Каменные цветы Виктора Васильева

    В Нижнетагильском музее изобразительных искусств открылась вторая персональная выставка тагильского камнереза Виктора Михайловича Васильева, состоящая из двух разделов и экспонирующая 38 произведений камнерезного и ювелирного искусства, созданные мастером за более чем двадцать лет.

"Роза"

"Роза"

    У каждого художника свой творческий путь, своя дорога в мир искусства. Удивительный и прекрасный мир камня привлекал Виктора Михайловича еще с детства. Увлечение рисованием и занятия в геологическом клубе "Полюс" помогли Васильеву понять и почувствовать эстетическую ценность природного камня. Профессиональное образование, полученное сначала в геологоразведочном техникуме, затем в Пермском государственном университете, работа на шахте "Магнетитовая" укрепили его любовь к природной эстетике минералов. Прекрасное знание природных свойств материалов, огромная коллекция поделочных камней, собранная Виктором Васильевым за годы многочисленных экспедиций, а главное – страстное увлечение камнем привели его к идее создания малого предприятия "Горный мастер", которое в 1991 году было реорганизовано в "Мастерскую Васильева".

    Диапазон творчества Виктора Васильева обширен: от изготовления вещей, ориентированных на традиции уральского камнерезного промысла, до создания авторских произведений. Мастер, создавая декоративную композицию, постоянно ставит перед собой важные задачи – это и исполнение интересного эскиза, и отбор качественного сырья, и техника исполнения, включая все тонкости обработки поделочных и драгоценных камней.

    Особое место в творчестве В.М. Васильева занимают работы, отражающие красоту и гармонию мира цветов. Именно цветочные композиции принесли мастеру особую популярность и признание. Поводом для создания таких произведений послужили букеты, созданные знаменитым ювелиром Карлом Фаберже. Так появились "Фиалки" (1997), выполненные из чароита и нефрита. От эскиза до воплощения в материале автору потребовалось четыре года. При создании каждой детали цветка художник применяет свою технологию, используя различные способы фрезерования, сверления, шлифовки, полировки.

"Подснежники"

"Подснежники"

    Вдохновленный своим первым удачным опытом, Васильев приступает и к работе над другими цветочно-ягодными композициями, такими. как "Желтая смородина (2001), "Орхидея – Каттлея" (2002), "Колокольчики" (2003), "Черника" (2007), "Ирисы в вазе" (2008) и другие. В своих произведениях он стремится передать не натурализм цветка, а удивительно живое впечатление от него. Многочисленные флористические каменные композиции – это свидетельство подлинной любви автора к необыкновенному и разнообразному миру природы. Для каждого образа мастер находит подходящий минерал: для фиалок – сиреневый чароит, орхидей – белый кахалонг или огненный карнеол, васильки и колокольчики выполнены из синего лазурита. Всевозможные оттенки нефрита разной насыщенности как нельзя лучше подходят для передачи удивительного и меняющегося зеленого мира растений.

    Воображение зрителя поражают не только цветы, но и прозрачные вазы, в которых они закреплены. Вырезанные из цельного куска горного хрусталя в технике "trompe L'oeil", создают иллюзию налитой в них воды. Подобный прием был заимствован В. Васильевым у К. Фаберже.

    Не менее увлекателен другой раздел выставки, где демонстрируются декоративные композиции – "цветы в природной среде", выделенные по временам года. Нежные "Подснежники" (2001) из матового горного хрусталя или весенние "Крокусы" (2004) из прозрачного резного аметиста пробивают себе дорогу в холодной ледяной толще, стройные яркие "Ирисы" (2004) любуются своим отражением в неподвижной зеленоватой глади воды.

    Для творчества Васильева свойственно сочетание характерной обобщенной формы с необработанными отдельными участками камня. Кажется, что автор только слегка подправил природный камень, выпустив на волю замершие зонтики цветов в композиции "Морозное утро" (2009), где предельно лаконичная форма полевых сухоцветов, покрытых льдинками, и снег, сползающий по их хрупким стеблям, наполнены чувством трепетной нежности и грусти. Васильев удачно подобрал природный камень, и халцедон в сочетании с золотым цветом металла передает ощущение "морозности" в композиции. Автор активно использует халцедон как средство художественной выразительности в своих работах для передачи снега и выявления то огненно-яркого цвета упавшего рябинового листа в работе "Первый снег" (2004), то нежно-зеленоватых оттенков пробудившихся весенних первоцветов – "Утро" (2004).

    Но автору свойственно и расширение диапазона природных минералов, используемых в композициях. Так, в работе "Белушка" (2006) Васильевым в качестве основы применен магнезит: на серовато-охристой поверхности камня прорастает целый букет из маленьких белых цветов, наполненных ощущением свежести весеннего дня.

    Произведения Виктора Васильева продолжают изобразительную традицию художественного воплощения образов цветка в камне. Мастерство и понимание самоцветов позволяют художнику выявить интересные возможности обработки и подачи камня на стыке природы и эстетики. На выставке "Тайны каменной флористики" представлены только оригинальные произведения Виктора Михайловича Васильева, отражающие одно из ярких и значимых направлений в творчестве мастера.

Лидия ХАЙДУКОВА, старший научный сотрудник НТМИИ.

    Фото Андрея Гоголева.

    Литература: Газета "Весь Тагил" от 20.10.2011, №41(64).

Главная страница