Своего здания у кукольного не было. Из клуба пионеров (Ленина,19) в 1947 году пришлось перебраться в малоприспособленное здание на улице Первомайской, 23. В это же время в театре появился новый художественный руководитель и режиссёр М. Гирусов, которого перевели из драматического театра. Новый режиссёр ввел в кукольные постановки живой план. Спектакли тогда ставились на ширме, и зрители видели актёров только в конце спектакля, выходящими на поклон. Первой предстала перед публикой Н.А. Шольц в роли бабушки в спектакле "С кем поведёшься, от того и наберёшься". Наконец, в театре появился постоянный художник. Им стал А.Н. Кириллов, демобилизовавшийся из армии. Более 20 лет он оформлял спектакли и создавал интереснейших кукол, которыми восторгались актёры не только тагильского, но и других театров. Именно при нём состоялся переход от перчаточных кукол к тростевым. Первый спектакль с такими куклами назывался "Красная шапочка". По воспоминаниям А.И. Берговиной, на областном смотре молодых артистов в 1968 году восторженные коллеги по цеху атаковали гримёрки наших актёров, чтобы посмотреть, каким образом брызжут слёзы из глаз Царевны Несмеяны, и как двигаются вёдра в спектакле "По щучьему велению".

    Годы становления театра, несомненно, были очень тяжелыми, но напряженная, кропотливая работа, творческий энтузиазм позволили преодолеть все трудности начального этапа в непростое военное и послевоенное время.

    Семидесятилетняя история театра – это история интересных находок режиссёров, становления актёрских талантов, появления знаковых спектаклей, побед в конкурсах и на фестивалях. Любовь многих поколений тагильчан к первому в своей жизни театру – лучшая память о тех, кто создавал его в трудном военном 1944-м году.

Галина ОСЕТРОВА, научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №18(157) от 22.05.2014.

На радость детям и взрослым

    Рубрика "Театр кукол в лицах" посвящена 70-летию Нижнетагильского театра кукол. Это первый в Нижнем Тагиле профессиональный театр, и, конечно, о его славной истории, о замечательных актерах, кукольниках, декораторах должен знать весь город.

Афиша советского времени

Афиша советского времени

    Рассказывает директор театра, заслуженный работник культуры РФ Ольга Петровна ЦИБИЗОВА.

    С чего все начиналось? Театр кукол – первый в городе профессиональный театр. Решение о его создании было принято весной военного 1944 года, а основателями труппы стали актеры и режиссеры из ленинградского Нового театра, эвакуированные в годы Великой Отечественной войны в Нижний Тагил. Первый спектакль "Принцесса и свинопас" был показан зрителям уже в июне. До 1969 года у учреждения культуры не было своего здания, артисты вынуждены были постоянно переезжать и давать концерты на выезде, а ездить приходилось на повозках, запряженных лошадьми, и на грузовых автомашинах.

    В театре удачно сочетаются наши традиции с современностью. Нынче понятие культуры подменяется шоу–бизнесом, в учреждениях культуры торгуют, устраивают ярмарки, увеселительные мероприятия, многие превращаются в досуговые центры. Театр кукол остается театром, здесь идут спектакли для детей и взрослых, проходят творческие встречи и экскурсии. Миссия театра – не только эстетическое, но и нравственное, духовное воспитание зрителя с помощью искусства, формирование личности ребенка. Главное – не развлечение, а познание.

    У театра кукол нет проблем со зрителями, тагильчане постоянно ведут сюда своих малышей. В Новый год залы переполнены, но, к сожалению, все учреждения культуры убыточные, и без помощи государства им не обойтись. Да, театр выполняет план по количеству спектаклей и посещаемости зрителей. Есть свой зритель, своя ниша. Но если театр, к примеру, зарабатывает три миллиона рублей в год, то тратить он должен гораздо больше. В расходы входят и зарплата сотрудников, и содержание здания, и ремонт, и покупка нового оборудования… Для работы крайне необходимы новая световая и звуковая аппаратура, реконструкция потолка зрительного зала и сцены, очень нужен новый автомобиль для выездов в отдаленные районы, детские сады и школы. А билет на детский спектакль сегодня стоит всего 80 рублей. Поэтому государство и дотирует детские театры.

