Триумф на грани выживания
Как в старом анекдоте у нас две новости – плохая и хорошая. Начнем с хорошей: Тагильский музей изобразительных искусств одержал победу в номинации "музей в городе "N" на 10–м всероссийском фестивале "Интермузей–2008".
Тагильчане покорили Москву с первого раза, обойдя три десятка конкурсантов в своей номинации. Причем наш проект "Реставрация, как возрождение искусства" оказался востребованным не только у жюри фестиваля, но и у коллег–музейщиков, и у посетителей. Недовольны люди были только одним: очень мало печатной продукции взяли с собой тагильчане и не привезли на дисках копии своего замечательного фильма. Нет, они не пожадничали, просто пять женщин и так везли на себе, кроме книг, буклетов, каталогов, еще и 22 килограмма наглядности. Да и денег на большее у них просто не было, ведь даже за участие в фестивале они платили не сами.
Да, Нижний Тагил не смог бы принять участие в 10–м Всероссийском фестивале "Интермузей–2008", так как за 6 квадратных метров площади, витрины, стулья и техническое оснащение требовалось выложить более 50 тысяч рублей, которых у города нет для музея. Спасла слава. После участия во Всероссийском проекте "Музей. Музыка. Дети" о нижнетагильском музее изобразительных искусств в столице говорили с восхищением, фотографии именно тагильского концерта, как самые лучшие, украсили буклет, посвященный проекту. Поэтому место на фестивале нам фактически подарили в благодарность за труды.
Среди участников преобладали музеи–заповедники и своеобразные этнографические центры с мультимедийным оборудованием. Одни проводили мастер–классы, ткали половики, жарили мясо, другие устраивали интерактивные программы для детей и представления театра теней, третьи демонстрировали уникальные слайд–шоу... И нам есть, чем гордиться: в фестивале приняли участие 198 музеев со всей страны, от Калининграда до Владивостока, и только 6 получили награды. При этом Государственный окружной музей природы и человека из Ханты-Мансийска, в который уже вложены сотни миллионов рублей, получил Гран–при только с девятой попытки, а тагильчане все–таки дебютировали...
На пресс–конференции по поводу победы директор нижнетагильского музея изобразительных искусств Марина Агеева не скрывала эмоций, говоря собравшимся:
– Мы пользовались огромным спросом! Наш каталог о реставрационной работе за 60 лет ушел в лет! Это был настоящий культурный праздник, где царила удивительная атмосфера, люди с удовольствием обменивались опытом и печатной продукцией: к нам почтой идет около 80 килограммов книг. Выше этого конкурса в России нет и победа на нем очень значима. Получив в награду 50 тысяч рублей, я думала поощрить коллектив, но коллектив думает, что на эти деньги нужно обновить компьютеры.
А теперь плохая новость, от которой у музейщиков, по их словам, "подкосились ноги" – в России появились новые законы. Если они будут утверждены и вступят в силу, то "музеи загнутся".
Чем же так страшна инициатива государства? Оно хочет контролировать все!
Решив, что музейные коллекции засорены лишними экспонатами, чиновники взялись за чистку рядов, обязав сотрудников музеев устроить экспертизу для всех поступлений, начиная с 1996 года (в нижнетагильском музее изобразительных искусств таких единиц хранения 4000).
Теперь, чтобы Москва разрешила оставить экспонат в коллекции, нужно на каждый сделать заявку, приложив специальные документы и фотографии. Реестр рассмотрения каждого произведения 90 дней. И кроме бумажной волокиты это грозит нарушением сотрудничества, отработанных связей, так как без разрешения Министерства культуры нижнетагильский музей изобразительных искусств не сможет организовать выставку картин из своей коллекции даже в музее истории Уралвагонзавода.
Но и это еще не все: из штатного расписания убраны научные сотрудники и заместитель директора по науке, отныне научной работы в музее будто бы нет. "Мы с сегодняшнего дня ничего не можем. Теперь года два будем доказывать, что это не правильно", – подвела неутешительный итог Марина Владимировна.
Цель Министерства культуры РФ, видимо, была изначально благая – поставить на учет все музейные сокровища и ужесточить ответственность за их хранение. Но в итоге – бюрократия и возможность перераспределения художественных шедевров. Каким образом? Вполне законным! Решит московская комиссия, что в провинциальном музее не созданы подходящие условия для хранения уникального произведения (сигнализация не на том уровне, освещение не в норме, денег на реставрацию мало), и заберет его в фонды какого-нибудь столичного или областного центра.
Кто думает, что это нереально, пусть спросит у знатоков, как подобное перераспределение ценностей проходило на заре советской власти, когда тагильские архивы и музеи лишились сотен единиц хранения. Не достойны оказались.
Особенность ситуации и в том, что спрашивают и с частных, и с ведомственных, и с муниципальных, и с государственных музеев одинаково, а "карман–то у каждого свой". Тот же нижнетагильский музей изобразительных искусств при всем желании от государства ни копейки не получит и вынужден все свои надежды возлагать на родной муниципалитет, потому что помочь по закону может только он.
Но тагильчане не спешат расстраиваться и уверенно держат "оптимистичный жизненный тонус", празднуя заслуженную победу Всероссийского масштаба. Они привыкли выживать и надеяться только на себя, потому и не боятся новых трудностей. Пусть им повезет!
Алеся СОБОЛЕВА.
Литература: Газета "Тагилка" от 19.06.2008, №13(38).