По заветам любимых мастеров

    Я люблю идти по старинной улице Тагильской за Горбатым мостом, которая ведёт в музей истории подносного промысла – Дом Худояровых. Эта улица в числе восьми первых обозначена на плане нижнетагильского посёлка за 1734 год.

    Её возникновение относится ко времени постройки старого Демидовского завода. Улица Тагильская сохранила облик уральской старины. Когда я иду по ней, то представляю, что живу в 18 веке. По этой зелёной улице когда–то ходили Худояровы – крепостные художники–живописцы, "владевшие тайнами лакирования", которые оставили заметный след в истории уральской художественной культуры.

    Недалеко от купеческого особняка – "господского дома" – в глубине улицы расположен двухэтажный деревянный дом, внутри которого погружаешься в глубокое прошлое Нижнего Тагила. Будто заходишь в гости к семье Худояровых и знакомишься с их династией из четырёх поколений, начиная с родоначальника Андрея Степановича.

    На первом этаже – мастерская. Можно представить, как здесь кипела работа над созданием подносов – это тяжёлый ручной труд. При помощи молотков и различных представленных там инструментов из больших кусков металла изготовляли сначала чёрные подносы, а затем кисть живописцев превращала их в скатертные подносы или подносы–картины.

    Мне нравится подниматься по скрипучим лестницам на второй этаж, где открывается история развития подносного промысла с 18 века до наших дней. Когда я подхожу к выставке подносов А.В. Афанасьевой, то не могу оторвать от них глаз. Агриппина Васильевна – старейший художник горнозаводского промысла, участник возрождения уральской росписи в Тагиле, бронзовый медалист ВДНХ 1977 года. Все её подносы – мои любимые экспонаты.

    Перевожу взгляд от одного подноса к другому и не могу выбрать лучший. Это всегда традиционные, яркие, пышные, воздушные букеты в раскидку. Роспись Агриппины Васильевны поражает своей чистотой мазка, изяществом линий и в то же время простотой и совершенством. Художница расписывала их в возрасте 70 лет. Мне не верится, что это роспись бабушки, кажется, девушка составляет каждый раз новые букеты вроде бы из одних и тех же крупных старинных роз. Мне хочется погладить поднос рукой, потому что, как бы я ни вглядывалась, не могу увидеть даже тончайшего выступающего слоя краски.

    – Агриппина Васильевна учила наносить красочный мазок на поднос таким тонким слоем, чтобы пальцем не чувствовалась высохшая краска, и в то же время, чтобы цвет был яркий и чёрный лак не просвечивал, – рассказывает ученица Агриппины Васильевны Татьяна Васильевна Плавская, руководитель объединения "Уральская роспись" в Доме детского творчества Тагилстроевского района, где я занимаюсь росписью подносов.

    Сначала я училась росписи у Веры Павловны Полевой, отличного мастера промысла, которая тоже была ученицей Агриппины Васильевны. В прошлом году наша семья переехала с ГГМ на Красный Камень, и, к счастью, рядом с нашим домом оказался такой же кружок по росписи. Здесь я видела фотографии старенькой бабушки в платочке. Это и была известная художница подносного промысла А.В. Афанасьева.

    Агриппина Васильевна родилась в 1913 году. Ещё тринадцатилетней девочкой обучалась уральской росписи у Устиньи Емельяновны Растемяшиной–Борболиной. С 14 лет Агриппина Васильевна уже работала художником по росписи подносов в артели "Красная заря", а затем в артели "Металлист" на заводе "Эмальпосуда". Во время Великой Отечественной войны подносный промысел не работал совсем. После войны в газете поместили объявление: "Всем художникам вернуться на завод". На заводе "Эмальпосуда" Афанасьева работала до 75 лет, последние годы обучала росписи молодых.

    Татьяна Васильевна рассказала мне, что в 1976 году, когда ей было 17 лет, набиралась первая группа для обучения уральской росписи под руководством главного мастера–художника, дипломированного специалиста предприятия Геннадия Петровича Бабина. Обучала девушек Агриппина Васильевна, которая единственная сохранила все секреты и приёмы ремесла. Ей было в то время 63 года. С этого и началось возрождение давно забытой уральской росписи, так как раньше небольшая группа художников подносного цеха работала в технике московской росписи.

    Я не была знакома с художницей Афанасьевой, но хочу продолжить старые традиции – научиться расписывать подносы крупными старинными розами. И мне сейчас 17 лет, как когда–то моей учительнице, когда она начинала.

    Несомненно, достойны восхищения подносы современных художников: Т.В. Юдиной, В.П. Полевой, Л.И. Кизиловой, Т.В. Гуляевой и других. Техника росписи продвинулась далеко вперёд. Появилась сложная многослойная и многоцветная роза. Молодые художники, пришедшие на смену Афанасьевой, придумали новые композиции и цветы. Но непревзойденная простота, совершенная композиция Агриппины Васильевны всегда будут примером, основой и эталоном для всех художников. Яркие розы с крупными лепестками ещё долго будут радовать глаз многих поколений.

    В этом году исполняется 265 лет тагильскому промыслу – знаменитой росписи по металлу. Я хочу поздравить всех, кто причастен к этому труду.

Ксения НИКОЛАЕНКО.

    Литература: Газета "Весь Тагил" от 15.09.2011, №36(59).

Главная страница