    У театра отличный коллектив! Жаль, что ушла эпоха таких артистов, как Григорий Уманский, Зоя Кошкарова, Алина Берговина и Лидия Банникова. Но продолжают плодотворно работать заслуженные артисты России Светлана и Владимир Шибневы, они готовят новое поколение актеров театра кукол на своем курсе в Нижнетагильском колледже искусств. Было уже три выпуска, и сейчас в театре много молодежи, это Роман Брилев, Наталья Хахалкина (Молоканова), Татьяна Мингалева (Швендых), Анастасия Евдокимова, Ирина Чувашова, Мария Павликова, Александр Белоусов, Михаил Кропотов. Уже три года у нас работают актеры Светлана и Алексей Девятых из Краснотурьинска.

Это здание знакомо всем малышам и их родителям.

Это здание знакомо всем малышам и их родителям.

    Наталья Хахалкина (Молоканова) закончила Санкт–Петербургскую академию искусств, факультет "Режиссер театра кукол", два года отработала в театре режиссером–постановщиком, а с 1 января 2014 года назначена главным режиссером. Кстати, Наталья Хахалкина – победительница городского конкурса молодых артистов "АПАРТЕ", ее спектакль "Зоки и Бада" – участник фестиваля "Браво!" в Екатеринбурге, а "Послесловие к несемейному ужину" – участник Международного фестиваля кукольных спектаклей для взрослых "Соломенный жаворонок" в Челябинске. Но, тем не менее, мы все равно приглашаем режиссеров из других городов: народный артист Сергей Ефремов из Киева поставил у нас в 2012 году спектакль "Неизвестный с хвостом", Светлана Дорожко из Санкт-Петербурга – спектакль "Невезучая курица", который приглашен на фестиваль "Браво!" в мае 2014 года.

    Работа кукольника на самом деле тяжелая, зрители чаще всего видят куклу и слышат только голос артиста, но не знают, каким трудом все достигается. Актеры увлеченно работают в спектаклях, участвуют в городских мероприятиях и уже любимы зрителями.

    Нижнетагильский театр кукол успешно участвует в многочисленных конкурсах и фестивалях. Буквально на днях занял второе место в конкурсной встрече "Назад в СССР!", где театры Свердловской области представляли свои "капустные" номера. А тема гастролей по-прежнему больная.

    В советские времена один раз в год директора приглашались в Министерство культуры РФ на совещание по гастрольной деятельности и договаривались о гастролях. Тогда театр ездил по всей стране от Читы до Киева, от Сыктывкара до Самарканда, были в Воронеже, Кирове, Перми. В 90-е и 2000-е годы гастрольные проблемы театр решал уже сам. Гастролировали в Сочи, Николаеве, Москве, Италии, Израиле, участвовали в фестивалях в Польше, Чехии, Рязани, Абакане… В год 70-летия, в октябре 2014, театр планирует поехать с гастролями в город-побратим Новокузнецк.

    Празднование 70-летия театра запланировано на 10 июня. Театр готовит интересный спектакль для взрослых "Восьмое чудо цвета", над которым сейчас работают главный режиссер театра Наталья Молоканова и художник-постановщик, заслуженный работник культуры Людмила Семячкова. Это будет замечательный спектакль-концерт. Готовится к выпуску праздничный буклет. А завершиться все должно в театре торжественным собранием творческой интеллигенции города, посвященным 70-летию со дня рождения профессионального театрального искусства в нашем городе. Премьера нового спектакля будет подарком всем.

Подготовила Людмила ПОГОДИНА.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 02.04.2014.

Как все начиналось?

    Создать в Нижнем Тагиле театр кукол планировали еще до Великой Отечественной войны.

    К примеру, есть сведения о том, что еще 20 ноября 1940 года исполком Нижнетагильского городского Совета депутатов трудящихся принял решение №911 "О кукольном театре" и предполагал создать его в качестве самостоятельной хозрасчетной организации, даже определил местонахождение в клубе пионеров. Была утверждена и смета на содержание театра: доходов 39 600 рублей, расходов 39 558,4 рубля. Распорядителем кредитов было решено утвердить директора театра Андрея Павловича Андарева. Но в архивных документах исполкома информации о его деятельности обнаружить не удалось.

