Три века в трех рисунках

Нижнетагильский завод. Загрузка доменных печей

    Скорее всего, на данном рисунке представлены этапы развития доменного дела вообще и, в частности, системы загрузки шихтовыми материалами доменных печей Нижнетагильского металлургического завода имени В. В. Куйбышева.

    Происхождение картины, так условно назовем наш рисунок, предположительно таково. В 1943 году директором Нижнетагильского металлургического завода им. В. В. Куйбышева был назначен Николай Яковлевич Гуляев, Сам доменщик, да и по долгу службы он прекрасно понимал отсталость доменного цеха и вынашивал план его переустройства. Очевидно, он решил выразить это наглядно, в рисунках. Возможно, задание художнику директор, или по его поручению кто-то из сотрудников заводоуправления, высказал примерно так: изобразить загрузку доменных печей завода в год его пуска, в современном виде и в будущем. Наверное, какие-то технические указания художнику были также даны. Не вдаваясь в подробности, а возможно, и не имея достаточных технический знаний, художник и нарисовал доменную печь 1725 года не с той страницы технической литературы, а дату под вторым рисунком поставил "современную", т.е. 1943 год. Поэтому следует считать датой рисунка 1943 год. Что касается датировки третьего этапа, то можно сказать, что часто желаемое опережает действительность. Между замыслом переустройства и его претворением уходят годы, и немалые, на утверждение, разработку проекта, выделение финансирования, подготовку и саму реконструкцию. Дата предполагаемой реконструкции - 1945-1946 гг. - поставлена весьма смело.

    Сама доменная печь явно не соответствует действительности 1725 года как по изображению, так и по устройству горновой части домны. Здесь доменная печь изображена с рисунков западноевропейских печей, да и то значительно позднего периода, хотя в технической литературе имеются рисунки уральских доменных печей, по времени соответствующие первому году выдачи чугуна на Нижнетагильском заводе и по своему устройству присущие именно Уральскому региону - попарное расположение в одном корпусе двух доменных печей с наружным квадратным сечением, но круглым внутренним пространством, вложенным уральскими мастерами по кружалу.

    Открытое окно в горне доменной печи как бы изображает жар с температурой более 1000 градусов. В те времена и вплоть до середины XIX века действительно в стенке нижней части домны была, примитивно выражаясь, щель, находящаяся выше уровня скапливающегося в горне чугуна и позволявшая периодически спускать шлак из печи. Горн такой печи назывался "горн с открытой грудью", или просто печь "с открытой грудью". Но рисунок никак не соответствует устройству доменной печи того периода и отождествляет окно мартеновской печи. Технические неточности изображения этапа 1725 года ни в коей мере не умаляют значимости рисунка и не снижают восприятия первых шагов развития доменного производства на Урале.

    Между первым и вторым этапом прошло более 200 лет. За это время конструкция доменных печей неоднократно менялась и, соответственно, менялись способы доставки шихтовых материалов от рудных месторождений, их подготовка к доменной плавке и загрузка в доменные печи. Коренная реконструкция на заводе, изменившая масштабность и облик доменного цеха и всего завода, была проведена в 1930 году. Тогда-то и были построены доменные печи новой конструкции и профиля, с бурачным способом загрузки. Это был крупный шаг для НТЗ, но перевозка бураков на рудном дворе от бункеров к доменной плавке и загрузка в доменные печи. Коренная реконструкция на заводе, изменившая масштабность и облик доменного цеха и всего завода, была проведена в 1930 году. Тогда-то и были построены доменные печи новой конструкции и профиля, с бурачным способом загрузки. Это был крупный шаг для НТЗ, но перевозка бураков на рудном дворе от бункеров к вертикальным подъемникам по монорельсам (по местному -бимсовым дорожкам) осуществлялась лошадьми, а на колошниковой площадке также по монорельсам их катили люди, они назывались катали, так же, как и внизу. В 1951 году лошади на рудном дворе были заменены тракторами, но подкатку к бункерам бураков и их насыпку рудой, коксом и другими добавками осуществляли катали.

    Доменщики не могли мириться с сохранившейся все-таки ручной работой и большим количеством людей, работавших на загрузке печей. Каталей верхних и нижних, засыпщиков, машинистов подъемников и загрузки (на колошнике), коногонов, весовщиков, десятников, техников по шихте в каждой смене общим числом было 25 человек, в трех сменах с подменой на выходные дни, отпуска, болезни и прочие невыходы на работу- до 100 человек. Всего же в цехе на всех участках работало 300 человек. Экономически невыгодно было содержать такое множество низкоквалифицированных людей, и в целях снижения себестоимости чугуна и повышения производительности был выработан новый план реконструкции. Он представлен третьим рисунком с новой бункерной эстакадой, скиповым наклонным подъемником и совершенным засыпным аппаратом.

    Картина, сколько помнит автор, постоянно висела в кабинете директора. Затем с образованием Нижнетагильского металлургического комбината, куда органически влился завод в 1957 году, и уходом в связи с этим Николая Яковлевича на другую работу, она еще 30 лет провисела в диспетчерской завода. В 1987 году после закрытия завода ваш покорный слуга, уже работавший над созданием музея-завода, изъял ее для сохранения.

    В 1992 году картина была выставлена в экспозиции "Доменный цех" - в помещении пульта управления доменными печами, по-местному выражению, в "будке аппаратчиков". Во время экскурсий и других посещений экспозиции она вместе с другими информационными материалами наглядно помогала экскурсантам уяснить историю развития доменного дела на Урале. В связи с неоднократными проникновениями посторонних в будку аппаратчиков, картину пришлось в 1998 году снять с экспозиции и определить ей, как предмету, относящемуся теперь уже к музею-заводу, другое место хранения, а именно - фондохранилище музея-заповедника.

    Картина сохранилась неплохо, все прорисованное прекрасно видно, но все-таки состояние ее таково, что требуется реставрация.

Сергей ХЛОПОТОВ.

Литература: Газета "Горный край" от 01.08.2002.

Главная страница