От учительского института – до академии

    2 октября 2009 года в спортивно-развлекательном комплексе "Металлург-Форум" прошло празднование 70-летия Нижнетагильской социально-педагогической академии.

    История вуза, выросшего из учительского института, насчитывает 70 лет. Специально к памятной дате коллектив учебного заведения выпустил книгу "НТГСПА: 70 дней в 70-летней истории", наполненную воспоминаниями и зарисовками. К своему празднику вуз подошел в условиях экономического кризиса в стране, но академия, несмотря на сложности, сохранила десятилетние традиции и укрепила материальную базу. Сегодня в ее составе четыре института, 11 факультетов, где студенты получают знания по 61 специальности и профилю. Также есть факультет магистерской подготовки и аспирантура по четырем специальностям. В текущем году академию закончит ее 50-тысячный выпускник.

    Факультет сценических искусств НТГСПА нынче встретил учебный год в новом здании, совсем недавно распахнул двери первым посетителям музей природы. В будущем в вузе планируют открыть несколько новых специальностей: промышленная экология, природный ландшафт и дизайн, спортивная подготовка и здоровьесберегающие технологии.

    70-летие вуза его коллектив и студенты встретят в спортивно-развлекательном комплексе "Форум". В честь юбилея награды и поощрения получат лучшие представители академии. Знаком "Почетный работник высшего профессионального образования" будут отмечены старейший преподаватель физико-математического факультета Ю.М. Филимонов, проректор по производственно-экономическим вопросам М.Г. Патрушев, декан факультета управления и социальной работы Л.И. Кириллова.

    Звание и почетный знак "Заслуженный работник НТГПИ – НТГСПА" вручат одному из старейших преподавателей филологического факультета П.Т. Поротникову, проректору по учебно-методической работе Л.П. Филатовой и доценту физмата О.С. Кретинину.

В.ФАТЕЕВА.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 02.10.2009.

День академии совпал с юбилеем

    2 октября 2009 года главное здание Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии украсили яркие растяжки и флаги. На всех этажах вуза бросались в глаза фотоиллюстрации из жизни студенчества. НТГСПА отмечала ежегодный праздник – день академии. На этот раз он совпал с 70-летием учебного заведения.

НТГСПА

НТГСПА

    Здесь начинали 15 преподавателей и 150 студентов. Через 13 лет количество студентов удвоилось. А когда маленький учительский институт преобразовали в педагогический, это стало настоящим толчком в развитии высшего образования в Тагиле. Через каждые пять–шесть лет открывались новые факультеты. К химико-биологическому – присоединялись в строгой последовательности художественно-графический, факультет иностранных языков, истфак, факультет педагогики и методики начального образования.

    При первой аттестации, которую прошел вуз, было 17 специальностей, в текущем году академия готовит студентов по 61 специальности и профилю. Ежедневно в аудиториях, библиотеке, спортивных залах занимается более 5 тысяч студентов. 310 преподавателей (почти у 60% ученые звания и степени) читают лекции и проводят практические занятия.

    С момента введения должности ректора здесь было только три руководителя вуза – М.М. Кожевников, В.И. Владимирцев и В.И. Смирнов, что свидетельствует о стабильности учебного заведения.

    С особой гордостью Владимир Иванович Смирнов говорил о сильной материальной базе вуза, которая создана за эти годы. На 600 компьютерах последнего поколения осваивают учебный материал студенты всех факультетов. В зданиях тепло, удобная столовая, богатая библиотека, в аудиториях – красивые стены, хорошая мебель. Построено общежитие. 4-этажный учебный корпус. Новое здание для факультета сценических искусств передано в этом году муниципалитетом Нижнего Тагила.

    Важно, что здесь хорошая творческая атмосфера. За два десятка лет работы нынешнего ректора не было практически ни одного крупного конфликта между администрацией и преподавателями. У студентов есть возможность раскрыть свои таланты в десятках художественных коллективов. Почти десять лет по условленному соглашению студенты не рисуют на столах и партах, поэтому деньги для ремонта используют для развития вуза.

    Будущее академии видится не простым. Чиновники от образования хотят, чтобы академия стала филиалом, либо – перевести ее финансирование на местный бюджет. Мы десятилетиями выращивали педагогов. Смогут ли они работать в других условиях? А без них нет вуза. Без вуза Тагил превратится в рабочий поселок.