    В годы Великой Отечественной войны в Нижний Тагил был эвакуирован ленинградский Новый театр. Его режиссер Юлия Матвеева и актриса Людмила Козлова стали первопроходцами в деле создания первого профессионального театра в нашем городе. 19 апреля 1944 года в газете "Тагильский рабочий" появилась информация: "Областной комитет по делам искусств организует в Тагиле кукольный театр, задачей которого будет обслуживание детей Тагильского района. Директором назначается т. Слонимская, художественным руководителем т. Матвеева". Первую прописку он получил в Доме учителя по адресу: Ленинский переулок, 2.

    За пять месяцев работы театр осуществил три постановки: "Принцесса и свинопас", "Гусенок", "Басни Крылова", сыграл 105 спектаклей, обслужив на стационаре 2 тысячи детей и на выездных спектаклях 20 тысяч.

    В 1945 году театр переводят в клуб пионеров, и на афише появляется новый адрес – Ленина, 19. В весенние каникулы тагильчане увидели премьеру спектакля "Морозко" по пьесе артиста Ленинградского Нового театра А. Ададурова по мотивам русских сказок. В феврале 1946-го актриса и режиссер Мария Логиновская поставила спектакль "Огневушка-поскакушка" по мотивам сказов Бажова. Оформляли его Бернгард и Крамской, роли исполняли Капитолина Тихонова, Наталья Шольц и Людмила Козлова. Постановку высоко оценила специальная комиссия и выдвинула ее кандидатом на Всесоюзный смотр в Москве.

    В 1947 году снова сменился адрес – Первомайская, 23. В здании не было ни раздевалки, ни вестибюля, ни комнаты для репетиций и поделочных цехов. Спектакли шли в клубе металлургов, кинотеатрах, школах… А новый спектакль "Хрустальный башмачок" Габэ критики признали порочным и безыдейным.

Документ 1944 года о создании театра

Документ 1944 года о создании театра

    В афише 1948 года появились спектакли "Минутка", "Сказки партизанского леса", "Двенадцать месяцев", "Красная Шапочка", "РВС", "Волшебная калоша"…Пришел демобилизованный из армии художник А. Кириллов, проработавший потом в театре 20 лет. Впервые применен тростевой метод кукловождения: до этого все куклы были перчаточные.

    В 1949-е в пьесе "С кем поведешься, от того и наберешься" впервые появился так называемый "живой план".

Подготовлено по материалам музея театра кукол.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 02.04.2014.

Нижнетагильскому театру кукол – 70 лет

И вот появилась своя сцена...

    В 1950-х годах в спектакле "Пятак и Пятачок" впервые использована мимирующая кукла, а в "Снежной Королеве" появилась новая форма вождения кукол двумя руками: правой кукловод регулировал движение головы куклы, левой – координировал движение руки.

    В это же время, учитывая критику в свой адрес, театр кукол впервые устроил общественный просмотр спектаклей, пригласив представителей партийных, комсомольских и общественных организаций. Кроме того, актеры устраивали творческие встречи со зрителями, вели шефскую работу в селах Пригородного района.

    В репертуаре были спектакли "Аленький цветочек", "Заяц и лиса", "Новый зуб", "Котофей Иванович", "Иван– крестьянский сын", "Два мастера", "Тимур и его команда", "Птичье молоко"… А своего дома у театра кукол по-прежнему не было.

    В 1964 году итоги работы театра кукол обсуждались на заседаниях исполкома горсовета: за 20 лет работы подготовлено 150 постановок, показано 8 тысяч спектаклей… Из проблем отмечены: отсутствие постоянной площадки для работы театра, текучка творческих кадров, "не выдерживался идейно-воспитательный уровень репертуара".

    В афише 1960-х значились "Поросенок Чок", "Военная тайна", "Каюкин день", "Заклятые враги", "По Щучьему велению"… В 1967 году наконец-то началось строительство здания театра кукол, которое было открыто в 1969-м. Первыми спектаклями на новой сцене стали "Волшебник Изумрудного города", "Новые приключения Пифа", "Три поросенка".

