Ровесники

    Событие, свершившееся 30 сентября 1944 года в Нижнем Тагиле, вошло в историю нашего города как день рождения музея изобразительных искусств. В 2010 году музею исполнилось 66 лет, Великой Победе – 65. Как видите, они – ровесники.

    В этот предпоследний год Великой Отечественной войны, согласно исторической хронике и официальным архивным документам, в рабочем городе Нижнем Тагиле, одном из главных оплотов советского тыла, произошло событие особого рода – здесь, невзирая на трудности момента, открылась картинная галерея. Она стала новым, самостоятельным учреждением культуры, всецело адресованным изобразительному искусству.

Павел Марков, 1946 г.    Пройдет время, и новоявленный храм искусств изменит свое официальное название, значительно расширив границы деятельности, и будет гордо именоваться Нижнетагильским государственным музеем изобразительных искусств. Спустя полвека его государственный статус упразднится, и из названия, как в детской считалочке, исчезнет одно из ключевых слов, придающих солидность и весомость, а в деловых бумагах появится сказочная аббревиатура – "МУК", свидетельствующая о принадлежности данного учреждения муниципалитету, то есть, городу. Но слава и профессиональный уровень музея от этого ничуть не пострадают.

    Открывшаяся в 1944 году картинная галерея, конечно, сильно отличалась от современного музея, каким мы привыкли его видеть, да и само здание было мало приспособлено для хранения художественных сокровищ и приема посетителей. Ведь уральский тыл все еще продолжал трудиться для фронта. В помещении совсем не было водопровода и канализации, центрального отопления, вместо него топились печки голландки, съедавшие за холодный сезон от 160 до 180 кубометров дров (порядка 30 грузовых машин); их заготовкой ежегодно занимались с августа по сентябрь, а для хранения лесного богатства на территорий подворья стоял обыкновенный дровяник. К отопительному сезону печки надо было подготовить так же тщательно и усердно, как мы сегодня готовим современные теплотрассы, только с акцентом на ручной труд: проверить, почистить, отремонтировать, побелить, подкрасить. Заготовка топлива и ремонт печей среди хозяйственных заданий всегда значились под пунктом номер один. Картинам и людям нужно было тепло.

    Буквально через несколько дней после торжественного открытия в новую галерею зашел приехавший с фронта солдат и был невероятно удивлен тому, что увидел перед глазами. Оказывается, в начале войны в этом здании, запущенном и мрачном, находился призывной пункт, откуда тагильчане уходили в действующую армию. Среди новобранцев в свое время был и этот нечаянный гость, не узнавший изменившиеся интерьеры. В восхищении, с гордостью и признательностью к людям искусства, фронтовик произнес замечательные слова, смысл которых очевиден был еще в древности: когда на поле боя идет сражение, в тылу люди тоже бьются за будущее, создавая музеи, творя и сохраняя высокое, доброе, вечное. А сражения шли... Война вошла в свою завершающую стадию, и фронтовые планы Ставки Верховного Главнокомандования были нацелены на стратегическое наступление в направлении Берлина и Вены. 30 сентября 1944 года календарь отмечал 1197-й день войны. Жаль только, что история не сохранила имени восторженного героя-фронтовика.

Печное отопление в залах

Печное отопление в залах

    Первой выставкой, подготовленной музеем для тагильчан, стала экспозиция "Урал – кузница оружия", название которой сегодня вряд ли требует дополнительных комментариев. А вот имена некоторых художников – участников выставки, чьи произведения были написаны во славу легендарного края и Отчизны, не вспоминаются даже на слух: Г.Л. Король, А.В. Стариков, В.И. Рябов, Г.С. Гифанов, М.Д. Павловский...

    И только пожелтевшие странички тоненьких библиотечных буклетов того времени, ставших настоящими раритетами, являются материальным подтвержден нем знаменательного события не такого уж и далекого прошлого.

    Небольшой коллектив, состоявший из 13 с половиной штатных единиц (бухгалтер-мужчина работал на полставки), с энтузиазмом принялся за новое дело, азы которого решительно и дружно постигал в процессе работы наряду с элементарными хозяйственными хлопотами.

    Буквально через год при картинной галерее начала работать студия рисунка и живописи, где, по словам тогдашнего директора и искусствоведа Израиля Борисовича Элентуха, "начинающие художники получали необходимые указания и советы". К октябрю 1947 года желающих овладеть на практике навыками изобразительного творчества насчитывалось 22 человека. По сегодняшним меркам – невероятно завидный показатель, если учесть, что студийцы были из числа простых людей, серьезно интересующихся искусством и готовых к регулярным посещениям, рассчитанным далеко не на один месяц.