    Многие выпускники боятся сдавать ЕГЭ по химии, физике, поскольку этим предметам отводилось в школьной программе старших классов всего несколько часов. Но самые трудные времена ожидают вуз в 2011 году, когда школу закончат те, кто первыми пошел в 4–й класс начальной школы после длительного трехлетнего обучения. Выпускников будет чуть более 400 человек, абитуриентов для вузов набрать сложно. Мы все равно сохраним вуз, но решить эту проблему окончательно смогут только столичные чиновники, – резюмировал В.И. Смирнов.

    Уровень образования в Нижнем Тагиле оценивается очень высоко. Об этом говорят результаты ЕГЭ, а также количество учебных заведений, которые получили президентские гранты на развитие. В августе ректор педагогической академии был награжден знаком "Почетный гражданин России". Это результат его личных заслуг и плодотворной работы всего вуза.

    В металлург-форуме во время празднования юбилея участники встречи посмотрели фильм об истории академии, концерт в исполнении творческих коллективов НТГСПА и праздничный фейерверк.

В. ФАТЕЕВА, Елена ОСИПОВА.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 07.10.2009.

Учительский институт. История становления

    Быстрый рост народного хозяйства и культуры Свердловской области и города Нижний Тагил, острый недостаток в учителях с высшим педагогическим образованием создали необходимость открытия в области второго педагогического института. Первым был Уральский индустриально-педагогический институт, открытый в 1930 году.

    История Нижнетагильского учительского института началась 27 июня 1939 года, когда вышло постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР о реорганизации педагогических училищ Наркомата просвещения в учительские институты. В списке новых вузов числился Нижнетагильский учительский институт, в который планировалось принять 150 студентов.

Здание учительского института на улице Ленина, 1940-е.

Здание учительского института на улице Ленина, 1940-е.

    28 июля 1939 года президиум горсовета принял постановление об открытии в Нижнем Тагиле учительского института с предоставлением ему здания начальной школы №4. В августе того же года институту было передано здание татарской начальной школы №14.

    С 1 сентября 1939-го студенты и преподаватели приступили к занятиям. Основные его учебные здания располагались на улице Уральской, 2 и 4. НТУИ состоял всего из трех факультетов: физико-математического, русского языка и литературы и исторического. Первыми руководителями института были: директор Варфоломей Павлович Бедняков, он же преподавал историю народов СССР, его заместитель по учебной части Алексей Федорович Пяткин и помощник по административно-хозяйственной части Никита Артемьевич Зайцев. В первый год работы института преподавали: физику – В.А. Грехнев и А.М. Виноградов, математику – П.А.Трифонов и В.Т. Пономарев, психологию и педагогику О.А. Зубринская, русскую литературу – М.А. Батин, русский язык – А.И Силина и другие.

    Первые государственные экзамены в учительском институте совпали с началом Великой Отечественной войны. Институт окончили 79 студентов, из них 9 человек получили дипломы с отличием.

    И без того недолгая работа учебного заведения в связи с начавшимися боевыми действиями оказалась под угрозой. Это связано было, прежде всего, с тем, что многие студенты и преподаватели ушли на фронт. Кроме этого молодому вузу пришлось потесниться. В Нижний Тагил были эвакуированы два технических вуза с оккупированных фашистами территорий – Орджоникидзеградский машиностроительный и Криворожский горнорудный институты. Осенью 1941 года в учебные помещения и общежитие института (ул. Уральская, 2, 4, 6, 8), вначале на правах арендатора, был вселен Орджоникидзеградский машиностроительный институт. Под влиянием руководства эвакуированного института горисполкомом вынесено решение о передаче в августе 1942 года учебных корпусов машиностроительному институту, это решение утверждено СНК СССР Лишь незначительная часть общежития на ул. Уральской, 8, оставалась за студентами учительского института, проживающими в нем на правах нежелательных квартирантов. Однако летом 1943 года и эти помещения отошли машиностроительному институту.

    С начала 1942-1943 учебного года Нижнетагильский учительский институт переехал в новое здание бывшей школы глухонемых на ул. Мопра, 25 (в настоящее время пр. Мира, 27). Какое-то время это двухэтажное здание с институтом делили Торгпит и эвакопункт. Кроме этого на первом этаже размещалось студенческое общежитие, прежде занимаемые студентами площади были переданы в распоряжение горвоенкомата. Такое сокращение мест в общежитии вынудило уйти из института иногородних студентов.

Объявление о наборе студентов, 1939 год.