    1970-е годы прошлого века. В спектакле "Братья – разбойники" впервые использованы маски, в "Божественной комедии" вместе с куклами на сцене выступали и сами актеры, в фойе стали проводиться выставки детского творчества и новогодние представления с елками, изменилось музыкальное сопровождение спектаклей: вместо пианино и баяна появилась звукозапись. Проходили зрительские конференции, "Дни театра", недели "Театр и дети", лекции и беседы для школьников, а на страницах газеты "Тагильский рабочий" публиковались не только сообщения о новых спектаклях и рецензии, но и творческие портреты актеров. Появились очереди в кассы театра.

    В репертуаре были "Наследство Бахрама", "В лесу родилась елочка", "Дочь Золотого змея", "Сказ о храбром мальчише", "Дядя Федор, пес и кот"…

    В 1980-х тагильчане смотрели спектакли "Необыкновенные приключения Буратино", "Чешская сказка", "Кот-в-сапогах", "38 попугаев", "Алые паруса", "Путешествие длиною в ночь", "Вий", "Серебряное копытце"… Театр кукол пошел на эксперимент – создание "театра в чемодане", стали проводиться мини-концерты перед спектаклями.

    1990-е – это "Воскресная школа Буратино", семейный абонемент, спектакли на ширме "Солдатская школа" и на столе "Красная шапочка"…

    2000-е – спектакль "Сюрприз" в стиле рэп и теневой спектакль "Руслан и Людмила"…

    Но, может, про эти десятилетия тагильчане расскажут сами, вспомнят любимые спектакли, первые посещения театра кукол уже со своими детьми? Ждем ваши предложения.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 18.06.2014.

Сердце актерского коллектива

    Их называют сердцем актерского коллектива Нижнетагильского театра кукол. Они – заслуженные артисты России Светлана Ивановна и Владимир Геннадьевич Шибневы.

    Люди известные, уважаемые, талантливые, востребованные и при этом скромные, Шибневы проработали в театре более сорока лет и вот уже 12 лет преподают в Нижнетагильском колледже искусств на театральном отделении.

Светлана и Владимир Шибневы со своими нынешними учениками.

Светлана и Владимир Шибневы со своими нынешними учениками.

    В 2002 году курс актеров-кукольников был создан по инициативе директора колледжа искусств Натальи Кропотовой и директора театра кукол Ольги Цибизовой, и в том, что эта инициатива стала спасением для театра, нынче не сомневается никто. Первые выпускники Шибневых – Наталья Молоканова (Хахалкина), Татьяна Швендых (Мингалева), Роман Брилев хорошо знакомы тагильским театралам и уже не нуждаются в представлении. – То, что театр кукол жив, во многом заслуга Шибневых, – уверена главный режиссер Наталья Молоканова. – Было уже три выпуска молодых актеров, и все ребята состоялись как личности, многие остались в нашем театре.

    А сложно ли быть актером театра кукол?

    – Да, сложно, – отвечает Владимир Геннадьевич. – И физически – неестественное положение тела при работе с куклой, в каждом спектакле своя система кукол, куклы бывают достаточно тяжелые… И психологически – в одном спектакле, как правило, приходится играть не одну, а несколько ролей. Кроме того, актер театра кукол должен уметь работать и в так называемом "живом плане", то есть выходить на сцену как драматический актер.

    – Каким должен быть актер? Надо быть, прежде всего, самим собой, – дополняет Светлана Ивановна. – Обладать харизмой, большой фантазией.

    – Главное, чтобы наши актеры были Людьми. И профессионалами своего дела, – подытожил Владимир Геннадьевич.

    Конечно, меняется жизнь, меняется и театр. Но остаются воспоминания о том, как до появления собственного здания в 1969 году коллектив театра постоянно переезжал из одного временного пристанища в другое, а на гастролях артисты часто ездили и на телегах, запряженных лошадьми, и в кузове грузовых автомашин… Бывало, что не видели своих коллег месяцами. Работали в советское время по выходным в парке культуры имени А.П. Бондина, показывая спектакли под открытым небом...