Парадная лестница на 2-й этаж

Парадная лестница на 2-й этаж

    Кружок истории русского искусства предлагал академический курс лекций для учащихся и студентов, к проведению которых привлекались профессиональные лекторы – преподаватели Учительского института, музыковеды, архитекторы и местные активисты из сферы культуры. Собственных научных кадров в штатном расписании картинная галерея официально не имела (единственным научным сотрудником, начиная с 1949 года, по отчетным документам числилась главный хранитель В.К. Костина). Об этом существенном структурном недостатке с большим сожалением администрация настойчиво заявляла в своих годовых сводках, считая, что данный факт негативно влияет на деятельность и развитие музея в целом. Поэтому с привлечением светлых умов неравнодушных сердец со стороны ежегодно серьезно и старательно составлялась и обсуждалась "научно-лекционная, общественно-массовая и выставочная работа музея". Издавались листовки, составлялись каталоги выставок, готовились рекомендации в помощь начинающим сотрудникам, изучалось творчество русских, советских и тагильских художников, в частности, молодого скульптора Михаила Павловича Крамского, уже тогда снискавшего себе немалую популярность в городе. Разрабатывались "научные методики проведения экскурсий", регулярно собирался научно-художественный совет музея, работавший исключительно на общественных началах. В числе его авторитетных членов были представители ГК ВКП(б), заместитель председателя Горсовета В.И. Бушин, секретарь ГК ВЛКСМ В.А. Цилев, ответственный секретарь городской газеты "Тагильский рабочий" К.И. Сазонов, главный архитектор Тагила В.И. Бут, художественный руководитель Драматического театра Б.О. Потик и, конечно, ведущие сотрудники галереи, в том числе и молодой тагильский живописец Павел Марков, экскурсии и лекции которого охотно посещали многие зрители. Павел Николаевич был человеком очень деятельным, всегда работавшим и жившим на подъеме. Он с честью выполнял общественные, научные и партийные поручения, убежденно считая, что только благодаря яичному вкладу каждого жизнь родного города может стать духовно богаче и красивее. Молодой художник оказался не только одним из первых научных сотрудников галереи, но впоследствии и одним из первых директоров и организаторов Нижнетагильских мастерских Художественного Фонда страны. Только мало осталось тех, кто об этом еще помнит.

    Актеры, архитекторы, журналисты, художники и чиновники, собравшись в тесном кругу, решали "вопросы идейного содержания работы и художественной практики" нового музея, справедливо считая подобные заседания делом государственной важности.

    Каждый рабочий день был четко расписан в еженедельном календаре, опубликованном отдельной брошюркой, что позволяло посетителям выбирать мероприятие по душе и возрасту. Большой популярностью у местных художников пользовались знаменитые музейные "четверги" с участием Актива, состоявшего из членов Союза художников (ССХ), куда входили: орловский мастер И.М. Митрофанов, уже знакомый нам скульптор М.П. Крамской, Г.В. Патко, В.И. Влазнев, Д.А. Кавалершин, О.Э. Бернгард, художница Г. И. Вайсберг. Они с интересом обсуждали вопросы советского изобразительного искусства и возможности его популяризации в родном городе, в преддверии Всесоюзных художественных смотров предусмотрительно продумывали мотивы и темы будущих произведений, проводили творческие самоотчеты.

    В субботу галерея гостеприимно распахивала свои двери для учащейся молодежи: студентов Уральского училища прикладного искусства, горно-металлургического техникума, старшеклассников мужской и женской гимназий города. В воскресенье зрители могли не спеша, самостоятельно или с экскурсоводом, побродить по музейным залам, послушать публичные лекции о музыке, художниках, искусстве. Тематический диапазон лекционного абонемента простирался от границ Древней Персии до проблем революционного искусства современного Запада с его формалистическими течениями, априори неприемлемыми социалистическим реализмом. Бывали и концерты. И только среда на все времена так и осталась законным выходным днем.

    Удивительно, но все эти люди, у которых было великое множество собственных дел и служебных обязанностей, находили возможность с нескрываемым энтузиазмом заниматься общественной работой, искренне, с верой в душе, здоровым оптимизмом и неподдельной ответственностью реагировать на идеологические призывы Родины, стараясь быть на высоте не за награды и медали, а по зову сердца, по совести. И в этом их гражданская, историческая и просто человеческая заслуга.

    На протяжении пяти лет с момента создания галереи в ней полноценно работали семь экспозиционно-выставочных залов полезной площадью 575 квадратных метров, расположенных на двух этажах бывшего Первомайского клуба. Сегодняшняя музейная площадь, пережившая реконструкцию и евроремонты, почти совпадает с исходной.

    Художников в середине 1940-х годов в Нижнем Тагиле числилось крайне мало, практически каждый из них был на виду, каждого знали по имени и отчеству, невзирая на возраст. Основной костяк состоял из 12 человек – выходцев из Артели имени 3-й пятилетки Свердловского облхудожпрома, живописцев и графиков; скульпторы были на вес золота, очень уж сложная и редкая квалификация (собственно, как и во все времена), в 1945-м их было всего трое. Возможность публично заявить о себе на музейной выставке в качестве участника только усиливала значимость художника, поднимая его авторитет в собственных глазах, вдохновляя на творчество и новые идеи. Да и сами вернисажи были тогда в диковинку.

    За период с 1945 по 1947 годы в картинной галерее состоялись две выставки нижнетагильских художников, привлекшие большое внимание местной публики. Сотрудницы галереи, настроенные на высокую волну, писали о трудовой страстности местных мастеров, отображающих в своих полотнах и композициях "рост нашего города, созидательный труд народа, радость победоносного окончания войны и строительство светлой, счастливой жизни", и в этих громких словах звучал не квасной патриотизм и дешевый пафос, за ними стояла реальная действительность, радость и вера.

    Что касается зрителей, то для них музейные выставки современников, живущих в одном с ними городе, стали своеобразным открытием – интересным и увлекательным. Они довольно быстро завоевали популярность у тагильчан.

    Закончилась война, страна возвращалась к мирной жизни, а галерея-музей все уверенней обретала славу главного центра культуры Нижнего Тагила. Это была миссия. Ее знамя, решительно и смело поднятое музейщиками военной поры, поколения, идущие вслед, несут все так же высоко и достойно, как те, кто когда-то был первым.

Ольга Толстоброва, искусствовед.

    На фото: Павел Марков, 1946 г.; печное отопление в залах; парадная лестница на 2-й этаж.

    Фото из архива семьи Марковых и архива НТМИИ.

Литература: Газета "Тагилка" от 07.10.2010. №18(102).

Главная страница