Поиски и находки

    В декабре горно-металлургическому колледжу имени Черепановых исполнится 300 лет.

    В истории старейшего учебного заведения немало удивительного и поучительного. В 1973 году оно было признано лучшим в Российской Федерации.

    Чтобы заслужить такую оценку, пришлось многое изменить в системе подготовки учащихся директору того периода Сергею Сергеевичу Борисову.

    До 90-х годов в адрес техникума приходило множество писем со всего Советского Союза и даже из-за рубежа с просьбой поделиться опытом организации связей с выпускниками и системой оценки деятельности педагогов, которая показалась многим преподавателям других учебных заведений очень эффективной.

    Ниже в сокращении опубликованы записи С.С. Борисова, директора техникума с 22-летним стажем.

    Когда приступил к работе директора, понял всю ответственность руководства коллективом. К тому времени авторитет нашего учебного заведения был на высоте. Еще в начале истекшего столетия известный ученый-металлург Грум-Гржимайло назвал техникум "старейшим светочем культуры на Урале". А во второй половине того же столетия другой выдающийся ученый-горняк, академик Н.В. Мельников, по влиянию на развитие горного дела и металлургии ставил Нижнетагильский техникум в один ряд со старейшими учебными заведениями Европы: Шойронским университетом в Венгрии, Фрайбергской горной академией в Германии и Ленинградским горным институтом.

    Я понимал, что сохранить традиции, в первую очередь – высокое качество подготовки специалистов, можно только устраняя недостатки и проблемы, возникающие в учебно-воспитательном процессе по объективным и субъективным причинам. И главную из них в тот момент видел в необходимости разработки и внедрения системы оплаты педагогического труда в соответствии с его качеством и количеством.

    Проект "Положения об учете труда преподавателей", после предварительного ознакомления с ним преподавателей, в октябре 1968 года внесли на обсуждение педагогического совета. Сложнее было привести показатели труда в соответствие с его оплатой. Но и эту проблему решили: хорошо и много трудишься – бери любую педагогическую нагрузку без ограничения, несмотря на "потолок", установленный министерством в 1,5 ставки. Если при этом педагог переоценивал свои возможности, это сразу отражалось на качестве работы, и показатели труда при подведении итогов снижались, что автоматически приводило к уменьшению планируемого количества педчасов на следующий год, и, следовательно, к снижению заработной платы. Поэтому каждый трудился по своим возможностям, а получал по труду. С введением системы учета работы месячная зарплата у наиболее активно работающих педагогов была на уровне, а нередко и выше, чем у директора.

    Четырехлетний эксперимент подтвердил высокую эффективность принятой системы учета труда педагогов. Опытом заинтересовались в других учебных заведениях, а после публикации статьи "Как мы оцениваем работу преподавателя" со всех концов посыпались письма. Сначала с просьбами выслать "Положение", затем с подтверждением собственного положительного эффекта использования нашего опыта. На статью откликнулось около 200 средних специальных учебных заведений разного профиля из России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Молдавии, Туркмении. Латвии, Азербайджана, Таджикистана, Киргизии, Эстонии. И даже из Болгарии, где, оказывается, тоже читали этот журнал. В октябре 1972 года пришлось организовать специальный семинар для делегаций из разных регионов страны, пожелавших более детально познакомиться с нашим опытом. Вскоре техникум был награжден дипломом ВДНХ, а я – серебряной медалью.

    Второе начинание, вызвавшее широкий резонанс педагогической общественности, касалось организации преемственности между школой и техникумом, реализации педагогического кредо: "прежде чем учить – познай ученика!"