    Люди старшего поколения скучают по таким спектаклям для взрослых, как "Собачье сердце", "Генералы в юбках", "Вий"… Помнят, как в 70-х годах прошлого века невозможно было достать билеты на спектакль "Божественная комедия" и какой фурор произвел в 90-х спектакль "Вертеп", став визитной карточкой театра кукол.

    – Да, "Вертеп" тагильчане вспоминают до сих пор, но восстановить этот уникальный, одухотворенный спектакль очень сложно, почти невозможно, – говорит Светлана Ивановна.

    Нынче в коллективе много молодежи, репертуар разнообразен, зрительный зал не пустует, но опытные актеры и педагоги Шибневы видят и немало проблем. К примеру, таких: молодых актеров сманивают в другие города, предлагая более комфортные условия и жилье, нет достаточного финансирования для постановки ярких, интересных спектаклей, нужны новые пьесы, инсценировки, современные сказки для современных детей…

    – В культуру надо вкладывать средства, – уверен Владимир Геннадьевич. – Раньше мы в год ставили четыре новых спектакля, а теперь только два. В идеале, в хорошем театре должно быть три поколения актеров: старшее, среднее и молодежь, а у нас среднего возраста нет. В этом году Нижнетагильскому театру кукол исполняется 70 лет, начинается новый этап его истории. Считается, что у театра каждые пять – это очередная ступенька в его развитии.

    У Светланы Ивановны и Владимира Геннадьевича Шибневых таких ступенек много. А благодаря их преподавательской деятельности в колледже искусств по этой театральной лестнице идут и молодые талантливые актеры, которых, без сомнения, через пару десятков лет тоже назовут сердцем актерского коллектива Нижнетагильского театра кукол.

Людмила ПОГОДИНА.

    ФОТО СЕРГЕЯ КАЗАНЦЕВА.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 18.06.2014.

Незабываемые встречи

    Мое знакомство с Нижнетагильским театром кукол состоялось осенью 1972 года.

    Я, молодой специалист, прибыла в Нижний Тагил по распределению после окончания института на металлургический комбинат. Поселилась в общежитии на Карла Маркса, 23. Ежедневно мой путь до трамвайной остановки шел через сквер, где расположен театр, и я всегда читала афиши.

    Где-то в октябре-ноябре появилось сообщение, что состоится спектакль для взрослых "Пигмалион" ("Прекрасная Галатея"). И так мне захотелось побывать на этом спектакле! В Нижний Тагил из Магнитогорска, где мы учились в горно-металлургическом институте, нас приехало только из одной группы пять человек. Вот я и пошла агитировать ребят в кукольный театр. Удивительно, но они легко согласились. Почему-то мне кажется, это был их первый в жизни такой культпоход, и они пошли из любопытства. А может, сыграло свою роль и то, что в те годы по телевизору часто показывали кукольные спектакли Образцова.

    Затем на несколько лет театр кукол выпал из моего поля зрения и вновь всплыл только тогда, когда появились дочери-погодки. Пока они были малышами, мы пересмотрели все спектакли.

    Необычная встреча с театром кукол произошла у меня весной 1988 года. Нашу младшую дочь, ученицу школы №71, должны были принимать в пионеры. Прием назначили в фойе театра. На беду дочь простыла и лежала с температурой. Для нее это была трагедия – одна из лучших учениц класса останется не принятой в пионеры! Мне, активистке по натуре, были понятны ее чувства, и я не могла допустить этого. Выручил папа: мы привезли дочь на своей машине буквально к уже построенной "линейке", дочери повязали галстук, она вместе со всеми дала клятву пионера. А я даже сказала всем напутственные слова. Солнечный мир открывался юным тагильчанам через огромную стеклянную стену театра, а их старые добрые знакомые куклы провожали ребят с алыми галстуками на груди в неизведанные дали.

    Потом дочери выросли, обзавелись семьями, я стала счастливой бабушкой трех внуков, которые тоже посетили театр кукол.

Валентина БРЮХОВА, постоянный зритель.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 18.06.2014.

Главная страница