Автограф на портрете века оставил патриарх тагильской живописи Петр Бортнов

    Нижний Тагил отдает долг художнику. Великие и трагические страницы истории Урала он пропустил через сердце и отразил в своем творчестве, сказала на открытии выставки в музее изобразительных искусств доктор исторических наук, почетный гражданин Нижнего Тагила Татьяна Гуськова. "Я сам не ожидал, что на 91-м году в моей жизни будет такое событие!" признался Петр Степанович, отвечая на вопросы окружившей его молодежи.

    Для молодых картины Бортнова ценнее учебника истории. Известно, как переписывают историю иные авторы учебников. Но невозможно заново написать "Бои за Тагил в 1918 году" или "Братьев", убежден скульптор Анатолий Неверов.

    Сам автор охотно отвечал на вопросы, как создавалась та или иная картина:

    "Братья" это размышления о самой трагической для любой страны гражданской войне. Пленный красноармеец и его золотопогонный конвоир поймут друг друга, братоубийства не будет! Поиски прототипа для картины "Мать" были долгими, пока я не узнал о своей землячке из Нижней Салды, потерявшей в годы Великой Отечественной пятерых сыновей. И… не успел написать ее, женщина умерла. Моя героиня вобрала и ее черты, стала как бы обобщенным портретом матерей, все отдавших детям и потерявших их всех.

    Двоих сыновей отняла та война у матери художника. Петру Бортнову, пограничнику, служившему на Сахалине, пришлось воевать в 45-м. Медаль "За победу над Японией", орден Отечественной войны 2-й степени получены за ратный труд. Звание заслуженного художника России за участие в республиканских и зональных выставках. Уральским самородком, наследником "певца Урала" Мамина-Сибиряка в живописи называют Петра Степановича Бортнова.

    Еще величают Патриархом за несгибаемую физическую и духовную стойкость, за редкую для его возраста трудоспособность, за то, что никогда не изменял героям своих картин, какие бы крутые перемены ни случались в родном Отечестве. А ведь было время, когда в угоду корпоративным интересам музеи истории предприятий отказывались вывешивать портреты героев пятилеток, стыдливо прятали в запасники "Ходоков у Ленина", а современников новой России по сей день почти не увидишь изображенными кистью художников.

    Я никогда не хотел быть богатым и не умею творить для богатых господ. Но всегда старался жить и работать по совести, говорит человек, которого война сделала инвалидом, а преклонные годы принесли проблемы со зрением, почти лишив возможности заниматься живописью.

    Папа для меня пример трудолюбия и доброты! Он до сих пор ведет уроки в Уральском училище прикладных искусств, сам пишет этюды и не оставляет литературное творчество, узнала я от Натальи Бортновой, известной тагильской художницы. Петр Степанович "художеством" увлекся еще в детстве, но в 1946 году, после демобилизации, вернулся в паровозное депо Нижней Савы, где его еще помнили выпускником фабрично-заводского училища.

    Здесь и "аукнулась" ему тяжелая контузия. Врачи отлучили скрывшего инвалидность фронтовика от тяжелой физической работы.

    Так в художественно-промышленном училище Нижнего Тагила появился новый студент показанные абитуриентом живописные работы настолько покорили преподавателей, что Бортнов был зачислен сразу на третий курс. Воспоминания о годах учебы, работы в училище, в мастерских Художественного фонда России в литературных трудах Бортнова. А его коллеги по творческому цеху тепло вспоминают "Крючок" юмористическую стенгазету Петра Степановича, заядлого рыбака.

    Сегодня автора шаржей и шутливых эпиграмм больше тянет на серьезные размышления о событиях минувшего века, о поколении наследников солдат-победителей. Просьбу прочесть что-то из своих стихов отклонил, мол, книг не имею. Но в музеях страны исторических и художественных в Москве, Екатеринбурге, Нижнем Тагиле есть картины Бортнова. Как говорящие страницы летописи Отечества.

Татьяна КОНОНОВА.

    Литература: Газета "Уральский рабочий" от 20.08.2009.

Главная страница