    Идею преемственности поддержал городской отдел народного образования, положительно отреагировали школы. "Система изучения личности учащегося с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса" экспонировалась на ВДНХ и была отмечена второй серебряной медалью. Большой интерес педагогов, посещавших наш техникум, вызывали так называемые индивидуальные дисциплинарные карточки, в которых фиксировались как отрицательные, так и положительные моменты в поведении и учебе учащихся. Идея принадлежала еще А.С. Макаренко. В результате удавалось не только быстро выявить недисциплинированных воспитанников и принять соответствующие меры, но и преподавателей, работающих по принципу: "ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу".

студенты экспериментальной группы научно-исследовательского профиля за выполнением очередного задания (июнь 1992 г.)

Студенты экспериментальной группы научно-исследовательского профиля за выполнением очередного задания (июнь 1992 г.)

    Через пять лет моей работы в должности директора управление кадров и учебных заведений Минвуза РСФСР решило обобщить опыт учебно-воспитательной работы техникума и провело основательную проверку нашей деятельности. А затем разговор вынесли на обсуждение коллегии союзного министерства. Судя по вопросам, заданным после доклада (только у министра В.П. Елютина их было более 20), членов коллегии особенно заинтересовало большое число реальных дипломных проектов выпускников, запрошенных предприятиями для внедрения, серьезная внеклассная и спортивная работа, военно-патриотическое воспитание учащихся, организация технического творчества, связь с выпускниками и, буквально, поразила их организация быта и отдыха учащихся (2/3 всего контингента дневного отделения ежегодно охватывалось той или иной формой организованного отдыха). Удивило, что во всех общежитиях был установлен строгий распорядок дня: в 7.00 – подъем, в 7.10 – утренняя 10-минутная зарядка на улице в любую погоду.

    Коллегия одобрила работу коллектива техникума по подготовке квалифицированных специалистов и их воспитанию и обязала Информационный центр высшей школы опубликовать наш опыт учебно-воспитательной работы. Самым неожиданным для меня в решении коллегии была констатация факта, что техникум является лучшим в республике, т.е. в РСФСР. Такого высокого статуса ни раньше, ни позже не удостаивалось ни одно среднее специальное учебное заведение. Эту высокую оценку нам надлежало подтвердить дальнейшей работой.

    ...Покидая Москву, уже знал, над решением какой проблемы мы будем работать в ближайшие годы. На примере нашего учебного заведения следовало доказать, что единственным объективным критерием оценки работы педагогического коллектива является конечный результат его труда – качество подготовки выпускников. И оценивать это качество должен потребитель – учреждение или организация, куда приходит выпускник учебного заведения, будь то производство, вуз или армия.

    Для оценки качества подготовки выпускников в техникуме была разработана система получения сведений о их производственной деятельности, учебе в вузах, службе в армии. Эти данные заносились в специальную картотеку. Ежегодно анализ отзывов обсуждался на педсовете. По каждому случаю отрицательного отзыва отчитывался классный руководитель и зав. отделением. Обобщенные данные за один из 5-летних периодов выпускников, работающих на базовом предприятии, дали такую картину:

    – высокий и достаточный уровень подготовки по специальности имеют 93% выпускников;

    – добросовестно относятся к работе 98,7%;

    – участвуют в рационализации и изобретательстве 19%.

    Через некоторое время, в соответствии с нашими предложениями, в бланк направления выпускника на работу был добавлен отрывной корешок, который предприятие обязано было выслать в техникум через год его работы, указав уровень теоретической и практической подготовки, организаторские навыки, уровень воспитанности и другие показатели, характеризующие выпускника. Это намного упростило сбор сведений, который осуществляли ранее по своей инициативе. По существу, была завершена организация связи учебного заведения с молодыми специалистами, позволившая окончательно перейти на оценку деятельности педагогического коллектива по конечным результатам.

    К сожалению, в связи с отменой направлений на работу существенно осложнилась обратная связь между техникумом и выпускниками, но это ничуть не дискредитирует систему оценки работы педагогического коллектива по конечным результатам, эффективность которой была доказана многолетним опытом ее применения в нашем учебном заведении.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 31.07.2009.

Главная страница