Литературный квартал

    Одни екатеринбуржцы успели его полюбить, другие даже не подозревают о его существовании. Что уж говорить о нас, тагильчанах? Хотя, не побоюсь этого определения, уникальный квартал в центре Екатеринбурга, официально именуемый "Объединенный музей писателей Урала", – целый мир, дающий каждому, кто с ним соприкоснется, богатую пищу для ума и души.

Тайна сундучка

    – Как бы звали дедушку Водяного, если бы он жил в море? – Меньше всего Галина Юрьевна Коновалова похожа сейчас на научного сотрудника, она такой же азартный участник игры, как девчонки и мальчишки, что наперебой торопятся с ответом:

    – Тритон!

    – Это название иностранное. А русское – Царь Морской.

    Денис, которому повязывают окладистую бороду Водяного и вручают трезубец, давится от смеха, хотя Галина Юрьевна в который раз напоминает:

    – Сделай грозное лицо.

    По-разному входит в нашу жизнь книга. Кому-то первую сказку прочитает мама, кто-то запомнит на всю жизнь строки, услышанные в детском саду, школе, на литературном вечере". Но далеко не всем повезет так, как этим екатеринбургским ребятишкам, что слушают "Аленушкины сказки" в доме, где жил их автор, где с портрета глядит на слушателей сама Аленушка, которую убаюкивали эти строки.

    Елена Мамина завещала "недвижимое имение, состоящее из дома с землей и пристройками", городу Екатеринбургу и настоятельно просила устроить в нем музей Мамина-Сибиряка. Последняя воля дочери писателя свято блюлась уральцами. Они бережно хранили вещи Дмитрия Наркисовича, присланные еще в 1912 году О.Ф. Гувале в Уральское общество любителей естествознания О.Е. Клеру. Организовывали выставки, собирали редкие документы о литературной и общественной жизни Урала. Однако война отодвинула открытие музея до первого мая 1946 года.

    Так что 1996 год для мемориального дома-музея Д. Н. Мамина-Сибиряка юбилейный. Пятидесятый. Этому событию посвящена выставка "Музей вчера, сегодня, завтра". Наигравшись, получив призы за верно отгаданные загадки, ребята разбредаются по выставке, самые любопытные норовят заглянуть в металлический сундучок, открывающий экспозицию: что в нем?

    Сундучок и впрямь хранит тайну. Хотя, казалось, откуда ей взяться? Надпись на крышке: "Рукописи Мамина-Сибиряка Д.Н." – делает все предельно ясным, но...

    Поскольку ни писатель, ни его дочь в завещании не упоминали о сундучке, члены УОЛЕ сомневались, есть ли у них право ознакомиться с содержимым. Сомнения эти разрешились, когда 17 августа 1915 года Онисим Егорович Клер пригласил на собрание УОЛЕ самых близких Мамину-Сибиряку людей. Обменялись мнениями и открыли крышку. В сундучке, выстланном асбестом, в идеальном порядке лежали рукописи. Больше 90 прекрасно сохранившихся рукописей!

    Если оттолкнуться от известных данных, можно предположить, что рукописи произведений, написанных на Урале, оказались в несгораемом хранилище в 1891 году, когда Мамин-Сибиряк простился с Екатеринбургом и уехал в столицу. Но кто положил их туда, любовно составил опись? Кто заказал сундучок, кто подумал о защитнике-асбесте?

    – Сундучок еще ждет своего исследователя, – уверена заведующая домом-музеем Надежда Прокопьевна Крякунова.

Колобовская, дом М.Я. Алексеевой

    Не этот ли своеобразный сейф сохранил для нас тетрадные листы, густо покрытые бисерным, четким маминским почерком?

    "Кончена эта рукопись в Екатеринбурге, в Колобовской улице, в доме Алексеевой. 1883 г. 2 сентября в 1.35 мин. пополудни".

    Удивительное чувство испытываешь от того, что читаешь это авторское "послесловие" к "Приваловским миллионам" в том же доме на Колобовской (теперь улица Толмачева), переходишь из гостиной в столовую, через распахнутое окно веранды можешь заглянуть в сад. Кажется, вот-вот выйдет навстречу Мария Якимовна: кружевной шарф брошен на спинку стула, на фисгармонии "забыты" ноты любимого романса "Кубок янтарный", в вазу выложены фрукты. Может, сам Дмитрии Наркисович оторвется от письменного стола. Гостем ощущаешь себя в старом доме. Притом желанным.

    Когда-то о душевном уюте друзей заботились хозяева, через сто с лишним лет эти хлопоты взвалили на свои плечи ас музейного дела Ирина Ивановна Степанова и Людмила Алексеевна Чеснова. Когда "Объединенному музею писателей Урала" передали дом М. Я. Алексеевой, первой жены Д.Н. Мамина-Сибиряка, он только-только перестал быть "коммуналкой", в которую превратили исторический особняк в советские годы. И потому здесь несколько лет просто использовали помещение, устраивая выставки. Интересные, подчас уникальные, но только выставки.

    Задуманная экспозиция требовала тщательной исследовательской и собирательской работы. И она велась в научных учреждениях и архивах, музеях и квартирах уральцев, совместно с коллегами, краеведами, старожилами края. Из небытия возвращали имена и документы, приобретали, а порой и получали в дар вещи. Людмила Алексеевна справедливо считает, что документ и вещь приобщают нас к ушедшей эпохе, помогают понять ее, а потому:

    – Случайных вещей в музее быть не должно.

    Шторы современные мастера сшили по "образчику" из "Ремесленной газеты", которую выписывала Мария Якимовна, обучавшая девочек рукоделию. Раритеты за стеклом собраны Дмитрием Наркисовичем. В старинном альбоме – портреты людей, живших в Екатеринбурге сто лет назад...

