Не расстанусь с комсомолом

    75 лет отметит в 2011 году Уралвагонзавод – один из ведущих отечественных машиностроительных комплексов. Юбилейная дата приходится на октябрь, а весной – 21 марта 1936 года состоялось первое общезаводское комсомольское собрание, на котором был избран комитет ВЛКСМ. Его секретарем стала Берта Розина.

    Невозможно представить историю шестиорденоносного Уралвагонзавода без истории его молодежной организации. Здесь для тысяч юношей и девушек комсомол стал настоящей школой жизни. Само время давало им уроки мужества, добра и справедливости, учило дружбе и стойкости, воспитывало чувство ответственности за все, что происходит вокруг.

    Комсомольская организация завода всегда славилась своей активностью и нацеленностью на конкретные дела. В довоенный период уралвагонзаводцы со значками ВЛКСМ на груди ежедневно по 3–4 часа после основной работы занимались строительством трамвайного пути и шоссейной дороги, соединяющей поселок УВЗ с центром Нижнего Тагила.

    В военное лихолетье ушли на фронт семь эшелонов танков Т–34, собранных комсомольцами и молодежью сверх плана. Неслучайно в 1946 году заводу на постоянное хранение передали Красное знамя ЦК ВЛКСМ и Наркомата танковой промышленности.

    Комсомольцы и молодежь Уралвагонзавода самым активным образом участвуют в послевоенном развитии предприятия, Дзержинского района и города. На стальные магистрали страны были отправлены десять сверхплановых эшелонов грузовых полувагонов.

    Как бы круто ни менялась жизнь, мы не имеем права забывать историю страны, в которой биография нескольких поколений неразрывно связана с комсомолом. Его школу на Уралвагонзаводе прошли такие талантливые руководители, как Н.А. Пернач, И.В. Окунев, Я.П. Агриков, Я.А. Черемных, М.П. Шарнин, В.П. Мозолин, И.И. Долгушин, Н.И. Данилов, В.В. Ильин, В.Н. Перхуров, Н.А. Малых, С.И. Духовников и другие известные люди нашего города.

В гостях у комсомольских активистов Уралвагонзавода бывший директор завода и нарком танковой промышленности И.М. Зальцман (в первом ряду третий справа) и комсорг ЦК ВЛКСМ на заводе в годы войны Н. П. Пернач (в первом ряду вторая справа). Октябрь 1986 г.

В гостях у комсомольских активистов Уралвагонзавода бывший директор завода и нарком танковой промышленности И.М. Зальцман (в первом ряду третий справа) и комсорг ЦК ВЛКСМ на заводе в годы войны Н. П. Пернач (в первом ряду вторая справа). Октябрь 1986 г.

    Каждое из заводских комсомольских поколений имеет свою биографию. Ветераны 30–40–х годов помнят, как строился завод, как осваивалось производство вагонов, а затем и танков. Молодежь 50–80–х годов создавала комсомольско-молодежные бригады на трудных участках производства, участвовала в субботниках на строительстве жилья, дворовых спортивных площадок, шествовала над селом, школами, училищами. Конкурсы профессионального мастерства, работа комсомольского прожектора и оперативного отряда – все это не только память прошлых лет, но и хороший пример для сегодняшней молодежи.

    ВЛКСМ не канул в Лету. Остались его дела, его дух, жива память десятков миллионов людей о комсомольском братстве и комсомольской юности. Комсомол остался в истории нашей страны как символ мужества и героизма, беззаветного служения Отечеству. Это знают старшие поколения. Но это важно знать и входящим в жизнь, на чьи плечи ложится ответственность за будущее завода и страны. Нынешняя молодежная организация "Уралвагонзавод" стремится продолжать лучшие традиции, помогает вернуть в молодежную среду чувство коллективизма и ответственности, проявить себя, воспитывает гражданскую позицию. А это – залог того, что дело, начатое 75 лет назад, продолжается.

Сергей КУЗНЕЦОВ, секретарь комитета ВЛКСМ Уралвагонзавода в 1985–87 годах.

    Фото из архива автора.

    Литература: Газета "Весь Тагил" от 10.03.2011, №10(33).

Главная страница