На тагильской окраине

    Уралвагонзавод занесен в Книгу рекордов Гиннесса как крупнейший танкостроительный завод, и как крупнейшее по занимаемой площади промышленное предприятие. И вполне естественно, что у такого гиганта не один музей, а целых три, объединенных в музейный комплекс.

Музей истории завода

    Первоначально, в 80-х годах, он был открыт в правом крыле первого этажа ДК имени Окунева. Небольшие площади гарантировали ему "быть как все". К счастью для музея, вскоре началось строительство новой центральной проходной. Старая была одноэтажная, деревянная и только позорила завод. На третьем этаже, согласно проекту, было отведено помещение для музея.

    Первые слова у тех, кто сюда приходит, одни: "Ух ты!". За дверью открывается зал шестиметровой высоты площадью 700 м2, где встроен сегментом второй этаж, покоящийся на стальных конструкциях, напоминающих архитектуру и интерьер заводских цехов. По замыслу дизайнеров весь строй экспозиции, организация ее художественного пространства должны подчеркивать, что речь идет о крупном предприятии с поточно-конвейерным принципом производства.

    Музей настолько огромен, что каждый найдет для себя что-то интересное. Работали ведь там люди. Вот экскурсовод и расскажет, как они работали. И что лучшими работниками были не те, что "задрав штаны, бежал за комсомолом", а раскулаченные. Ведь раскулачивали всех, кто хоть на голову выделялся из общей массы, то есть самых трудолюбивых. Может, они и выжимали семь потов из батраков, да из себя зато десять.

    В экспозиции представлен фанерный чемодан, заполненный грамотами, которыми высланная вместе с семьей из Краснодарского края в 1933 году стерженщица цеха мелкого стального литья Т. А. Лысенко была награждена за свой труд на предприятии в течение 40 лет. Рядом лежит уникальный документ, ярко характеризующий социально-правовое положение спецпереселенцев. Это справка, выданная Н. Л. Слинько в 1935 году горисполкомом Нижнего Тагила. За ударный труд и активное участие в общественной жизни Дзержинского района ей были возвращены гражданские и избирательные права, но из примечания следовало, что "возвращение гражданских прав не дает права выезда с территории ссылки". То есть спецпереселенцы были закреплены, как крепостные, за Уралвагонстроем, а затем Уралвагонзаводом.

    Да и судьба других людей была незавидна. Взять, например, Андрея Силина, изобретателя первого в мире полуавтомата сварки наклонным электродом. Он проработал на Уралвагонзаводе до 1944 года, затем получил инвалидность и был уволен в крайней степени дистрофии. Дальнейшая судьба талантливого инженера неизвестна, но созданный им в конце 30-х годов 20-го века метод "гравитационной" сварки до сих пор применяется в промышленности разных стран мира.

    На соседнем стенде представлена великолепнейшая коллекция фирменных знаков станкостроительных предприятий мира, чьим оборудованием комплектовался завод. Перед ней останавливаются даже коллекционеры марок и спичечных этикеток. А еще музей обладает неплохой коллекцией советских орденов и медалей, собранной благодаря заводчанам. Так, после смерти Юрия Максарева, бывшего директора завода в военные годы, все его награды были переданы в музейный фонд. Среди них семь орденов Ленина, полководческие ордена Суворова 1-й степени и Кутузова 2-й степени. И это у директора тылового завода! Англичане в своем справочнике "Кто есть кто" написали о нем статью под названием "Крупнейший русский инженер". А ведь кроме максаревского, были и другие подобные завещания!

    Много в музее и макетов различных вагонов. Ведь завод создавался как вагоностроительный. Вагонным КБ руководил Дмитрий Лоренцо. Под занавес своей жизни Лоренцо создал конструкцию универсального вагона с раздвижной крышей. Выпускались они, правда, недолго. В условиях тотального дефицита двигатели малой мощности, которые раздвигали и соединяли алюминиевую крышу, регулярно разворовывались на дорогах страны.

    В музее есть уголок, посвященный первому послевоенному директору Ивану Окуневу. Но в реальности ему посвящен почти весь второй этаж. Такой глубокой народной памяти на Вагонке не оставил никакой другой директор. И все благодаря тому, что он сразу после войны много занимался социальным развитием.

