Тагильская барабушка
Если воскресить в памяти далекие послевоенные годы, то вспоминается очень многое, в том числе и то, что в советское время в нашем городе существовал свой вид уральской народной частушки – знаменитая барабушка.
Впервые я услышал тагильскую барабушку, будучи еще мальчишкой, во второй половине 40-х годов прошлого века. Бойкая разгульная мелодия мне понравилась.
Тогда мы жили на Лебяжке, в квартале из двухэтажных домов, и я неоднократно наблюдал такую картину: по улице шла шумная компания подвыпивших парней с баяном или аккордеоном. Гармонист, широко растягивая меха, играл барабушку, а остальные громко пели вызывающие и матерные частушки, заканчивая пение уханием. В это время во дворах частных домов начинали бегать, гремя цепями, и лаять потревоженные псы. Проходившие мимо пожилые женщины обычно останавливались и поругивали парней, называя тех бессовестными.
Барабушка пользовалась большой популярностью у тагильской молодежи. Она считалась уличной частушкой. Иногда ее пели и во время домашних праздников, под нее танцевали, но на концертах в клубах и дворцах не исполняли из-за непристойного содержания. Пожилые люди называли эти песни похабными, потому что они разрушали нравственные устои, разлагающе влияли на молодых. Тагильчане метко прозвали барабушку "семьдесят четвертой" – по номеру статьи о хулиганстве в Уголовном кодексе.
Частушки играли на баяне, аккордеоне, гармониках. Техника не представляла большой сложности. Хорошего голоса тоже не требовалось. Барабушка была проста в исполнении и легко запоминалась. Она являлась песенной формой протеста против запретов и ограничений свободы поведения.
В результате негативного отношения к барабушке и постоянного сноса домов частного сектора, где она фактически жила, ее стали забывать. А жаль. Ведь музыка была неплохая, а петь можно и приличные частушки.
Сергей ВЛАСОВ, краевед-любитель.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 04.05.2011.