    – Пользуясь случаем, – говорит Л.А. Чеснова, – хотела бы поблагодарить тагильских коллег-музейщиков, доверивших нам редкую книгу из Демидовской библиотеки, чтобы сделали муляж.

    Да, кроме вещей, в комнатах вольготно расселились книги, старинные журналы и газеты, каталоги частных и публичных библиотек. Наравне с именами Радищева, Жуковского, Пушкина, Даля звучат забытые имена наших писателей-земляков А. Туркина, И. Колотовкина, А. Сигова-Погорелова, А. Корипищиковой, А. Словцовой-Камской, К. Носилова, Е. Гадмер и других. Как неведомую страну, открывают посетители музея "Литературная жизнь Урала XIX века" их книги.

    Начавшийся Дергачевскими чтениями в Уральском государственном университете и обширной выставкой, юбилейный год продолжился открытием по сути нового музея.

    Из зала в зал в нем явственно проступает концепция экспозиции: напомнить уральцам о богатстве их духовных корней именно в стенах, где некогда кипела творческая жизнь. Это мы, нынешние, кидаем свой досуг на потребу идолу с голубым или цветным экраном. На Колобовской же, как и в домах Тихачеков, О.Е. Клера, других семьях екатеринбургской интеллигенции, жили радостью общения. Все музы собрались под гостеприимным кровом.

    Сбором их – и не только посредством экспозиций, экскурсий, просветительских лекций – заняты сегодня, пожалуй, и все, кто работает в "Объединенном музее писателей Урала". Давно ли с открытой концертной площадки отзвучала популярная музыка в исполнении филармонического оркестра (яблоку негде было упасть среди любителей классики). А в доме, где со временем обоснуется музей "Литературная жизнь Урала XX века", открылась выставка работ Александры и Михаила Сажаевых. Художник, живший не так давно в "алексеевском" доме, с ностальгической ноткой запечатлел и его, и строения, что стояли рядом и даже на месте нынешнего Литературного квартала. А там, глядишь, после летнего перерыва в уютном концертном зале вновь зазвучит русский романс. Поднимет занавес собственный театр.

    Прохожие уже задерживают взгляд на краснокаменном здании, поднявшемся в Литературном квартале, а посетители выставки "Музей вчера, сегодня, завтра" заглянули даже в зал: полукруг удобных кресел, маленький балкон, несколько занавесов, с помощью которых постановщик может "кроить пространство" в соответствии с творческим замыслом.

    – Театр литературный, – особо подчеркивает направленность директор комплекса Лидия Александровна Худякова, под чьим руководством не только пять домов Литературного квартала, но и музеи П.П. Бажова в Екатеринбурге и Сысерти стали единым целым, хранящим духовные традиции нашего края и ставящим цель передать эти традиции потомкам.

    Вот почему рядом с макетом театра, сооружение которого в ближайшее время планируется закончить, на выставке представлены и макеты будущего: музея сказки с детским игровым центром и кафе "Аленушкины сказки".

Куклы со всего мира

    Но музейные работники не уповают только на будущее, с детьми работают каждый день. С утренника в доме-музее Д.Н. Мамина-Сибиряка я попала сразу на экскурсию школьников в почтовом дворе. Колокольчик под дугой, карета в сарае, ухват у русской печи, горка сундуков явились экскурсантам словно из сказки. С этой "сказкой" школьники незаметно впитывают в себя и урок по истории родного края: вещи, которые их так удивляют, - предметы обихода, какими пользовались наши предки. Не исключение и этот двор, где служил почтальоном Михаил Васильев Решетников и где родился его сын, будущий известный "беллетрист-народник" Федор. Научные сотрудники отыскали запись о рождении Ф.М. Решетникова в метрической книге Екатерининского собора на 1841 год.

    Сейчас в ямщицкой тишина, а на Новый год, Рождество, Масленицу она оживает возбужденными голосами, смехом. Накатавшись с горки во дворе, наигравшись в снежки, детвора валит гурьбой за длинный стол, за которым ямщики хлебали щи и на котором для них приготовлены горячий чай и блины. Праздники в Литературном квартале (а поводов для них не так уж и мало) славятся своей необычностью.

    Ну, где еще могли "откопать" забытую сказку начала века "Кукольный бунт"! А здесь она ожила. Смирнехонько сидят на кресле провинившиеся Боря и Таня, величаво взирает на них королева Мими, чинящая суд за покалеченные братом и сестрой игрушки... Куклы "рассказывают" детям и эту сказку, и "Щелкунчика", и "Белоснежку" и другие. Куклы, собравшиеся к дизайнеру Елене Лисиной со всего мира.

    Елена – член международной федерации кукольных клубов, единственная в России. Расписанные ею матрешки, сшитые в русских традициях куклы пользуются большим спросом у коллекционеров игрушек. Взамен...

    – Когда я по приглашению знакомых была в Бельгии, – рассказывает Лена, – женщина отдала мне куклу, которую берегла с детства. И еще трех... И старинного морячка. Из Америки прислали диснеевских гномиков (секрет каждого раскроется, если смочить его водой). Щелкунчик – из Германии.

    В коллекции уже 1250 кукол более чем из 40 стран мира.

    – Устраивая выставку "Куклы в русской и зарубежной сказке", даже не предполагали, что она соберет столько посетителей, – признаются сотрудники музея. – Из 14 стран, 69 городов.

    Мой взгляд ревниво ищет в списке только одно название. Есть! Нижний Тагил.

* * *

    По тенистой дорожке сада, что чист и ухожен, вновь поднимаюсь на Колобовскую. В каждом доме Литературного квартала у колокольчика свой голос, но каждый возвещает: "К вам гости! Встречайте".

Ирина ДЕНИСОВА.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 30.07.1996.

Главная страница