    В конце 40-х начале 50-х завод почти не имел нормального жилого фонда. Люди жили в бараках, землянках. Эвакуированные, оставившие нормальные квартиры на Западе, не могли уехать, поскольку война для них не закончилась. Завод до 1955 года был на военном положении.

    Создать людям нормальные человеческие условия Окунев считал своим долгом. Благоустроенное жилье строилось хозспособом. ОКС открыл курсовую базу, где сталеваров, токарей, фрезеровщиков, инженеров обучали на каменщиков и плотников.

    Окунев понимал, что завод не сможет развиваться без инженерного корпуса, квалифицированного и высокообразованного рабочего класса. Поэтому он всячески поощрял тех, кто шел учиться в ШРМ, которых здесь было целых 4.

    В те времена существовал термин, применявшийся даже в отделе кадров при заполнении трудовых книжек, практик. Были мастера-практики и инженеры-практики. А вот образования у этих практиков не было. Окунев отправил учиться сотрудников всего инженерного корпуса вплоть до 50 лет. После окончания техникума начальник тяжелой кузницы в своем выступлении сказал: "Как приятно почувствовать себя в 54 года молодым специалистом".

    Есть в музее и уголок, посвященный криогенному производству. Оно было создано в 1954 году. Начиная с первого искусственного спутника Земли и запуска в космос Юрия Гагарина, Уралвагонзавод участвовал во всех стартах космических ракет в СССР. 70% стартового оборудования на всех российских космодромах с маркой УВЗ. Завод заправляет ракеты-носители и космические аппараты жидкими криогенными газами. Заводские системы изоляции криогенных емкостей считаются самыми идеальными в мире.

Выставка вагонной техники

    Каждый третий вагон, эксплуатирующийся на железнодорожных магистралях России, с товарным знаком предприятия. За годы своего существования завод выпустил таковой более миллиона экземпляров. Естественно, что этой специализации завода посвящен один из музеев в виде выставки вагонной техники.

    У некоторых представленных здесь вагонов интересная история. Крытый вагон с деревянной обшивкой кузова модели 11-36 это и есть образец тех самых теплушек, в которых везли раскулаченных на стройки народного хозяйства и солдат Отечественной войны на передовые. Перестали их выпускать только в 1974 году.

    Или взять четырехосный полувагон модели 12-532. Специалисты ценят его за то, что это был самый технологичный полувагон за всю историю отечественного железнодорожного транспорта. Ну а для неспециалистов интересно то, что данный экспонат был изготовлен из сэкономленных заводом материалов для сверхпланового эшелона "Тагильский комсомолец" в 1977 году. Спустя 28 лет он вернулся на Уралвагонзавод с партией подвижного состава для капитального ремонта.

    А еще посетители могут посчитать количество осей у вагонов. Шестиосные полувагоны выдерживают 100 тонн груза, а восьмиосные аж 125!

    Вагоны, выпускаемые УВЗ, имеют непосредственное отношение к покорению космоса. Выше уже упоминалось о криогенном производстве. Но ведь продукт этого производства нужно было в чем-то перевозить. В 1952 году Уралвагонзавод получил задание на производство железнодорожных цистерн для транспортировки жидкого кислорода. В начале 60-х годов КБ криогенного машиностроения Уралвагонзавода совместно с учеными ВНИИ криогенного машиностроения разработали изотермические цистерны на основе вакуумно-порошковой изоляции. На выставке представлен образец уникальной универсальной цистерны для транспортировки жидкого кислорода, азота (-195°С) с потерями массы лишь 0,3% в сутки. Как жаль, что такие великолепные термосы делают для кислорода, а не для чая.

    Попасть в музей завода не просто, а очень просто. Он находится в здании главной проходной "за танком". Доехать до музея от вокзала можно на маршрутных такси № 4, 7, 50. Заходите в помещение и сразу направо до упора упретесь в дверь, ведущую в бюро пропусков. Открываете, заходите, и через пару-тройку метров дверь налево. За ней лестница. По этой лестнице поднимаетесь на 3-й этаж.

Борис МАЙДАНИК.

    Литература: Газета "Уральский рабочий" от 25.02.2010.

Главная страница