Объявление о наборе студентов, 1939 год.

    За 1941-1943 годы положение института оставалось нестабильным из-за частой смены руководящих кадров. В июле 1941-го его возглавлял эвакуированный в Нижний Тагил бывший секретарь Минского горкома коммунистической партии Белоруссии и депутат Верховного Совета Белоруссии, историк по образованию Парфен Петрович Савицкий. С февраля 1943-го, после его возвращения в Белоруссию, обязанности директора некоторое время выполнял Лев Михайлович Шнеерсон. С мая по декабрь 1943-го институт возглавлял Пантелеймон Антонович Моргун, в декабре он был отозван на родину – в Харьков. В марте 1944 года на должность директора института получил назначение Михаил Андрианович Батин.

    Однако, несмотря на все потрясения, за период с 1941-го по 1943 годы институт дал стране более 300 молодых педагогов. На третий год работы института в условиях военного времени в нем обучалось 230 студентов. За счет эвакуированных в город работников образования улучшился профессорско-преподавательский состав: вместо одного преподавателя с ученой степенью в предвоенные годы в 1944 году в институте было уже семь сотрудников с учеными степенями и званиями, из них четыре штатных.

Количество высококвалифицированных специалистов выросло, хотя состав их менялся. Кафедру русского языка и литературы возглавлял кандидат филологических наук Кирилл Михайлович Емельянов, кандидат физико-математических наук Петр Ефимович Бурцев руководил кафедрой физики и математики, где работали профессор А.А. Ребиков, кандидат технических наук Б.М. Яворский, доцент А.С. Лашко. Доцент В.Г. Левен возглавлял кафедру истории, доцент Е.П. Ересь – кафедру педагогики и психологии. Доцент В.П. Турченко вел цикл военно-спортивных дисциплин, в силу преимущественно женского состава обучающихся главная роль отводилась санитарной подготовке.

    Сотрудники института сами производили заготовку топлива для учебных помещений и общежитий, их ремонт, раскорчевывали участок для подсобного хозяйства, обрабатывали его, собирали урожай. Студенты во главе с преподавателями в военные годы выезжали в летнее время в колхозы, осуществляя социалистическую помощь сельскому хозяйству, помогали в выполнении плана военным заводам, участвовали в сооружении 3-й комсомольской домны Нижнетагильского металлургического завода, за что получили благодарность от руководителей строительства. В связи с этим в 1945 году 23 человека были представлены к награждению медалями "За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг."

    К сожалению, многие специалисты покинули Нижний Тагил, в том числе из-за тяжелых материальных условий. Преподаватели не были удовлетворены квартирами и плохим снабжением топливом, а те, кто не имел ученой степени и звания, не могли пользоваться льготным дополнительным питанием.

    К концу войны квалификационный уровень преподавательского состава значительно снизился. Научно-исследовательская работа в институте замерла. В 1944 году принято решение об объединении двух факультетов в одно историко-филологическое отделение, однако это не дало должных результатов, поскольку многим студентам было тяжело справляться с дополнительной нагрузкой, что отражалось на качестве подготовки по специальности. Разделение произошло только в 1946 году.

    По итогам 1944-1945 учебного года 95 студентов успешно сдали государственные экзамены, три из них получили дипломы с отличием. Всего за годы войны институт выпустил более 400 молодых учителей. Некоторые из выпускников направлялись на работу в другие регионы страны, в которых наиболее значительно ощущалась нехватка преподавательских кадров. Многие оставались в школах Свердловской области, особенно в ее северных районах, на которые в основном и была ориентирована работа Нижнетагильского учительского института.

    В послевоенное время значительно увеличился контингент студентов. В соответствии с паспортом учительского института в 1946-1947 учебном году значилось 213 человек на заочном и дневном отделениях, а в 1948-1949 учебном году число студентов увеличилось до 507.

    На основании приказа Министерства высшего образования СССР об изменении в сети педагогических и учительских институтов РСФСР от 21 августа 1952 года Нижнетагильский учительский институт был реорганизован в высшее учебное заведение – Нижнетагильский государственный педагогиче-ский институт (НТГПИ). С этого момента начался новый этап в жизни института – крупнейшего в городе вуза, дающего своим выпускникам законченное высшее образование по широкому спектру педагогических профессий.

Наталия ЗЛОБИНА, ведущий архивист Нижнетагильского городского исторического архива.

    ФОТО ИЗ АРХИВА.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 10.05.2018.

Главная страница